СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки для индивидуальной работы по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Карточки для индивидуальной работы по окружающему миру»

Группа 1

Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии, на острове, расположенном в низовьях Северной Двины. Его Родина – деревня Денисовка, недалеко от Холмогор.

Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по-европейски на реке Двине галиот – парусный корабль и другие суда. Совершал на них далёкие морские походы, перевозил грузы и людей.

Мать, Елена Ивановна, умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли - «зуйка». Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Впечатления от плавания остались у него на всю жизнь. Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? И т.

В 11-12 лет начал постигать грамоту по «Арифметике» Магницкого, «Грамматике» Смотрицкого. Назвал эти книги «вратами своей учености». Он читал ч таким усердием, что выучил наизусть. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Ломоносов прочитал все, что было под рукой.

Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Мачехе (неродной матери) не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. Поэтому он читал в уединенных местах.

Но была у М. Ломоносова заветная мечта, которую он боялся сказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась. Заветная мечта Ломоносова – учиться.




Группа 2

В конце 1730 г. Ломоносов тайком уходит из дома. Путь до Москвы он прошёл с рыбным обозом. В ту пору ему было 19 лет. И было в Москве место, куда более всего стремился Михайло. Это Славяно-греко-латинская академия, или, как еще называли, «Спасские школы». Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.

Михайло назвался дворянским сыном, а знания его так поразили экзаменаторов, что он был принят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на 1 копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды.

Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех.

А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. “ Да он лучше учителей всё знает, “- шептались школяры.

Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий.

Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.

Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот трёх лучших студентов отправляют в Германию в город Марбург для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, по механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.



Группа 3

Ломоносов прожил за границей около четырех лет. Все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком.

По возвращению в Россию, Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое.

Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове, как о лучшем поэте России. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.

В 1755 году он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

1.Открытия в области литературы, поэзии: разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”; выпустил “Риторику”; в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

2.Открытия в области физики: открыл закон сохранения материи; сконструировал термометр;

3. Открытия в области химии: открыл первую в России химическую лабораторию; составил рецепт для приготовления фарфоровых масс; разработал принципы новой науки “Физической химии”.

 4. Открытия в области астрономии: открыл атмосферу на Венере; построил телескоп.

5. Открытия в области географии: составил “Полярную карту”; разработал приборы для морского кораблевождения; доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6. Открытия в области геологии: теория о возникновении металлов и минералов; “ О причине землетрясений”.

7. Ломоносов – художник: открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин; изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”; избран почетным членом Петербургской Академии художеств.