СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки формулировка проблемы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С большим текстом работать детям сложно. Маленькие отрывки помогут в отработке навыка формулировки проблемы сочинения егэ

Просмотр содержимого документа
«Карточки формулировка проблемы»

Нахождение проблемы в тексте по тезису и контраргументам

КАРТОЧКА № 1

ТЕКСТ

(1)Человек должен быть интеллигентен. (2)А если его профессия не требует интеллигентности?(3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего самому человеку.

(По Д. С. Лихачёву)

ЗАДАНИЕ

1. Прочти текст и найди тезис и контраргументы, которые выдвинул автор, выделить номера этих предложений без запятых

2. Опираясь на тезис и контраргументы, определи, какую проблему поднимает автор

ОТВЕТ

 2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

КАРТОЧКА № 2

ТЕКСТ

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли и чувства. И это всё благодаря языку.

(А. А. Леонтьев)

ЗАДАНИЕ

1. Прочти текст и найди тезис и контраргументы, которые выдвинул автор, выделить номера этих предложений без запятых

2. Опираясь на тезис и контраргументы, определи, какую проблему поднимает автор

ОТВЕТ

1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

КАРТОЧКА № 3

ТЕКСТ

Анфиса Дмитриевна Малухина по распределению приехала в наш посёлок в 1960-м и начала вести в нашем классе историю. Эти уроки и я, и все мои одноклассники помним до сих пор!

Мы постоянно делали и слушали интереснейшие доклады: по импрессионизму и по голландцам, по современной литературе и классической музыке. Ну и про кино тоже.

Анфиса Дмитриевна выделялась: красный диплом в институте, энциклопедизм, высокий рост, красота, коса до пят, аристократизм, юмор, щедрость!

Вы навсегда остались в наших сердцах, дорогая, любимая Анфиса Дмитриевна!

(По Н. Гарлановой)

ЗАДАНИЕ

1. Прочти текст и найди тезис и контраргументы, которые выдвинул автор, выделить номера этих предложений без запятых

2. Опираясь на тезис и контраргументы, определи, какую проблему поднимает автор

ОТВЕТ

1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 4

Формулирование учащимися вопросов по материалам текста

ТЕКСТ

«Возлюби себя, как ближнего своего…» Поэт призывал к этому иронично, философ – всерьёз, но любовь к себе – это, действительно, первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий, - страшен.

Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других. Посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей, и вы убедитесь, что это так! Они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением; им не надо слишком уж скрывать недостатки, не надо бояться насмешек и осуждения.

Эта любовь естественна. А потому не заметна, в ней нет ничего вымученного. Такие вот люди – всегда любимцы, они показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом…

(По В. Леви)

ЗАДАНИЕ

1. Сформулируй 5 вопросов по тексту и запиши их

2. По своим вопросам сформулируй проблему текста и запиши её

 

ОТВЕТ

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 5

Выделение часто повторяющихся в тексте слов

ТЕКСТ

Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. Берёзовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

«Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли. (…)

Я бросил вёсла и смотрел на журавлей.

За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре.

Сейчас на реке мне подумалось, что шедевры существуют не только в искусстве. Но и в природе.

(По К. Паустовскому)

ЗАДАНИЕ

1. Подчеркни в тексте слова, которые встречаются 3 раза

2. На основе подчёркнутых слов, определи проблему, которую поднимает автор?

ОТВЕТ

2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


КАРТОЧКА № 6

 Краткий пересказ текста

ТЕКСТ

Откуда взялась человеческая совесть? Практика нашей сегодняшней жизни показывает. что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. Бессовестные нападают коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.(…)

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли. Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадёт в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (…) Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

А самое опасное для страны – это государственная бессовестность. На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта…

(По Ф. Искандеру)

ЗАДАНИЕ

1. Какими вопросами задается автор? Выдели эти предложения

2. Определи проблему, которую ставит автор. Запиши её

 

ОТВЕТ

2.___________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________