СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточки по биологии 10-11 класс к учебнику В.И. Сивоглазова "Биология"

Просмотр содержимого документа
«Карточки по биологии»

КАРТОЧКА № 3

ЗАДАНИЕ: пользуясь текстом учебника В.И. Сивоглазова «Биология 10-11 кл» на стр. 205-209 (п. 4.3.) заполнить таблицу.




Естественнонаучные предпосылки учения Ч. Дарвина.





научная область

ученый (е)

достижения и открытия


Физика




Химия





Цитология





Эмбриология





Палеонтология





Систематика





Геология





Ф.И.О. _________________________________________________________________________________________________________

Группа ____________________

Оценка: ___________________

§ 4.5 Вид: критерии и структура (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий:

Вид – это _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии вида – это ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Генофонд – это __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Дайте краткую характеристику основных критериев вида:

Морфологический - ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Физиологический - ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Генетический - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Географический - ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Экологический - _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Биохимический - ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Почему при установлении видовой принадлежности нельзя использовать только один из приведенных критериев вида? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Расставьте в правильной последовательности категории , входящие в структуру вида: популяция, подвид, особь, разновидность.

Вид, _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Ф.И.О. ________________________________________________________________________



§ 4.6 Популяция как структурная единица вида (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий:

Популяция – это __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плотность популяции – это _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рождаемость – это ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смертность - ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Постоянны или изменчивы такие параметры популяции, как ареал и численность? __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Какие популяции имеют наиболее стабильную численность и плотность? Объясните почему. ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. От чего зависит возрастная структура популяции?__________________________ _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. У каких организмов половая структура популяции не определяется? Приведите конкретные. _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Ф.И.О. ________________________________________________________________________




§ 4.8. Факторы эволюции (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий:

Наследственная изменчивость – это ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Популяционные волны – это ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изоляция – это ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какова эволюционная роль мутаций? _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что формирует скрытый резерв изменчивости? ____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Объясните, почему групповая изменчивость, обусловленная влиянием внешней среды, не имеет значения для эволюции?_________________________________ _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем заключается сущность процесса дрейфа генов? Почему его так называют? ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Ф.И.О. ________________________________________________________________________



§ 4.14. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определение понятия:

Креационизм - _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу «Представления о развитии жизни на Земле».


Теория или гипотеза

Сторонники

Основные положения







































  1. Что доказали опыты Ф. Реди? ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каково значение опытов Л. Пастера? _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем опыты Л. Спалланцани (1765) и М.М. Тереховского (1775) отличались от опыта Л. Пастера (1860)? ___________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Ф.И.О. _____________________________________________________________________





















§ 4.16 развитие жизни на Земле


  1. Дайте определения понятий:

Биологическая эволюция – это ….

Эон – это …


  1. Закончите схему:

Хронология биологической истории Земли

Биологическая история



периоды

периоды

периоды































  1. Какой принцип лежит в основе деления истории Земли на эры и периоды?


  1. Заполните таблицу:

Развитие органического мира в криптозое


Название эры, продолжительность

Основные события



  1. Заполните таблицу:

Эволюция органического мира в палеозойскую эру

Название эры, продолжительность

Основные события


  1. Заполните таблицу:

Эволюция органического мира в мезозойскую эру


Название эры, продолжительность

Основные события


  1. Заполните таблицу:

Эволюция органического мира в кайнозойскую эру


Название эры, продолжительность

Основные события


  1. Каковы причины вымирания и появления новых систематических групп организмов в процессе развития жизни на Земле?


  1. Объясните, почему конец протерозойской эры называют веком медуз, хотя в это время на Земле обитали не только кишечнополостные животные.


  1. Какие особенности предков пресмыкающихся обеспечили завоевание ими суши?

























§ 4.18 Положение человека в системе животного мира (В.И. Сивоглазов)


  1. Заполните таблицу «Систематическое положение человека»:


Систематическая категория

Обоснование


Тип ____________________





Класс___________________





Подкласс _______________





Отряд __________________





  1. Заполните таблицу «Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян»


Сходства

Отличия






















Ф.И.О. ________________________________________________________________________


§ 4.20. Человеческие расы (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определение понятия:

Раса -это ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу «Большие расы человека»:


Раса

Характеристика

















  1. Охарактеризуйте механизмы, лежащие в основе формирования человеческих рас. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Приведите доказательства единства происхождения человеческих рас. ________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сравните между собой понятия «раса» и «нация». В чем принципиальное отличие этих понятий? _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ф.И.О. ________________________________________________________________________



§ 1.2 Сущность жизни и свойства живого


  1. Почему трудно дать однозначное определение понятия «жизнь»? Попробуйте сформулировать собственное определение. _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Установите соответствие между группами и их представителями.

Объекты: Группы:

  1. Клетка А. Живая природа

  2. Молекула белка Б. Неживая природа

  3. Корневище ландыша

  4. Дизентерийная амеба

  5. 1

    2

    3

    4

    5

    6







    Сосулька льда

  6. Кристалл NACL


  1. В чем основные отличия биологической системы от объектов неживой природы? _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Соедините стрелками соответствующие друг другу элементы левого и правого столбика.

Дискретность и целостность

Приспособление организмов к периодически меняющимся условиям существования

Открытость

Способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия

Ритмичность

Постоянный обмен веществами и энергией с окружающей средой

Раздражимость и движение

Отдельные взаимодействующие части образуют единое целое
























Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 2.4 Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.

(В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определения понятий:

Органические вещества - ______________________________________________

____________________________________________________________________

Полимеры - _________________________________________________________

____________________________________________________________________

Гомополимеры - _____________________________________________________

____________________________________________________________________

Гетерополимеры - ___________________________________________________

____________________________________________________________________

Липиды - ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

Воски - _____________________________________________________________

____________________________________________________________________


  1. Написать функции нейтральных жиров: __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Указать роль восков и жироподобных веществ в жизни растений и животных.


вещества

значение


Воски




Фосфолипиды




Холестерин



Жирорастворимые витамины А, D, Е, К.



Ф.И.О. _____________________________________________________________________

§ 2.5 Органические вещества. Углеводы. (В.И. Сивоглазов)



  1. Дать определения понятий:

Углеводы - __________________________________________________________

____________________________________________________________________

Моносахарид - _______________________________________________________

____________________________________________________________________

Дисахарид - _________________________________________________________

____________________________________________________________________


  1. Заполнить таблицу:


Углевод

Функции

Рибоза, дезоксирибоза



Глюкоза




Фруктоза




Сахароза



Крахмал, гликоген



Целлюлоза и хитин












Ф.И.О. _____________________________________________________________________

§ 2.6 Нуклеиновые кислоты (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определения понятий:

Нуклеиновая кислота - ________________________________________________

____________________________________________________________________

Редупликация - ______________________________________________________

____________________________________________________________________

Транскрипция - ______________________________________________________

____________________________________________________________________

ДНК - ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

РНК - ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

Комплементарность - ________________________________________________

____________________________________________________________________


  1. Написать функции ДНК: ________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Написать функции различных видов РНК:

тРНК - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

рРНК - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

иРНК, мРНК - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________


  1. Зарисовать схему строения нуклеотида (общая формула)












Ф.И.О. _____________________________________________________________________

§ 2.7 Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

(В.И. Сивоглазов)





  1. Заполнить схему «Основные компоненты эукариотической клетки»:

Эукариотическая клетка

ядро





включения












  1. На основании каких основных признаков клетку считают эукариотической?__

_____________________________________________________________________


  1. Подписать на рисунке животную и растительную клетку:

1

2


  1. _________________________________________________

  2. _________________________________________________









4. Почему явление фагоцитоза и пиноцитоза очень распространены у животных клеток и практически отсутствуют в растительных клетках и клетках грибов? ______

_____________________________________________________________________


  1. Перечислить органоиды эукаритической клетки: ___________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Установить соответствие между группами и отдельными органоидами:


Органоиды: Группы:

  1. Митохондрии А. Одномембранные

  2. ЭПС Б. Двухмембранные

  3. Клеточный центр В. Немембранные

  4. Аппарат Гольджи

  5. Лизосомы

  6. 1

    2

    3

    4

    5

    6

    7








    Рибосомы

  7. Пластиды


7. Заполнить таблицу «Строение и функции органоидов клетки»:

Органоиды

Особенности строения

Функции

ЭПС



Комплекс Гольджи



Лизосомы



Митохондрии



Пластиды



Рибосомы



Клеточный центр



Вакуоль




  1. Дать определения понятий:


Включения – это ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Органоиды – это ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Гиалоплазма – это ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лизосомы – это ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Митохондрии – это __________________________________________________________

____________________________________________________________________________





























§ 3.3 Пластический обмен. Фотосинтез. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определения понятий:

Фотосинтез - _______________________________________________________

____________________________________________________________________

Автотрофы - _______________________________________________________

____________________________________________________________________

Гетеротрофы - ______________________________________________________

____________________________________________________________________

Миксотрофы - ______________________________________________________

____________________________________________________________________


  1. Заполнить таблицу «Различия в обмене веществ гетеротрофов и автотрофов»:


Организмы

Источники энергии

Источники углерода для синтеза органических соединений

Гетеротрофы (гетеротрофные прокариоты, животные, грибы )



Фотоавтотрофы (фотосинтези- рующие бактерии, цианобакте- рии, растения)




Хемоавтотрофы





  1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза»:


Критерии сравнения

Световая фаза

Темновая фаза


Место протекания





Условия протекания





Что образуется










Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 3.4 Деление клетки. Митоз. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определения понятий:

Интерфаза - ________________________________________________________

____________________________________________________________________

Митоз - ____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Жизненный цикл - ____________________________________________________

____________________________________________________________________


  1. Чем рост одноклеточных организмов отличается от роста многоклеточных? ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему в жизненном цикле клетки обязательно существует интерфаза? _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Перечислить фазы митоза: ______________________________________

_____________________________________________________________________


  1. Почему в митотическом цикле интерфаза занимает гораздо более продолжительное время, чем само деление? ___________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 3.5 Размножение: бесполое и половое. (В.И. Сивоглазов)


  1. Заполнить таблицу «Бесполое размножение»:




Способ бесполого размножения





Особенности размножения



Примеры организмов

















  1. Заполнить таблицу «Сравнение двух типов размножения»:




Сравнение



Бесполое размножение


Половое размножение


Преимущества





Недостатки






  1. Подписать на рисунке способы вегетативного размножения:


1

2


3


4







  1. _

    5

    _____________________________________

  2. ______________________________________

  3. ______________________________________

  4. ______________________________________

  5. ______________________________________




Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 3.7. Оплодотворение (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определение понятиям:

Оплодотворение - _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перекрестное оплодотворение - ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооплодотворение - ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наружное оплодотворение - ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внутреннее оплодотворение - _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Двойное оплодотворение - ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем биологический смысл внутреннего оплодотворения? _________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему оплодотворение, характерное для покрытосеменных растений, называют двойным? ______________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Где в настоящее время используют приемы искусственного оплодотворения? ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему при скрещивании организмов, принадлежащих к разным видам, оплодотворение происходит очень редко? ___________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Ф.И.О. _____________________________________________________________________

§ 3.9. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определение понятиям:

Эмбриональное развитие - _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Постэмбриональное развитие - ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем заключается и когда происходит первый этап дифференцировки клеток в развивающемся зародыше человека? _________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполнить таблицу «Эмбриональное развитие человека»:






Период



Продолжительность



Основные процессы

Наиболее критические моменты




Начальный










Зародышевый










Плодный








  1. В каком случае развивается внематочная беременность? _____________

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполнить таблицу:

«Факторы, оказывающие негативное влияние

на развитие зародыша человека»



Факторы


Негативное влияние




Никотин






Алкоголь






Наркотические вещества






Вирусные заболевания

























Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 3.10. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определение понятиям:

Генетика - _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наследственность - ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменчивость - _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ген - __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Охарактеризуйте особенности работы Г. Менделя, которые позволили ему добиться успеха.

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. __________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какой метод разработал Г. Мендель? Сформулируйте определение этого метода: _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 3.16. Изменчивость: наследственная и ненаследственная. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определение понятиям:

Изменчивость - _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ненаследственная изменчивость - _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нормы реакции - ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наследственная изменчивость - ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мутации - _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Мутагенные факторы - ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как по-другому называют ненаследственную изменчивость? _________________

_______________________________________________________________________________

  1. Как по-другому называют наследственную изменчивость? ___________________

_______________________________________________________________________________

  1. Одинаков ли генотип у подводных, плавающих и надводных листьев стрелолиста? __________________________________________________________________

  2. От чего зависит форма листовой пластинки у стрелолиста? __________________

_______________________________________________________________________________

  1. Написать классификацию мутаций по месту возникновения: ________________

_______________________________________________________________________________

  1. Написать классификацию мутаций по уровню изменения генетического материала: ____________________________________________________________________

  2. В каком случае соматические мутации могут быть переданы следующему поколению? ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 3.17. Генетика и здоровье человека. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определение понятиям:

Генные болезни - _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хромосомные болезни - __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каковы причины возникновения мутаций в организме человека? ____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каково влияние за здоровье человека соматических мутаций? _______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каково значение генеративных мутаций? _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем заключается профилактика наследственных заболеваний? ____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу «Наследственные заболевания»


Название заболевания

Генетические нарушения

Проявления заболевания




















































Ф.И.О. _____________________________________________________________________

§ 3.18. Селекция: основные методы и достижения. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дать определения понятиям:

Селекция - ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порода - _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу «Центры происхождения культурных видов растений» используя рис. 88 на стр. 178 учебника.


Название центра

Географическое положение

Виды растений












































  1. Сформулируйте, в чем отличие массового и индивидуального отбора? ________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу «Основные методы селекции».



Название метода

Характеристика метода



















  1. Какие виды изменчивости используются человеком при селекции животных?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Для каких растений эффективен массовый отбор, а для каких индивидуальный? ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. С какими сложностями сталкиваются ученые-селекционеры при межвидовом скрещивании? _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Ф.И.О. _____________________________________________________________________

§ 3.19. Биотехнология: достижения и перспективы развития. (В.И. Сивоглазов)


  1. Какие проблемы можно решить с помощью генной инженерии? ______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Чем клонирование принципиально отличается от вегетативного размножения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие этические проблемы возникают в связи с развитием биотехнологии? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Ф.И.О. _____________________________________________________________________









§ 4.4. Эволюционная теория Ч. Дарвина. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий?

Определенная (групповая) изменчивость - _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Искусственный отбор - ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Естественный отбор - _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Какие наблюдения Ч. Дарвина заставили его усомниться в собственной вере в изменчивость видов? ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя текст учебника (с. 213) и дополнительные источники информации, заполните таблицу.




Домашние животные

Предки











  1. Заполните таблицу «Борьба за существование».




Форма борьбы

Характеристика

Примеры


Внутривидовая






Межвидовая





С неблагоприятными факторами внешней среды










Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 4.11. Видообразование как результат эволюции. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определение понятия?

Видообразование - ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Опишите три основных способа видообразования.

1-й способ - ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2-й способ - ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3-й способ - __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Какой способ видообразования изображен на схеме?






______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



  1. Заполните таблицу «Пути видообразования».




Видообразование

Характеристика

Примеры




Географическое










Экологическое









Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 4.12. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий.

Биологический прогресс - ____________________________________________________­­

_______________________________________________________________________________

Биологический регресс - ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Перечислите основные признаки биологического прогресса регресса.

Биологический прогресс - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Биологический регресс - ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Каковы основные причины вымирания видов? _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое генетическая эрозия? ___________________________________________

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________


  1. Что подразумевает стратегия устойчивого развития биосферы? ______________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


  1. Назовите известные вам систематические группы организмов, находящихся сейчас в состоянии биологического регресса. _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ф.И.О. _____________________________________________________________________

§ 4.13. Доказательства эволюции органического мира. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определение понятия.

Эволюция - ____________________________________________________­­_____________

_______________________________________________________________________________

  1. Что такое гомологичные органы? Приведите примеры.______________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Каковы причины появления в процессе эволюции у разных видов организмов аналогичных органов? _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое атавизмы и рудименты? Приведите примеры.

Атавизмы - ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

Рудименты - ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


  1. Рассмотрите рисунок 132 на стр. 259 учебника. Укажите основные направления, по которым шёл отбор у предков современных лошадей. _____________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________









Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 3.11. Моногибридное скрещивание. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий.

Моногибридное скрещивание - ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доминантный признак - _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецессивный признак - ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гомозиготные организмы - _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гетерозиготные организмы - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Полная формулировка первого закона Менделя звучит так: при скрещивании двух гомозиготных организмов с альтернативными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы по фенотипу и имеют признак одного из родителей. Какие ещё вам известны названия этого закона? Почему он так называется? __________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Сформулируйте второй закон Менделя. ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое аллели? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Могут ли организмы с одинаковым фенотипом иметь разный генотип? Приведите примеры. __________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте закон чистоты гамет. _____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотрите рисунок 68 на стр. 142. Почему в своих опытах Г. Мендель никогда не получал точного соотношения 3:1? ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



































Ф.И.О. _____________________________________________________________________

§ 3.12. Дигибридное скрещивание. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определение понятия.

Дигибридное скрещивание - ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте третий закон Менделя.____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Почему это закон так называется? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какое скрещивание называют анализирующим? Почему? ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




















Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 5.1. Организм и среда. Экологические факторы. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий.

Экосистема - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Экология - __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Среда обитания - _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Экологический фактор - _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Экологическая ниша - _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Закончите схему:

Экологические факторы






примеры



примеры



примеры










  1. Может ли жизнедеятельность организмов ограничиваться фактором, находящимся в избытке? Приведите примеры ____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сформулируйте закон минимума Либиха. _________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________







Ф.И.О. _____________________________________________________________________




§ 5.2. Абиотические факторы среды. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определение понятия.

Абиотические факторы - ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу «Приспособления организмов к изменениям температуры окружающей среды»


Изменение фактора

Приспособление

животных

растений


Повышенная t (жаркое время года)






Низкая t (холодное время года)







  1. Какие адаптации существуют у растений для экономии влаги и снабжения себя водой? ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В связи с выходом на сушу древним животным пришлось «учиться» экономить влагу. Как эту задачу решили членистоногие; рептилии? ____________________

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу «Биологическое влияние солнечного света»


Часть спектра

Животные

Растения


Ультрафиолетовая




Видимая





Инфракрасная




  1. Что такое фотопериодизм? Какова его роль в жизни растений7 _______________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. К каким растениям – короткодневным или длиннодневным – относят хризантемы и почему? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________































Ф.И.О. _____________________________________________________________________





§ 5.3. Биотические факторы среды. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий.

Биотические факторы - _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хищничество - _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Паразитизм - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Конкуренция - _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Симбиоз - ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Приведите примеры хищничества в растительном мире. Объясните причины появления его у растений. _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу:


Виды паразитов

Примеры










  1. Заполните таблицу:


Паразитизм

Примеры










  1. Сравните паразитизм и хищничество. Чем они отличаются друг от друга? _____

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


§ 5.4. Структура экосистем. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий.

Биоценоз - __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Биогеоценоз - ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу «Ярусная структура дубравы»


Ярус

Виды


Верхний древесный (большие деревья)




Второй древесный (малые деревья)




Кустарниковый





Травянистый





Приземный





  1. Дополните схему «Структурные компоненты экосистемы»

Структурные компоненты




Биотоп







  1. Каково основное свойство экосистемы? ____________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Сформулируйте, что такое экологическая структура экосистемы. ____________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


  1. Представьте себе биоценоз, состоящий только из растений. Возможно ли существование такого биоценоза? Почему? _______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Когда говорят о продуцентах, обычно имеют в виду зеленые растения. А могут ли представители других царств выступать в качестве продуцентов в экосистеме? Ответ поясните. ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________































Ф.И.О. _____________________________________________________________________




§ 5.5. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

(В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий.

Пищевое поведение - _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пищевое звено - ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пищевая цепь - ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используя материал § 5.4. заполните таблицу «Трофические уровни экосистемы дубравы»


Уровни

Общая характеристика

Примеры организмов


Первый






Второй






Третий






Четвертый






Пятый






  1. Составьте пастбищную пищевую цепь. ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Составьте детритную пищевую цепь ______________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Чем отличаются друг от друга пищевая цепь и пищевая сеть? Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? ___________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Составьте цепь питания в пресноводном водоеме, состоящую из пяти звеньев.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
































Ф.И.О. _____________________________________________________________________







§ 5.6. Причины устойчивости и смены экосистем.

(В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определение понятия.

Динамическое равновесие экосистемы - _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем заключается процесс смены экосистем?_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каковы причины смены экосистем? _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. От чего зависит конечный этап развития экосистем? _______________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Какие экосистемы наиболее устойчивы в вашей местности? Чем это обусловлено? __________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Сформулируйте и запишите основные идеи § 5.6. ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 5.7. Влияние человека на экосистемы.

(В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определение понятия.

Экологическое нарушение - ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Существуют ли экологические нарушения в вашем регионе? Приведите примеры.______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое агроценозы? ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Сделайте вывод об устойчивости агроценозов? _____________________________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте и запишите основные идеи § 5.7. ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Ф.И.О. _____________________________________________________________________




§ 5.8. Биосфера – глобальная экосистема. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определение понятия.

Биосфера - _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу «Вещества биосферы»


Название вещества

Характеристика

Примеры


Живое






Биогенное






Костное






Биокосное






  1. Какие геологические оболочки Земли заселены живыми организмами? _______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Чем определяются и где проходят границы биосферы? _____________________

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие факторы в основном определяют плотность жизни в биосфере? ________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________







Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 5.9. Роль живых организмов в биосфере. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определение понятия.

Живое вещество - ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изучите таблицу и заполните левый столбик, используя термины, приведенные ниже.


Функции

Характеристика




Выделение и поглощение газов живыми организмами. В фотосинтезе поглощается СО2 и выделяется О2. В процессах дыхания поглощается О2 и выделяется СО2. При гниении органических веществ в атмосферу выделяются NH3 и H2S.




Превращение вещества и энергии в живых организмах. Разложение органических веществ при автотрофном питании, расщепление готовых органических веществ и синтеза новых гетеротрофов.




Живые организмы способны накапливать различные химические элементы в виде органических и неорганических веществ. Например, моллюски аккумулируют кальций, губки – йод, радиолярии и хвощи – кремний.

Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная.


  1. Что такое ноосфера? _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Предложите схему круговорота воды в биосфере.









  1. Предложите схему круговорота углерода в биосфере.








Ф.И.О. _____________________________________________________________________

§ 5.10. Биосфера и человек. (В.И. Сивоглазов)


  1. Заполните таблицу «Влияние человека на биосферу на раннем этапе развития человечества»


Исторический этап развития человечества

Влияние


Древний каменный век, средний палеолит (эпоха неандертальцев)




Древний каменный век, верхний палеолит (эпоха кроманьонцев)








Новый каменный век, (неолит)




  1. Приведите примеры прямого и косвенного воздействия на живую природу на современном этапе развития человечества. _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Опишите последствия, к которым приводит неумеренная распашка степей. ___

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как на состояние биосферы сказывается уничтожение лесов? ________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


  1. Назовите известные вам вымершие виды растений и животных. _____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие виды живых организмов вашего региона находятся под угрозой вымирания? ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Перечислите виды и сорта сельскохозяйственных растений, которые выращивают в вашем регионе. __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему необходимо сохранять видовое разнообразие?_______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Напишите основные причины снижения численности видов животных. _______

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сформулируйте и запишите основные идеи § 5.10. _________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















Ф.И.О. _____________________________________________________________________







§ 5.11. Основные экологические проблемы современности.

(В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определение понятия.

Экологическая проблема - ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запишите результаты загрязнения атмосферы ______________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем опасность кислотных дождей? _______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое смог? Есть ли смог в вашей местности? __________________________

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Чем опасно образование озоновых дыр? ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему перерасход воды является одной из глобальных экологических проблем? ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________


  1. Что является источником питьевой воды в том районе, где вы живете? _______
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Ф.И.О. _____________________________________________________________________


§ 5.12. Пути решения экологических проблем. (В.И. Сивоглазов)


  1. Дайте определения понятий.

Охрана окружающей среды - __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устойчивое развитие - ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему успешность природоохранного движения и рационального природопользования зависит от совместных усилий всех стран? ____________________
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое предельно-допустимая концентрация (ПДК)? _____________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие существуют способы уменьшения загрязнения окружающей среды на промышленных предприятиях? ______________________________________________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Предложите способы экономии энергии и природных ресурсов? ______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Назовите основные направления развития сельского хозяйство в вашем регионе. Соответствуют ли они концепции устойчивого развития? ________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________


  1. Какие вам известны национальные парки и заповедники нашей страны? _____
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Есть ли в вашем регионе охраняемые природные территории? Каков их статус? С какой целью они созданы? ____________________________________________
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Придумайте лозунг в защиту окружающей среды. ___________________________
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сформулируйте и запишите основные идеи § 5.12. _______________________
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Ф.И.О. _____________________________________________________________________