СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Карточки по биологии 10-11 класс к учебнику В.И. Сивоглазова "Биология"
КАРТОЧКА № 3
ЗАДАНИЕ: пользуясь текстом учебника В.И. Сивоглазова «Биология 10-11 кл» на стр. 205-209 (п. 4.3.) заполнить таблицу.
Естественнонаучные предпосылки учения Ч. Дарвина.
научная область | ученый (е) | достижения и открытия |
Физика
|
|
|
Химия
|
|
|
Цитология
|
|
|
Эмбриология
|
|
|
Палеонтология
|
|
|
Систематика
|
|
|
Геология
|
|
|
Ф.И.О. _________________________________________________________________________________________________________
Группа ____________________
Оценка: ___________________
§ 4.5 Вид: критерии и структура (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий:
Вид – это _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии вида – это ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Генофонд – это __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте краткую характеристику основных критериев вида:
Морфологический - ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Физиологический - ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Генетический - ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Географический - ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Экологический - _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Биохимический - ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Почему при установлении видовой принадлежности нельзя использовать только один из приведенных критериев вида? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расставьте в правильной последовательности категории , входящие в структуру вида: популяция, подвид, особь, разновидность.
Вид, _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. ________________________________________________________________________
§ 4.6 Популяция как структурная единица вида (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий:
Популяция – это __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плотность популяции – это _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рождаемость – это ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смертность - ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постоянны или изменчивы такие параметры популяции, как ареал и численность? __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие популяции имеют наиболее стабильную численность и плотность? Объясните почему. ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От чего зависит возрастная структура популяции?__________________________ _______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У каких организмов половая структура популяции не определяется? Приведите конкретные. _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. ________________________________________________________________________
§ 4.8. Факторы эволюции (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий:
Наследственная изменчивость – это ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Популяционные волны – это ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изоляция – это ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова эволюционная роль мутаций? _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что формирует скрытый резерв изменчивости? ____________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните, почему групповая изменчивость, обусловленная влиянием внешней среды, не имеет значения для эволюции?_________________________________ _______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем заключается сущность процесса дрейфа генов? Почему его так называют? ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. ________________________________________________________________________
§ 4.14. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. (В.И. Сивоглазов)
Дать определение понятия:
Креационизм - _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Представления о развитии жизни на Земле».
Теория или гипотеза | Сторонники | Основные положения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что доказали опыты Ф. Реди? ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каково значение опытов Л. Пастера? _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем опыты Л. Спалланцани (1765) и М.М. Тереховского (1775) отличались от опыта Л. Пастера (1860)? ___________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 4.16 развитие жизни на Земле
Дайте определения понятий:
Биологическая эволюция – это ….
Эон – это …
Закончите схему:
Хронология биологической истории Земли
Биологическая история
периоды
периоды
периоды
Какой принцип лежит в основе деления истории Земли на эры и периоды?
Заполните таблицу:
Развитие органического мира в криптозое
Название эры, продолжительность | Основные события |
Заполните таблицу:
Эволюция органического мира в палеозойскую эру
Название эры, продолжительность | Основные события |
Заполните таблицу:
Эволюция органического мира в мезозойскую эру
Название эры, продолжительность | Основные события |
Заполните таблицу:
Эволюция органического мира в кайнозойскую эру
Название эры, продолжительность | Основные события |
Каковы причины вымирания и появления новых систематических групп организмов в процессе развития жизни на Земле?
Объясните, почему конец протерозойской эры называют веком медуз, хотя в это время на Земле обитали не только кишечнополостные животные.
Какие особенности предков пресмыкающихся обеспечили завоевание ими суши?
§ 4.18 Положение человека в системе животного мира (В.И. Сивоглазов)
Заполните таблицу «Систематическое положение человека»:
Систематическая категория | Обоснование |
Тип ____________________
|
|
Класс___________________
|
|
Подкласс _______________
|
|
Отряд __________________
|
|
Заполните таблицу «Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян»
Сходства | Отличия |
|
|
Ф.И.О. ________________________________________________________________________
§ 4.20. Человеческие расы (В.И. Сивоглазов)
Дать определение понятия:
Раса -это ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Большие расы человека»:
Раса | Характеристика |
|
|
|
|
|
|
Охарактеризуйте механизмы, лежащие в основе формирования человеческих рас. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите доказательства единства происхождения человеческих рас. ________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните между собой понятия «раса» и «нация». В чем принципиальное отличие этих понятий? _________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. ________________________________________________________________________
§ 1.2 Сущность жизни и свойства живого
Почему трудно дать однозначное определение понятия «жизнь»? Попробуйте сформулировать собственное определение. _______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Установите соответствие между группами и их представителями.
Объекты: Группы:
Клетка А. Живая природа
Молекула белка Б. Неживая природа
Корневище ландыша
Дизентерийная амеба
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Кристалл NACL
В чем основные отличия биологической системы от объектов неживой природы? _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соедините стрелками соответствующие друг другу элементы левого и правого столбика.
Дискретность и целостность
Приспособление организмов к периодически меняющимся условиям существования
Открытость
Способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия
Ритмичность
Постоянный обмен веществами и энергией с окружающей средой
Раздражимость и движение
Отдельные взаимодействующие части образуют единое целое
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 2.4 Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.
(В.И. Сивоглазов)
Дать определения понятий:
Органические вещества - ______________________________________________
____________________________________________________________________
Полимеры - _________________________________________________________
____________________________________________________________________
Гомополимеры - _____________________________________________________
____________________________________________________________________
Гетерополимеры - ___________________________________________________
____________________________________________________________________
Липиды - ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Воски - _____________________________________________________________
____________________________________________________________________
Написать функции нейтральных жиров: __________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Указать роль восков и жироподобных веществ в жизни растений и животных.
вещества | значение |
Воски
|
|
Фосфолипиды
|
|
Холестерин
|
|
Жирорастворимые витамины А, D, Е, К. |
|
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 2.5 Органические вещества. Углеводы. (В.И. Сивоглазов)
Дать определения понятий:
Углеводы - __________________________________________________________
____________________________________________________________________
Моносахарид - _______________________________________________________
____________________________________________________________________
Дисахарид - _________________________________________________________
____________________________________________________________________
Заполнить таблицу:
Углевод | Функции |
Рибоза, дезоксирибоза
|
|
Глюкоза
|
|
Фруктоза
|
|
Сахароза
|
|
Крахмал, гликоген
|
|
Целлюлоза и хитин
|
|
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 2.6 Нуклеиновые кислоты (В.И. Сивоглазов)
Дать определения понятий:
Нуклеиновая кислота - ________________________________________________
____________________________________________________________________
Редупликация - ______________________________________________________
____________________________________________________________________
Транскрипция - ______________________________________________________
____________________________________________________________________
ДНК - ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
РНК - ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Комплементарность - ________________________________________________
____________________________________________________________________
Написать функции ДНК: ________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Написать функции различных видов РНК:
тРНК - _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
рРНК - _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
иРНК, мРНК - ______________________________________________________
_____________________________________________________________________
Зарисовать схему строения нуклеотида (общая формула)
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 2.7 Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.
(В.И. Сивоглазов)
Заполнить схему «Основные компоненты эукариотической клетки»:
Эукариотическая клетка
ядро
включения
На основании каких основных признаков клетку считают эукариотической?__
_____________________________________________________________________
Подписать на рисунке животную и растительную клетку:
1
2
_________________________________________________
_________________________________________________
4. Почему явление фагоцитоза и пиноцитоза очень распространены у животных клеток и практически отсутствуют в растительных клетках и клетках грибов? ______
_____________________________________________________________________
Перечислить органоиды эукаритической клетки: ___________________________
_______________________________________________________________________________
Установить соответствие между группами и отдельными органоидами:
Органоиды: Группы:
Митохондрии А. Одномембранные
ЭПС Б. Двухмембранные
Клеточный центр В. Немембранные
Аппарат Гольджи
Лизосомы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
Пластиды
7. Заполнить таблицу «Строение и функции органоидов клетки»:
Органоиды | Особенности строения | Функции |
ЭПС |
|
|
Комплекс Гольджи |
|
|
Лизосомы |
|
|
Митохондрии |
|
|
Пластиды |
|
|
Рибосомы |
|
|
Клеточный центр |
|
|
Вакуоль |
|
|
Дать определения понятий:
Включения – это ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Органоиды – это ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Гиалоплазма – это ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Лизосомы – это ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Митохондрии – это __________________________________________________________
____________________________________________________________________________
§ 3.3 Пластический обмен. Фотосинтез. (В.И. Сивоглазов)
Дать определения понятий:
Фотосинтез - _______________________________________________________
____________________________________________________________________
Автотрофы - _______________________________________________________
____________________________________________________________________
Гетеротрофы - ______________________________________________________
____________________________________________________________________
Миксотрофы - ______________________________________________________
____________________________________________________________________
Заполнить таблицу «Различия в обмене веществ гетеротрофов и автотрофов»:
Организмы | Источники энергии | Источники углерода для синтеза органических соединений |
Гетеротрофы (гетеротрофные прокариоты, животные, грибы ) |
|
|
Фотоавтотрофы (фотосинтези- рующие бактерии, цианобакте- рии, растения) |
|
|
Хемоавтотрофы
|
|
|
Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза»:
Критерии сравнения | Световая фаза | Темновая фаза |
Место протекания
|
|
|
Условия протекания
|
|
|
Что образуется
|
|
|
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.4 Деление клетки. Митоз. (В.И. Сивоглазов)
Дать определения понятий:
Интерфаза - ________________________________________________________
____________________________________________________________________
Митоз - ____________________________________________________________
____________________________________________________________________
Жизненный цикл - ____________________________________________________
____________________________________________________________________
Чем рост одноклеточных организмов отличается от роста многоклеточных? ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему в жизненном цикле клетки обязательно существует интерфаза? _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислить фазы митоза: ______________________________________
_____________________________________________________________________
Почему в митотическом цикле интерфаза занимает гораздо более продолжительное время, чем само деление? ___________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.5 Размножение: бесполое и половое. (В.И. Сивоглазов)
Заполнить таблицу «Бесполое размножение»:
Способ бесполого размножения
|
Особенности размножения |
Примеры организмов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполнить таблицу «Сравнение двух типов размножения»:
Сравнение
|
Бесполое размножение |
Половое размножение |
Преимущества
|
|
|
Недостатки
|
|
|
Подписать на рисунке способы вегетативного размножения:
1
2
3
4
_
5
___________________________________________________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.7. Оплодотворение (В.И. Сивоглазов)
Дать определение понятиям:
Оплодотворение - _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перекрестное оплодотворение - ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооплодотворение - ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наружное оплодотворение - ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внутреннее оплодотворение - _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Двойное оплодотворение - ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем биологический смысл внутреннего оплодотворения? _________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему оплодотворение, характерное для покрытосеменных растений, называют двойным? ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где в настоящее время используют приемы искусственного оплодотворения? ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему при скрещивании организмов, принадлежащих к разным видам, оплодотворение происходит очень редко? ___________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.9. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. (В.И. Сивоглазов)
Дать определение понятиям:
Эмбриональное развитие - _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постэмбриональное развитие - ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем заключается и когда происходит первый этап дифференцировки клеток в развивающемся зародыше человека? _________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу «Эмбриональное развитие человека»:
Период |
Продолжительность |
Основные процессы | Наиболее критические моменты |
Начальный
|
|
|
|
Зародышевый
|
|
|
|
Плодный
|
|
|
|
В каком случае развивается внематочная беременность? _____________
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу:
«Факторы, оказывающие негативное влияние
на развитие зародыша человека»
Факторы |
Негативное влияние
|
Никотин
|
|
Алкоголь
|
|
Наркотические вещества
|
|
Вирусные заболевания
|
|
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.10. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. (В.И. Сивоглазов)
Дать определение понятиям:
Генетика - _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наследственность - ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменчивость - _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ген - __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Охарактеризуйте особенности работы Г. Менделя, которые позволили ему добиться успеха.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой метод разработал Г. Мендель? Сформулируйте определение этого метода: _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.16. Изменчивость: наследственная и ненаследственная. (В.И. Сивоглазов)
Дать определение понятиям:
Изменчивость - _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ненаследственная изменчивость - _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нормы реакции - ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наследственная изменчивость - ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мутации - _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Мутагенные факторы - ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как по-другому называют ненаследственную изменчивость? _________________
_______________________________________________________________________________
Как по-другому называют наследственную изменчивость? ___________________
_______________________________________________________________________________
Одинаков ли генотип у подводных, плавающих и надводных листьев стрелолиста? __________________________________________________________________
От чего зависит форма листовой пластинки у стрелолиста? __________________
_______________________________________________________________________________
Написать классификацию мутаций по месту возникновения: ________________
_______________________________________________________________________________
Написать классификацию мутаций по уровню изменения генетического материала: ____________________________________________________________________
В каком случае соматические мутации могут быть переданы следующему поколению? ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.17. Генетика и здоровье человека. (В.И. Сивоглазов)
Дать определение понятиям:
Генные болезни - _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хромосомные болезни - __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы причины возникновения мутаций в организме человека? ____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каково влияние за здоровье человека соматических мутаций? _______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каково значение генеративных мутаций? _________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем заключается профилактика наследственных заболеваний? ____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Наследственные заболевания»
Название заболевания | Генетические нарушения | Проявления заболевания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.18. Селекция: основные методы и достижения. (В.И. Сивоглазов)
Дать определения понятиям:
Селекция - ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порода - _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Центры происхождения культурных видов растений» используя рис. 88 на стр. 178 учебника.
Название центра | Географическое положение | Виды растений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформулируйте, в чем отличие массового и индивидуального отбора? ________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Основные методы селекции».
Название метода | Характеристика метода |
|
|
|
|
Какие виды изменчивости используются человеком при селекции животных?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Для каких растений эффективен массовый отбор, а для каких индивидуальный? ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. С какими сложностями сталкиваются ученые-селекционеры при межвидовом скрещивании? _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.19. Биотехнология: достижения и перспективы развития. (В.И. Сивоглазов)
Какие проблемы можно решить с помощью генной инженерии? ______________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем клонирование принципиально отличается от вегетативного размножения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие этические проблемы возникают в связи с развитием биотехнологии? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 4.4. Эволюционная теория Ч. Дарвина. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий?
Определенная (групповая) изменчивость - _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Искусственный отбор - ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Естественный отбор - _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие наблюдения Ч. Дарвина заставили его усомниться в собственной вере в изменчивость видов? ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя текст учебника (с. 213) и дополнительные источники информации, заполните таблицу.
Домашние животные | Предки |
|
|
|
|
|
|
Заполните таблицу «Борьба за существование».
Форма борьбы | Характеристика | Примеры |
Внутривидовая
|
|
|
Межвидовая
|
|
|
С неблагоприятными факторами внешней среды
|
|
|
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 4.11. Видообразование как результат эволюции. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определение понятия?
Видообразование - ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Опишите три основных способа видообразования.
1-й способ - ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2-й способ - ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3-й способ - __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какой способ видообразования изображен на схеме?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Пути видообразования».
Видообразование | Характеристика | Примеры |
Географическое
|
|
|
Экологическое
|
|
|
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 4.12. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий.
Биологический прогресс - ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Биологический регресс - ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Перечислите основные признаки биологического прогресса регресса.
Биологический прогресс - ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Биологический регресс - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Каковы основные причины вымирания видов? _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое генетическая эрозия? ___________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Что подразумевает стратегия устойчивого развития биосферы? ______________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Назовите известные вам систематические группы организмов, находящихся сейчас в состоянии биологического регресса. _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 4.13. Доказательства эволюции органического мира. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определение понятия.
Эволюция - _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Что такое гомологичные органы? Приведите примеры.______________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Каковы причины появления в процессе эволюции у разных видов организмов аналогичных органов? _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое атавизмы и рудименты? Приведите примеры.
Атавизмы - ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Рудименты - ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Рассмотрите рисунок 132 на стр. 259 учебника. Укажите основные направления, по которым шёл отбор у предков современных лошадей. _____________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.11. Моногибридное скрещивание. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий.
Моногибридное скрещивание - ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доминантный признак - _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рецессивный признак - ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гомозиготные организмы - _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гетерозиготные организмы - ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Полная формулировка первого закона Менделя звучит так: при скрещивании двух гомозиготных организмов с альтернативными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы по фенотипу и имеют признак одного из родителей. Какие ещё вам известны названия этого закона? Почему он так называется? __________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сформулируйте второй закон Менделя. ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое аллели? _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Могут ли организмы с одинаковым фенотипом иметь разный генотип? Приведите примеры. __________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Сформулируйте закон чистоты гамет. _____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите рисунок 68 на стр. 142. Почему в своих опытах Г. Мендель никогда не получал точного соотношения 3:1? ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 3.12. Дигибридное скрещивание. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определение понятия.
Дигибридное скрещивание - ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте третий закон Менделя.____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Почему это закон так называется? ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое скрещивание называют анализирующим? Почему? ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.1. Организм и среда. Экологические факторы. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий.
Экосистема - ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Экология - __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Среда обитания - _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Экологический фактор - _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Экологическая ниша - _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Закончите схему:
Экологические факторы
примеры
примеры
примеры
Может ли жизнедеятельность организмов ограничиваться фактором, находящимся в избытке? Приведите примеры ____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте закон минимума Либиха. _________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.2. Абиотические факторы среды. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определение понятия.
Абиотические факторы - ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Приспособления организмов к изменениям температуры окружающей среды»
Изменение фактора | Приспособление | |
животных | растений | |
Повышенная t (жаркое время года)
|
|
|
Низкая t (холодное время года)
|
|
|
Какие адаптации существуют у растений для экономии влаги и снабжения себя водой? ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В связи с выходом на сушу древним животным пришлось «учиться» экономить влагу. Как эту задачу решили членистоногие; рептилии? ____________________
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Биологическое влияние солнечного света»
Часть спектра | Животные | Растения |
Ультрафиолетовая
|
|
|
Видимая
|
|
|
Инфракрасная |
|
|
Что такое фотопериодизм? Какова его роль в жизни растений7 _______________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К каким растениям – короткодневным или длиннодневным – относят хризантемы и почему? __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.3. Биотические факторы среды. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий.
Биотические факторы - _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хищничество - _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Паразитизм - _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Конкуренция - _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Симбиоз - ___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Приведите примеры хищничества в растительном мире. Объясните причины появления его у растений. _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу:
Виды паразитов | Примеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполните таблицу:
Паразитизм | Примеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравните паразитизм и хищничество. Чем они отличаются друг от друга? _____
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 5.4. Структура экосистем. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий.
Биоценоз - __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Биогеоценоз - ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Ярусная структура дубравы»
Ярус | Виды |
Верхний древесный (большие деревья)
|
|
Второй древесный (малые деревья)
|
|
Кустарниковый
|
|
Травянистый
|
|
Приземный
|
|
Дополните схему «Структурные компоненты экосистемы»
Структурные компоненты
Биотоп
Каково основное свойство экосистемы? ____________________________________
_______________________________________________________________________________
Сформулируйте, что такое экологическая структура экосистемы. ____________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Представьте себе биоценоз, состоящий только из растений. Возможно ли существование такого биоценоза? Почему? _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда говорят о продуцентах, обычно имеют в виду зеленые растения. А могут ли представители других царств выступать в качестве продуцентов в экосистеме? Ответ поясните. ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.5. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
(В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий.
Пищевое поведение - _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пищевое звено - ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пищевая цепь - ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя материал § 5.4. заполните таблицу «Трофические уровни экосистемы дубравы»
Уровни | Общая характеристика | Примеры организмов |
Первый
|
|
|
Второй
|
|
|
Третий
|
|
|
Четвертый
|
|
|
Пятый
|
|
|
Составьте пастбищную пищевую цепь. ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте детритную пищевую цепь ______________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Чем отличаются друг от друга пищевая цепь и пищевая сеть? Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? ___________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Составьте цепь питания в пресноводном водоеме, состоящую из пяти звеньев.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.6. Причины устойчивости и смены экосистем.
(В.И. Сивоглазов)
Дайте определение понятия.
Динамическое равновесие экосистемы - _________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем заключается процесс смены экосистем?_______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы причины смены экосистем? _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
От чего зависит конечный этап развития экосистем? _______________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие экосистемы наиболее устойчивы в вашей местности? Чем это обусловлено? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте и запишите основные идеи § 5.6. ___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.7. Влияние человека на экосистемы.
(В.И. Сивоглазов)
Дайте определение понятия.
Экологическое нарушение - ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существуют ли экологические нарушения в вашем регионе? Приведите примеры.______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое агроценозы? ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Сделайте вывод об устойчивости агроценозов? _____________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте и запишите основные идеи § 5.7. ___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.8. Биосфера – глобальная экосистема. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определение понятия.
Биосфера - _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Вещества биосферы»
Название вещества | Характеристика | Примеры |
Живое
|
|
|
Биогенное
|
|
|
Костное
|
|
|
Биокосное
|
|
|
Какие геологические оболочки Земли заселены живыми организмами? _______
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем определяются и где проходят границы биосферы? _____________________
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие факторы в основном определяют плотность жизни в биосфере? ________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.9. Роль живых организмов в биосфере. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определение понятия.
Живое вещество - ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучите таблицу и заполните левый столбик, используя термины, приведенные ниже.
Функции | Характеристика |
| Выделение и поглощение газов живыми организмами. В фотосинтезе поглощается СО2 и выделяется О2. В процессах дыхания поглощается О2 и выделяется СО2. При гниении органических веществ в атмосферу выделяются NH3 и H2S. |
| Превращение вещества и энергии в живых организмах. Разложение органических веществ при автотрофном питании, расщепление готовых органических веществ и синтеза новых гетеротрофов. |
| Живые организмы способны накапливать различные химические элементы в виде органических и неорганических веществ. Например, моллюски аккумулируют кальций, губки – йод, радиолярии и хвощи – кремний. |
Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная.
Что такое ноосфера? _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложите схему круговорота воды в биосфере.
Предложите схему круговорота углерода в биосфере.
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.10. Биосфера и человек. (В.И. Сивоглазов)
Заполните таблицу «Влияние человека на биосферу на раннем этапе развития человечества»
Исторический этап развития человечества | Влияние |
Древний каменный век, средний палеолит (эпоха неандертальцев)
|
|
Древний каменный век, верхний палеолит (эпоха кроманьонцев)
|
|
Новый каменный век, (неолит)
|
|
Приведите примеры прямого и косвенного воздействия на живую природу на современном этапе развития человечества. _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите последствия, к которым приводит неумеренная распашка степей. ___
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как на состояние биосферы сказывается уничтожение лесов? ________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Назовите известные вам вымершие виды растений и животных. _____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие виды живых организмов вашего региона находятся под угрозой вымирания? ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите виды и сорта сельскохозяйственных растений, которые выращивают в вашем регионе. __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему необходимо сохранять видовое разнообразие?_______________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите основные причины снижения численности видов животных. _______
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте и запишите основные идеи § 5.10. _________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.11. Основные экологические проблемы современности.
(В.И. Сивоглазов)
Дайте определение понятия.
Экологическая проблема - ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите результаты загрязнения атмосферы ______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем опасность кислотных дождей? _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое смог? Есть ли смог в вашей местности? __________________________
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем опасно образование озоновых дыр? ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему перерасход воды является одной из глобальных экологических проблем? ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Что является источником питьевой воды в том районе, где вы живете? _______
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
§ 5.12. Пути решения экологических проблем. (В.И. Сивоглазов)
Дайте определения понятий.
Охрана окружающей среды - __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Устойчивое развитие - ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему успешность природоохранного движения и рационального природопользования зависит от совместных усилий всех стран? ____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое предельно-допустимая концентрация (ПДК)? _____________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие существуют способы уменьшения загрязнения окружающей среды на промышленных предприятиях? ______________________________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложите способы экономии энергии и природных ресурсов? ______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите основные направления развития сельского хозяйство в вашем регионе. Соответствуют ли они концепции устойчивого развития? ________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Какие вам известны национальные парки и заповедники нашей страны? _____
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли в вашем регионе охраняемые природные территории? Каков их статус? С какой целью они созданы? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Придумайте лозунг в защиту окружающей среды. ___________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте и запишите основные идеи § 5.12. _______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________