СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки с заданиями для урока по теме "Происхождение лексики СРЯ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Карточки с заданиями для урока по теме "Происхождение лексики СРЯ"»

Дидактический материал к уроку № 27, 28

ФИО студента_______________________№ группы_____________________________


Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения. Сферы употребления лексики


Задание 1

  1. Попробуйте соотнести старославянское название частей тела с исконно русскими:

  1. Чело 1) щёки

  2. Десница 2) ладонь

  3. Шуйца 3) глаза

  4. Уста 4) веко

  5. Перси 5) лоб

  6. Перст 6) палец

  7. Длань 7) правая рука

  8. Зеница 8) губы

  9. Очи 9) левая рука

10) Ланиты 10) грудь

Задание 2

  • Найдите и подчеркните слова в левой колонке – исконно русские, в правой колонке таблицы – заимствованные.

  • Устно определите лексическое значение иноязычных заимствованных слов

  • Определите, какой отрывок понятнее лично вам, попробуйте сделать вывод – почему.

Язык Пушкина

(исконно русская лексика)

Виртуальный язык

(заимствованная лексика)

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Я мышью кликнула —

Что дале?

Емэйл хочу тебе послать,

Я лишь ВК и Инстаграмму

Сейчас готова доверять.

О боже! Я пароль забыла,

И логин трудный мой такой!

Теперь я знаю:

Что мой мэсыч,

Не потревожит твой покой.

Но ничего,

Зарегюсь снова

И лайкну я твой аватар,

В Вконтакт зайду

Запостюсь в Твиттер,

Лишь бы Админ не выдал бан!


Задание 3

«Переведите» предложения на современный русский язык, заменяя старославянские слова синонимами:


И глас его раздался на весь град. Злато и сребро хранил как зеницу. Брег омыли хладные волны. Дщерь возопила, простирая ко мне длани и персты свои. Вран граял на дубе зелёном. Вороги главу его срубили.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

Приведите 2-3 примера на каждый вид лексики:

Слова по происхождению

Исконно русская

Заимствованная

из иностранных языков

Старославянская лексика





















Дидактический материал к уроку № 27, 28

ФИО студента_______________________№ группы_____________________________


Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения. Сферы употребления лексики


Комплексная работа с текстом


1) Прочитайте отрывки из статьи Владимира Солоухина «Океан родной речи». Объясните смысл названия.


… Всякий разговор о языке полезен. Язык — это неисчерпаемый склад материала, склад слов-кирпичей… Из одинаковых кирпичей строятся дома, сараи, дворцы, пакгаузы, захолустные города и блистательные столицы. архитектурные сооружения, построенные из равнодушного материала, получаются уже разными по характеру, по стилю, по красоте, по одухотворённости, по звучанию, по эмоциональной окраске.


Язык — это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму куба, бутылки, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.


Словарный состав языка — это хлорофилловые зёрна, растительные клетки, которые в зависимости от запрограммированности комбинируются то в железный дуб, то в гнилую осину, то в пышную розу, то в скромную незабудку, то в мягкую траву-мураву, то в верблюжью колючку.


Много языков внутри одного языка, ну, или, скажем мягче, много разных языковых сфер, разных стилей.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Запишите тему, подчеркните основные мысли текста

_____________________________________________________________________________


3) Запишите лексические значения слов (обратитесь к словарям в случае затруднения):


Одухотворённость -

Эмоциональный –

Захолустный –

Амфора -

Сфера -

4) Запишите антонимы и синонимы к многозначному слову мягкий:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5) Продиктуйте друг другу слова, запишите их под диктовку в тетрадь, затем проверьте.


Блистательные столицы, одухотворённость, равнодушный материал, растительные клетки, неисчерпаемый склад слов-кирпичей.