СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека "Артикуляционные сказки"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека "Артикуляционные сказки"»


Артикуляционные сказки


Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.

В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.

Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на занятиях по развитию речи, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.





Артикуляционные упражнения к сказке

«Волк и три поросенка»:



1. «Почистим зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.


2. «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а затем втянуть язык в рот.


3. «Маляр». Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка погладить небо, делая движения назад-вперед.


4. «Грибок». Рот открыт. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу и удерживать в таком положении. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.


5. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть неподвижна.


6. «Сдуть перышко с ладони». Вытянуть губы трубочкой, длительно подуть на перышко. Щеки не должны надуваться.


7. «Кто дальше заго­нит мяч?». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, который лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками.


8. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.


9. «Ча­шечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть язык, приподняв его кончик и боковые края. Удерживать язык в таком положении


10. Упражнение на развитие плавного и длительного выдоха. И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». 


11. «Заборчик». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.







«Волк и три поросенка»


Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали.

Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)

Обходил вокруг дома. («Вкусное варенье»)

Белил потолки. («Маляр».)

Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «Лошадка».)

А его глупые братья сдували одуванчики. (Сдуть перышко с ладони.)

В это время Волк решил испугать ма­леньких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше заго­нит мяч?» «Фокус»)

Поросята испугались и побежали к брату. («Лошадка»)

А Волк решил забраться в их домик через трубу - и свалился в котел. («Ча­шечка».)

Зашипел кипяток в котле, обжег Вол­ка. (Упражнение на дыхание) Убежал Волк в лес и больше к домику поросят не подходил.

А три поросенка жили – поживали, горя не знали. («Заборчик»)







Артикуляционные упражнения к сказке

«Планета»:


1. «Почистим зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.


2. «Маля­ры». Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка погладить небо, делая движения назад-вперед.


3. «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а затем втянуть язык в рот.


4. «Кто дальше загонит мяч?». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, который лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками.


5. «Фокус».  Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.


6. «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.


7. «Слоник».  Вытянуть сомкнутые губы вперёд. Зубы тоже сомкнуты.


8. «Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.


9. «Кучер». Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».









«Планета»


Дети, сейчас мы с вами полетим в космос.

Давайте подготовим ракету к полету:

  • прочистим моторы  («Почистим зубки», или «Маля­ры», «Вкусное варенье»); 

  • продуем турби­ны («Кто дальше загонит мяч?», «Фокус»,); 

  • проверим под­готовку космонавтов («Парус», «Слоник»). 

К полету готовы! Те­перь - в космос!

Выходим на орбиту  («Блинчик»). Сделаем посадку на этой планете («Кучер»)





Артикуляционные упражнения к сказке

«Ленивый котенок»:

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.


2. «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».


3. «Лопатка» и «Иголочка».  «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».


4. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении, потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.


5.«Заборчик». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.


6.«Трубочка-улыбка». «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Чередовать.


7.«Маляр». Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка погладить небо, делая движения назад-вперед.


8. «Почистили зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.


9.«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.


10. «Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.


11.«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть неподвижна.


12.«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук Д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп. Зубы стараться не смыкать.



«Ленивый котенок»


Жил-был ленивый Котенок. Все вре­мя он лежал на крылечке. («Лопаточка».) Отшлепала его как-то ба­бушка («Накажем непослушный язычок»): «Мышей не ловишь!»

Обиделся Котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, а тропинка то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. («Качели»). Вдруг увидел он забор («Заборчик»). За забо­ром был дом с окошками («Трубочка-улыбка».) 

В домике жил Петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог Петуш­ку сделать ремонт — покрасил потолочек («Маляр»). Каждое утро они чисти­ли зубы. («Почистили зубки».) Котик ис­правил часы («Часики».) Пету­шок смолол зерно на мельнице. (Кружок.) Потом они пош­ли кататься на качелях («Качели»). Хитрая Лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор («Лошадка»). Зайчик все это увидел, ре­шил предупредить Петушка и забил в барабан («Барабанщик»). Испугалась Лиса и передумала Петушка красть. Поняла она, что Котенок и Петушок друзья и больше к ним не подходила.