БЛИНЧИК Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
ЧАШЕЧКА Рот широко раскрыть. Боковые края и широкий кончик языка поднять вверх. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
БАРАБАНЩИК
Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить:«Д-д-д-д».
УЛЫБКА Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
ЗАБОРЧИК
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
БУБЛИК Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
ХОБОТОК
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
БАЛАЛАЙКА Рот открыть, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубками – парусом. В момент произнесения звука ж или д шпателем под кончиком языка делаем учащенные движения слева направо – появляется механическая вибрация
ГРИБОК
Открыть рот, «присосать» язычок к нёбу, опустить нижнюю челюсть. Подержать в таком положении несколько секунд.
КАЧЕЛИ Открыть широко рот, дотронуться кончиком языка до верхней губы, затем до нижней губы.
ЧАСИКИ
Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком языка попеременно тянуться в разные углы рта, изображая маятник.
ЛОШАДКА Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть. Показать, как лошадка цокает копытами.
ЧИСТИМ ЗУБКИ
Открыть рот, кончиком языка «почистить» за верхними зубками, за нижними зубками (движения языка вверх-вниз или вправо-влево)
ИНДЮК Раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу и начинать движения широким краешком язычка по верхней губе назад и вперед, одновременно произносить бл-бл-бл.
ПРЯТКИ
Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
Картотека артикуляционных
упражнений.
Подготовила
учитель-логопед
Большакова Ю.В.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий;
б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
в) с родителями дома.
Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
Старайтесь, чтобы занятия были регулярными.
Нельзя принуждать ребёнка заниматься, лучше предложить поиграть с язычком.
Не ругайте ребёнка за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.