Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Картотека диагностических методик для начальной школы
Выполнила: студентка 2 курса
Группы 213
Торшина Ольга
Проверила: преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Осколкова А. И.
Балей, 2020
1. Методики на выявление уровня развития самооценки
методика «Нарисуй меня» (Ребенок, в соответствии с инструкцией, рисует портреты мальчиков и девочек по характеристикам. Методика позволяет сделать вывод об особенностях эмоционально – ценностного отношения ребенка к себе, это целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и данных беседы.)
методика 2 «Три оценки» (А. И. Липкиной) – (выявление оценочной позиции учеников с помощью выполнения ими письменных заданий)
методика 3 «Какой Я?» (модификация методики О. С. Богдановой) – (цель данной методики: выявление адекватной самооценки у школьников и наличия у них нравственных качеств. Детям предлагается заполнить анкету, на основании которой учитель делает соответствующие выводы)
2. Методики, направленные на оценку уровня школьной мотивации
методика Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений» - (данная методика направлена на установление осмысленного обучения школьников, с помощью «лесенки», ребенку предлагается распределить предложенные ему карточки по уровням (ступенькам) по важности обучения. Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяют его интерес к учению).
диагностическая методика «Настроение» - (ученику предлагается выбрать 1 рожицу из предложенных, соответствующую его настроению. Методика позволяется увидеть отношение ученика к учению и к изучению отдельных предметов).
методика «Беседа - интервью» - (детям предлагается дать ответы на предложенные вопросы. Методика проводится индивидуально, она направлена на диагностику мотивации обучения младших школьников).
3. Методики на выявление познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева
методика «Незаконченное предложение»- (ученикам необходимо закончить предложения, на основе данной методики будут выявлены отношения к нравственным нормам, качествам)
методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха- (вопросно-ответная форма исследования. Помогает выявить адекватность понимания учащимися причин успеха или неуспеха их деятельности)
методика «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) – (ученику предлагается прочитать текст, найти и справить в нем ошибки. На основе данного исследования делаются выводы об его уровне познавательной активности, саморазвития и самоконтроля)
4. Методики на выявление нравственных представлений учеников
методика «Закончи предложение» - (методика предназначена для выявления отношений к нравственным нормам учеников. Для этого каждому ученику необходимо заполнить бланк с незаконченными предложениями. Их задача закончить их.)
методика диагностики нравственной мотивации – (методика позволяет выявить уровень нравственной самооценки учащихся. В виде теста предлагается проставить баллы (по шкале оценки баллов) напротив предложенных предложений. Уровень нравственной самооценки определяется количеством набранных баллов)
методика отношения к жизненным ценностям – (методика позволяет выявить уровень жизненных ценностей ребенка. Ученику предлагается из предложенного списка предложений выбрать наиболее подходящие для него)
5. Методики на выявление уровня развития логического мышления
методика «Простые аналоги»- (методика поможет определить гибкость мышления, для этого ученику необходимо изучить слова и найти между ними логическую связь)
методика «Исключение лишнего»- (цель: изучение способности к обобщению. Ученику необходимо из рядя слов исключить лишнее. Не подходящее по смыслу с другими)
методика «Нелепицы» - (ребенку предлагается рассмотреть картинку и сказать, что на ней не так изображено и как правильно должно быть. Методика позволяет выявить логические связи и элементарные представления об окружающем мире)