Дидактическая игра «Найди лишнее»
Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.
Материал: 3-4 карточки с их изображением одного промысла и одна - любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний.
Словесное задание «Устное народное творчество»
Дидактические задачи: Развивать память, внимание, речь. Вспомнить предметы избы. Вспомнить пословицы и приметы времен года.
Отгадывание загадок.
У неё в печурочке золотые чурочки! (дрова в печи).
Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).
Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга).
Толстый, пузатый стоит и пыхтит. (самовар).
Рыба в море, хвост на заборе. (ковш).
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт! (ухват).
7. Все голубки вокруг одной прорубки. ( ложки с блюдцем).
Продолжи пословицу или поговорку.
Апрель с водою, (а май с травою).
Вода с гор потекла-(весну принесла).
Много воды-(много травы).
От туч, что позади, (дождя не жди).
Что летом родится - (зимой сгодится).
Красна весна цветами, (а осень снопами).
Осень-время (собирать урожай).
Береги нос в (сильный мороз).
Зима не лето,( в шубу одета).
Словесная игра «Отгадай русскую народную сказку»
Загадки
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя)
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
(Царевна-лягушка)
Расскажи скороговорку.
Ветер елками шумит, ежик наш домой спешит.
Из соседнего колодца целый день водится льется.
Под плетень, в пень.
Архип осип. Осип охрип.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Белые бараны били в барабаны.
Дидактическая игра "Назови правильно"
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Материал: карточки с изображением народных промыслов России.
Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.
Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
Материал: карточки с изображением изделий народных игрушек.
Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.
Дидактическая игра «Угадай мелодию»
ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ МУЗЫКУ, МЕЛОДИИ ПЕСЕН.
Звучат русские народные мелодии, а дети их отгадывают.
Ах, вы сени, мои сени.
Барыня.
А я по лугу.
Как у наших у ворот.
Калинка.
Жили у бабуси.
По малину в сад пойду.
Дидактическая игра «Поезд с грузом»
Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.
Дидактическая игра "Светофор"
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.
«Стройка»
Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренгу. Из рук в руки нужно передать от первого ребенка к последнему некоторое количество крупного строительного материала. Затем все члены команды приступают к постройке общего дома. По окончании игры дети рассказывают, что именно они построили и дается положительная оценка каждой постройки.
Дидактическая игра «Медведь и пчелы»
- Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют).
- Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону. Слова воспитателя: Полетели пчелки собирать нектар и пыльцу с цветочков. (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки) Вот медведь идет, (Медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к дуплу) Из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу) Слова детей-пчелок: Это дупло – домик наш, Уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)