СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры помогают учителю и детям в период обучения грамоте для успешного овладения нужной информацией.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр для 1 класса»

Картотека дидактических игр

«Кто? Что?» - систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Учитель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.). Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка. «Слово или звук» - систематизировать знания о понятиях «слово, звук». Учитель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок. «Сколько слов услышал?» - развивать слуховое восприятие, память. Учитель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.

«Отгадай слово» - формировать умение обозначать словом предмет по описанию. Учитель загадывает слово. Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка.

«Магнитофон» - закрепить представления о звучащем слове. Дети под руководством учителя рассматривают магнитофон, рассуждают о его назначении. Учитель говорит каждому на ухо слово, а дети по очереди произносят слова громко, слово записывается на магнитофон. Дети прослушивают запись.

«Назови действие» - формировать представления о словах – действиях. Ребёнок выполняет действия по заданию учителя (рисуй, хлопай) и называет их. Учитель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.

«Подбери пару» - упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено (читает – читал). Играть можно с мячом.

«Какой? Какая? Какое?» - формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета. Учитель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?».

«Отвечай быстро» - упражнять в определении предмета по его признакам. Учитель называет признаки (белоствольная, стройная, высокая, дети угадывают предмет, учитель выставляет картинку.

«Одно слово – много предметов» - формировать представления о многозначности слов. Учитель показывает предмет (авторучка) и спрашивает «Что это?», берёт куколку за ручку – Что это? (ручка). У двери что? (ручка). У каких предметов ещё есть ручка? (чемодан, сумка). Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка.

«Длинное – короткое слово» - упражнять в подборе и различении длинных и коротких слов. «Скажи ласково» - формировать понятие об уменьшительно - ласкательной форме слова (ёж – ёжик, упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением.

«Назови два (три) слова» - упражнять в назывании заданного количества слов.

«Подбери похожее слово» - упражнять в подборе созвучных слов, рифм. Учитель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.).

«Кто ушёл вперёд» - упражнять в дифференциации длинных и коротких слов. Дети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.

«Слова – родственники» - формировать представления о родственных словах. Учитель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п. «Составь предложение» - формировать понятие «предложение», упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, по схеме. «Угадай звук» - формировать понятие «звук». Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.). Учитель спрашивает «Что вы услышали? Как догадались?».

«Слова – приятели» - формировать представления о синонимах (словах, которые звучат по – разному, но имеют одинаковое значение). Учитель спрашивает «Как сказать по – другому «большой»? (огромный) Быстрый? (скорый) и т. д.

«Пропой звук» - формировать понятие «гласный звук», «согласный звук». Детям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Учитель задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему?» звуки, которые можно петь, называют «гласные». Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные. «Наоборот» - формировать представления о словах – антонимах (слова с противоположным значением). Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Учитель произносит слово «чёрное», бросает ребёнку мяч, тот должен сказать слово наоборот.

«Назови звук или слово» - закрепить понятия «звук», «слово». Учитель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п.

«Кто в домике живёт?» - формировать представление о звуковом составе слова. Учитель рассказывает «В домике жил – был звук У, а рядом с ним в другом домике – звук А. Однажды домик У развалился, и А пригласил к себе У. стали они жить вместе АУ. Какой первый звук? Второй? Какое слово получилось? Дети читают. А если рядом живут У и М? М А и т. д.

«Сколько звуков?» - упражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков (первый, второй и т. д.).

«Подбери слово» - упражнять в подборе слов на заданный звук. За правильный ответ – фишка.

«Волшебное эхо» - упражнять в определении первого звука в слове. Учитель рассказывает, что в группе поселилось Эхо. Дети выясняют, что такое эхо. Учитель говорит, что оно необычное и произносит только первый звук слова.

«Догадайся сам» - формировать навыки звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове. Дети рассматривают предметы, называют слова, выделяя первый и последний звук. Слово обозначается фишкой. Если ответ верный, слово ложится в корзину, неверный – в ведро.

«Придумай предложение» - закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением. Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Учитель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д.

«Где спрятались зверушки?» - формировать навыки звукового анализа. Учитель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске). Отгадайте, за какими? Название животного и название картинки начинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.).

«Подбери слово по смыслу» - упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении. Учитель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)» и т. д.

«Живые звуки» - упражнять в звуковом анализе слов. Дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде учителя дети строятся в слово. Остальные «читают» это слово. Можно соревноваться командами.

«Чемодан» - упражнять в подборе слов с заданным звуком, классифицировать предметы. У учителя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать» чемодан. Темы слов могут быть разными ( например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.).

«Звуки заблудились» - развивать фонематический синтез, упражнять в составлении слов из звуков. Детям раздаются карточки со звуками. Задача – собрать звуки в слово.

«Сравни слово» - упражнять в сравнительном звуковом анализе слов (дом – дым, сом – сам, ком – кот и т. п.).

«Какое слово услышал?» - упражнять в дифференциации длинных и коротких слов на слух.

«Цепочка слов» - упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Учитель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым в следующем слове. Получатся бусы ( например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр).

«Гласный – согласный» - упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Учитель называет звук, дети определяют какой он, объясняют выбор.

«Сосчитай слоги» - формировать понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги.

«Кто в избушке живёт?» - упражнять в классификации предметов (животных, насекомых и т. п., в выделении слов с заданным звуком. Учитель показывает избушку и говорит: «В избушке живут насекомые. Первым пришло к избушке насекомое, название которого начинается звуком К и т. д. Сколько всего жильцов?

«Наоборотки» - упражнять в изменении порядка звуков в слоге. Учитель – волшебница. Волшебной палочкой превращает детей в «наобороток» и говорит «Слушайте слоги и произносите их наоборот, поменяв местами звуки». За правильный ответ – фишка (СА – АС и т. п.).

«Разделилки» - упражнять в делении слов на слоги. Входит Железный Дровосек с топориком. Учитель спрашивает «Для чего нужен топор?». Дровосек говорит «Мой топор волшебный. Он умеет рубить слова на части. Как называются части слова? (слоги) Возьмите свои «топорики» в руки (дети складывают пальцы рук в «замок» - это «топорик», им они ударяют по столу – делят слова на слоги). Дети называют количество слогов в заданном слове, первый звук, второй и т. д. «Звуковое лото» - упражнять в определении первого звука в словах, делении слов на слоги. У детей карточки с 5 – 6 предметными картинками, фишки. Учитель показывает цветные символы звуков, дети должны фишками закрыть те картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Победил тот, кто первым закроет фишками картинки. Затем учитель предлагает детям снимать с карточки картинки, называть их и определять количество слогов в слове.

«Фокусники» - упражнять детей в преобразовании слов. Учитель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.).

«Найди своё место» - упражнять в определении количества слогов в именах. Учитель предлагает встать слева от себя тех детей в имени которых 2 слога, а справа – 3 слога.

«Молоточек» - формировать представления детей об ударении в словах, в определении ударного слога в слове. Учитель произносит слова, выделяя ударный слог, потом произносит слово, неправильно ставя ударение. Разбирает с детьми, узнали ли они или нет? Почему? Затем детям раздаются молоточки и дети произносят слова, ударяя молоточком на ударный слог.

«Испорченный микрофон» - развивать слуховое восприятие. Учитель показывает детям микрофон. Для чего нужен микрофон? Затем учитель говорит, что этот микрофон неисправен, у него исчезает звук. Дети должны помочь исправить микрофон. Учитель произносит в микрофон слова, пропуская слог (СО … КА, КО … ВА) и показывает картинку. Ребёнок произносит громко слово, договаривая пропущенный слог, который не усилил микрофон.

«Выставка» - упражнять в определении количества слогов в слове. Учитель говорит, что дети пришли на выставку. Экспонаты выставки размещены на 3 стендах. На первом стенде предметы, названия которых состоят из одного слога, на втором – из 2 слогов, на третьем – из 3 слогов. Ребёнок берёт предметную картинку, называет предмет, определяет количество слогов и ставит экспонат на определённый стенд.

«Составь предложение» - упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам.

«Вкусные слова» - упражнять в определении количества слогов в словах, подборе слов с заданным количеством слогов. Учитель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения. Мы поможем ей выбрать угощение. Названия всех лакомств должны состоять из 2 (3) слогов. «Выбери подарок» - упражнять в подборе слов с заданным звуком, определении положения звука в слове. Игра проходит с опорой на предметные картинки. Дети с воспитателем собираются на день рождения к Карлсону. Учитель говорит, что на день рождения принято дарить подарки. Ребята подбирают подарки на определенный звук. За правильный ответ – фишка