СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр для детей 3-4 лет по выделению слоговой структуры слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отредактированная картотека дидактических игр из разных источников

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр для детей 3-4 лет по выделению слоговой структуры слова»

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ


УПРАЖНЕНИЕ «ПОВТОРИ ТАК ЖЕ»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.


УПРАЖНЕНИЕ «СОСЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.


УПРАЖНЕНИЕ «ВЫБЕРИ СХЕМУ»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.


УПРАЖНЕНИЕ «ДЛИННОЕ – КОРОТКОЕ»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.


УПРАЖНЕНИЯ НА УРОВНЕ ЗВУКОВ:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).


УПРАЖНЕНИЯ НА УРОВНЕ СЛОГОВ:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.

– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.


УПРАЖНЕНИЯ НА УРОВНЕ СЛОВА:


ИГРА С МЯЧОМ

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Материал: мяч.

Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.


ИГРА «ТЕЛЕГРАФ»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Материал: палочки.

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.


ИГРА «СОСЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: пирамидка, кубики, камешки.

Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.


ИГРА С МЯЧОМ «ПЕРЕДАЙ ДАЛЬШЕ»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: мяч.

Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.


ИГРА «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.

Материал: картинки.

Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).


УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.

Материал: картинки.

Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.


УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: картинки.

Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.


УПРАЖНЕНИЕ «СОСЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.

Материал: картинки, карточки с цифрами.

Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).


УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЕ СЛОВО ОТЛИЧАЕТСЯ»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.

Материал: картинки.

Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются). Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.


УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ОДИНАКОВЫЙ СЛОГ»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.

Материал: картинки.

Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).


ИГРА «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.

Материал: мяч.

Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…


ИГРА «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.

Материал: мяч.

Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок:                          Логопед:                               Ребёнок:
кет                                    букет
БУ фет                                    буфет

тон                                    бутон
бен                                    бубен


УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.

Материал: мяч.

Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково». Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.


УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.

Материал: предметные картинки.

Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед:                             Ребёнок:
Мосалёт                            
Ломасёт                             самолёт
Самолёт


ИГРА «СЛОГОВЫЕ КУБИКИ»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.

Материал: кубики с картинками и буквами.

Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.


ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.

Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.

Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.


ИГРА «ЛОГОКУБ»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.

Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.

Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.


ИГРА «ПОЕЗД»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.

Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.

Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.


ИГРА «ПИРАМИДА»


Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.


УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ СЛОВО»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.

Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.

Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек, и игра продолжается.


УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.

Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.

Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.


ИГРА «НАВЕДЁМ ПОРЯДОК»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.

Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.

Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.


ИГРА «КТО БОЛЬШЕ»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.

Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.

Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.