РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Слуховое внимание- умение сосредоточиться на звуке. Очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:
«ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?»
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, звенит бубен, погремушка, стучит карандаш о стакан и т.д.). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук.
«НАЙДИ ИГРУШКУ»
Взрослый назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору и т.д.) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, погремушка, колокольчик, хлопки в ладоши). Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется от неё – тихо.
«КТО ИГРАЛ В БАРАБАН?»
Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Взрослый говорить ребёнку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорить, что пошёл дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребёнка подбежать к нему и спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
«РАЗГОВОР ШЕПОТОМ»
Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от вас на расстоянии 2 – 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом (например, можно попросить малыша принести игрушку).
«СЛЫШИМ ЗВОН И ЗНАЕМ, ГДЕ ОН»
Попросите ребёнка закрыть глаза (или завяжите шарфом) и позвоните в колокольчик: вверху, внизу, сзади, спереди. Ребёнок дожжен не открывая глаз, рукой показать направление, откуда слышен звук.
«УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ?»
Взрослый достаёт приготовленные игрушки (корову, собаку, кошку, козу и др.), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит ребёнка послушать и угадать по голосу кто придёт к ним в гости.
«УГАДАЙ ЧАСТИ ТЕЛА»
Взрослый спрашивает: где же наши ручки?
Ребёнок показывает ручки и отвечает: вот наши ручки (хлопает в ладоши).
Взрослый спрашивает: где же наши ножки?
Ребёнок отвечает: вот наши ножки (топает ножками).
Взрослый спрашивает: где же наши губки?
Ребёнок отвечает: вот наши губки (изображает поцелуй).
Взрослый спрашивает: где же наш носик?
Ребёнок отвечает: вот наш носик (нюхает носиком).
«СПРАВА ИЛИ СЛЕВА?»
Возьмите колокольчик и попросите ребенка закрыть глаза. Затем вытяните руку справа от ребенка и позвоните колокольчиком. Опустите руку и спросите ребенка, заметил ли он с какой стороны звонил колокольчик?
«ХЛОПАЕМ И ТОПАЕМ»
Взрослый произносит подряд различные слова. Когда он называет какой-нибудь цвет, ребенок должен хлопнуть ладошками, а когда звучит название животного – надо топнуть ножками.
«ТИХО-ГРОМКО!»
Взрослый произносит какую-нибудь фразу и просит ребенка повторить ее сначала тихо, а потом громко. В качестве фразы можно использовать короткий стишок или поговорку. Также фразу можно повторять хором. Затем можно попробовать вместо фразы издавать тихие и громкие звуки с помощью предметов: стучать кулаком по столу, стучать ложкой по кастрюле, топать ножками и так далее.
«ПОВТОРИ РИТМ»
Взрослый задает определенный ритм, например, «нахлопывая» его ладонями или настукивая пальцами по столу, а затем просит ребенка повторить. С каждым разом ритмический рисунок можно усложнять.
«СКАЖИ, ЧТО ЗВУЧИТ»
Покажите ребенку, как звучат различные предметы: бубен, деревянные ложки, тарелочки или любые другие. Потом попросите ребенка закрыть глаза и определять на слух, какой инструмент звучит.