СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Картотека дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Картотека дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности"»


Картотека

дидактических игр

для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности




Составила:

Осипенко Н.П., воспитатель

МДОУ «Д/с № 66» г. Магнитогорска






Цель: знакомство детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры.

Методические рекомендации

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.  

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

С помощью игр дети узнают:

  • деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;

  • сначала зарабатываем – потом тратим;

  • стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;

  • объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник;

  • деньги любят счет.

  • финансы нужно планировать;

  • твои деньги бывают объектом чужого интереса;

  • не все покупается;

  • финансы – это интересно и увлекательно!



Игра «Разложите товар»

Задача: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Содержание. Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2. Сгруппировать картинки. Не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.


Игра «Деньги»

Задача: познакомить с понятием «деньги». Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег). Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Содержание. Ребенок – продавец выкладывает товары по категориям. Дети – покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавецвоспитатель проверяет правильность покупки.


Игра «Не ошибитесь»

Задача: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Содержание: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5 – 6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.


Игра «Что продается в магазине?»

Задача: Познакомить детей с понятием «товар». Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Содержание: раздать детям карточки с изображение денег. Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

Игра «Давай положим в корзину»

Задача: продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Содержание: раздать детям карточки с изображением денег. Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине: продукты для завтрака, подарок на день рождения другу, продукты для супа и т.п.


Игра «Какой товар лишний?»

Задача: Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Содержание: раздать детям карточки с изображением. Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?


Игра «Что забыли положить в корзинку?»

Задача: Познакомить детей с понятием «категория товара». Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Содержание: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.


Игра «Все по полочкам»

Задача: Закрепить понятие «категория товара». Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Содержание: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.


Игра «Путаница»

Задача: Закрепить понятие «категория товара». Формировать умение определять «категорию товара».

Содержание: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям

предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.


Игра «Что важнее?»

Задача: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Содержание:

1 вариант. В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.

Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание 3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.

2 вариант. С целью усложнения задачи ребенку дается более сложное задание – закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

Игра «Чей труд важнее?»

Задача: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

Содержание: ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: мужчина спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

Задание 1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Задание 2. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье – это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю – это может быть и папа, и садовник.


Игра «Что угодно для души»

Задача: формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара. Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

Содержание: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

  • сам ребенок, когда он голоден;

  • семья, которая ждет гостей;

  • мама, выбирающая подарок для дочки;

  • папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.


Игра «Давай поменяемся»

Задача: познакомить детей с понятием «обмен». Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Содержание: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

Игра «Дорого – дешево»

Задача: познакомить с понятиями «дороже/дешевле». Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие). Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Содержание: раздать детям пары карточек, предложить определить, какой товар дешевле, какой дороже. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.


Игра «Запланированная покупка»

Задача: сформировать у детей понятие «список покупок». Учить детей следовать запланированному «списку покупок». Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Содержание: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).


Игра «Запланированная покупка - 2»

Задача: формировать умение у детей составлять «список покупок». Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок». Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Содержание: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:

  • день рождения;

  • поездка на пикник;

  • приготовление завтрака (обеда, ужина);

  • отправляемся в путешествие;

  • ждем гостей и т.п.


Игра «Бюджет»

Задача: познакомить с понятием «бюджет». Сформировать представление о том, что такое «бюджет». Сформировать представление о том, что такое «доход». Сформировать представление о том, что такое «расход».

Содержание: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.


Игра «Сдача»

Задача: формирование умения делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки. Формировать умение давать сдачу. Закреплять умение классифицировать товар по категориям. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Содержание: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.


Игра «Реклама чайника»

Задача: формировать представление о понятии «Реклама». Учить представлять товар, т.е. сделать ему рекламу.

Содержание: товар выкладывается на стол. Дети рекламируют его:

Чайник красный, весь в горошки,

Посмотри, какой хороший (демонстрирует).

Очень яркий от узоров.

Этот чайник из фарфора.

Представители другой фирмы рекламируют лыжи:

Две курортные подружки,

не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут, обе песенки поют,

Обе ленты по снегу оставляют на бегу!

Детям предлагается ответить, какой товар будет иметь большой спрос, почему?



Литература:

1. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры. – Издательство «Учитель», 2019.

2. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно-методическое пособие. – Издательство «Просвещение, 2020.

3. https://nsportal.ruhttps://dohcolonoc.ruhttps://урок.рф