Картотека дидактических игр для младшей группы по приобщению детей к изобразительному искусству
«Подбери цвет к предмету»
Цель: упражнять детей в умении выбирать цвет, свойственный предмету.
Материал и оборудование:
Ход: найти каждому предмету нужный цвет.
Количество играющих: 3-4Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»
Цель игры: знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром,упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.
Задачи:
1. Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый);
2. Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами;
3. Развивать усидчивость.
5. Развитие речи.
Материал: карточки с разными цветами (картон или цветная бумага) карточки с изображением предмета, альбомный лист сложенный пополам, в виде открытки. На одной половине вырезается форма предмета (огурец, яблоко, морковь, шарик, груша).
Ход: дети берут по одной цветной карточки. Затем каждый ребёнок должен из выбранной цветной карточки подобрать подходящую по цвету карточку с предметом. Вкладываем цветную карточку во внутрь и закрываем.
Игру можно использовать, как в свободной деятельности детей, так и на занятиях.
«Создай портрет»
Цель: Познакомить детей с портретом, упражнять в составлении портрета из различных частей лица по своему желанию, учить верно, ориентироваться в разных частях лица.
Материалы и оборудование: Несколько нарисованных портретов, разрезанных на три части (волосы, глаза и нос, рот); портреты известных художников для наглядности.
Ход игры: Педагог демонстрирует ребятам портреты и объясняет что такое портрет. Далее предлагает детям стать художниками, но не рисовать портреты, а создавать из разрезанных частей новые лица. Педагог напоминает, что части лица надо правильно располагать: волосы, глаза с носом, затем рот. Воспитатель хвалит детей, поощряет создавать новые портреты, рассказывает, что можно создать очень много разных портретов.
«Что бывает красного цвета?»
Цель: Закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных форм и цветов.
Материалы и оборудование: предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.), кукла Катя
Ход игры: Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т. д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.
«Такие разные платочки»
Цель: Закреплять умение детей рисовать прямые линии в разных направлениях.
Материалы и оборудование: лист бумаги, краски, кисти, рисунок Серёжи и Андрюши
Ход игры: Воспитатель рассказывает, что знакомый художник решил нарисовать двух своих друзей, Сережу и Андрюшу (показывает рисунок). У них красивая одежда — яркая, цветная, но у художника рано кончились краски, и он не смог разрисовать платочки, которые видны из кармашков приятелей. Художник просит ребят раскрасить платочки Сережи и Андрюши. Воспитатель дает детям листы («платочки», и они разрисовывают их: Андрюша любит платочки в полоску, а Сережа — в клеточку. После того как дети нарисуют платочки, они должны не перепутать: Андрюша - мальчик в красной куртке, Сережа - в синей. Дети берут готовые «платочки» и дарят их приятелям (в полоску—Андрюше, в клеточку - Сереже).
«Что это такое?»
Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.
Материалы и оборудование: круги разных цветов, мяч.
Ход игры:
Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, что бывает такого цвета. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого цвета, игра продолжается.
«Дорисуй картинку»
Цель: Развивать внимание, зрительное восприятие ребенка
Материалы и оборудование: бумага, карандаши
Ход игры: Перед проведением игры совместно с детьми нарисовать предмет без одной важной детали (а именно, лицо без рта, домик без крыши или окошка, машинку без колёс и т. д.) На рисунке не должно быть множества мелких деталей. Попросить детей назвать, а затем изобразить недостающий элемент. Чтобы детям было легче справиться с заданием, постоянно задавайте наводящие вопросы. Игра заканчивается: раскрашиванием картинок; рассматриванием готовых работ.
«Матрешки сарафан»
Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Материалы и оборудование: рисунки силуэтов трех матрешек, одежда для матрешек
Ход игры: на доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.
«Клубочки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
Материалы и оборудование: картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.
Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.
Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.
Карточка № 1 |
Название игры | Дорисуй картинку |
Возраст детей | 3-4 года |
Количество играющих | 3-4 человека |
Цель | Развивать внимание, зрительное восприятие ребенка. |
Материалы и оборудование | Бумага; карандаши. |
Ход игры | Перед проведением игры совместно с детьми нарисовать предмет без одной важной детали (а именно, лицо без рта, домик без крыши, машинку без колёс и т. д.) На рисунке не должно быть множества мелких деталей. Попросить детей назвать, а затем изобразить недостающий элемент. Чтобы детям было легче справиться с заданием, постоянно задавайте наводящие вопросы. Игра заканчивается: раскрашиванием картинок; рассматриванием готовых работ. |
Источник | Прокофьева А.Г. Развивающие игры для детей. |
Карточка № 2 |
Название игры | Фигурки |
Возраст детей | 3-4 года |
Количество играющих | 2-3 человека |
Цель | Научить ребенка различать цвета, развивать восприятие цвета и формы, развивать внимание. |
Материалы и оборудование | Треугольники, круги, квадраты, изготовленные цветного картона. |
Ход игры | Вначале педагог демонстрирует ребятам как из этих фигур можно создавать разные предметы (а именно, снеговичка из кружков, ёлочку из треугольников, пирамиду из квадратов, бусы из кружков и т. д.) Затем педагог просит детей собрать зеленую елочку, белого снеговичка, красную пирамидку и т. д. Игра заканчивается: созданием аппликаций этих фигур; собиранием фигур из деревянного конструктора. |
Источник | Прокофьева А.Г. Развивающие игры для детей. |
Карточка № 3 |
Название игры | Собери картину |
Возраст детей | 3-4 года |
Количество играющих | 2-4 человека |
Цель | Познакомить детей с видами русских народных игрушек: закреплять знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах: упражнять в создании целой картины из разрезанных частей. |
Материалы и оборудование | Дымковская, филимоновская, городецкая игрушки; матрёшка; поднос; карточки с изображением этих игрушек, разрезанные на две части. |
Ход игры | Педагог демонстрирует детям игрушки, называет их, дает потрогать и посмотреть, интересуется, видели ли они такие игрушки. Напоминает, что матрёшки и конь-качалка есть в нашем детском саду. Далее педагог рассказывает, что принёс открытки с изображением этих игрушек, которые тоже хотела им продемонстрировать, но случайно выронила поднос, все рассыпалось и перепуталось. С расстроенным видом говорит, что теперь даже не знает, как быть. Внезапно оживлённо восклицает: «Дети, вы ж теперь знаете, как выглядят игрушки, и сможете мне помочь». Все бегут к столику, где стоит поднос с открытками, и собирают картинки. Педагог изумляется, как здорово у них получилось, хвалит детей и подсказывает наводящими вопросами, если требуется. Игра заканчивается: чтением русских народных потешек; слушанием русских народных детских песен и просмотром к ним клипов. |
Источник | Трофимова М.В., Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. |
Карточка № 4 |
Название игры | Угадай-ка время года |
Возраст детей | 3-4 года |
Количество играющих | 5-7 человек |
Цель | Закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, соответствующей временам года. |
Материалы и оборудование | Картины, присущие осени, лету, зиме, весне; кукла Незнайка. |
Ход игры | Педагог держит в руках Незнайку и говорит, что он пришел ко мне в гости и поведал, что забыл, какие есть времена года. Он просит, чтоб мы помогли ему вспомнить. Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года, а как можно узнать то или иное время года. Затем выслушивает ответы, хвалит, если у них возникли затруднения, наводящими вопросами напоминает что характерно для каждого сезона. Незнайка говорит спасибо и уходит, а педагог приглашает детей поиграть в игру « Угадай-ка». Дети располагаются полукругом на паласе, а воспитатель показывает им картины и просит назвать изображенное время года. Игра заканчивается: рисованием любимого времени года; выставкой детских работ в приёмной. |
Источник | Трофимова М.В., Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. |
Карточка № 5 |
Название игры | Необыкновенные рисунки |
Возраст детей | 2-3 года |
Количество играющих | Неограниченно |
Цель | Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка. |
Материалы и оборудование | Манная крупа; тарелочки по количеству детей. |
Ход игры | Воспитатель говорит: « Дети, на завтрак сегодня была манная каша. Она очень вкусная, полезная и её нужно обязательно кушать. А вы знаете, что манную кашу не только едят, но и при помощи неё создают необычные картины». Педагог приглашает желающих нарисовать такие картины. Дети садятся за стол, и воспитатель показывает, как можно рисовать на манке пальчиками солнце, дождик, круги, травку, причудливые узоры и т. д. Игра заканчивается: фотографированием полученных картин; помощью воспитателю в уборке. |
Источник | Прокофьева А.Г. Развивающие игры для детей. |
Карточка № 6 |
Название игры | Создай портрет |
Возраст детей | 3-4 года |
Количество играющих | 2-3 человека |
Цель | Познакомить детей с портретом, упражнять в составлении портрета из различных частей лица по своему желанию, учить верно ориентироваться в разных частях лица. |
Материалы и оборудование | Несколько нарисованных портретов, разрезанных на три части (волосы, глаза и нос, рот); портреты известных художников для наглядности. |
Ход игры | Педагог демонстрирует ребятам портреты и объясняет что такое портрет. Далее предлагает детям стать художниками, но не рисовать портреты, а создавать из разрезанных частей новые лица. Педагог напоминает, что части лица надо правильно располагать: волосы, глаза с носом, затем рот. Воспитатель хвалит детей, поощряет создавать новые портреты, рассказывает, что можно создать очень много разных портретов. Игра заканчивается: рисованием маминого портрета; оформлением готовых портретов в рамочки из цветного картона; выставкой готовых работ. |
Источник | Трофимова М.В. Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. |
Игра «Цветные корзинки»
Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется "Цветные корзинки".
Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.
Игра «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.
Игра «Разложи и сосчитай матрешек»
Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.
Игра «Матрёшкин сарафан»
Ц
ель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.
Игра «Что бывает красного цвета?»
Дидактическая задача. Закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных форм и цветов.
Игровая задача. Помочь кукле Кате подобрать предметы.
Игровые правила. Подбирать предметы под цвет бантика куклы.
Ход игры
Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т.д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.
Игра «Такие разные платочки»
Дидактическая задача. Закреплять умение детей рисовать прямые линии в разных направлениях.
Игровая задача. Украсить платочки для Андрюши и Сережи.
Игровые правила. Не перепутать подарки.
Ход игры
Воспитатель рассказывает, что знакомый художник решил нарисовать двух своих друзей, Сережу и Андрюшу (показывает рисунок). У них красивая одежда — яркая, цветная, но у художника рано кончились краски, и он не смог разрисовать платочки, которые видны из кармашков приятелей. Художник просит ребят раскрасить платочки Сережи и Андрюши. Воспитатель дает детям листы («платочки»), и они разрисовывают их: Андрюша любит платочки в полоску, а Сережа — в клеточку. После того как дети нарисуют платочки, они должны не перепутать: Андрюша — мальчик в красной куртке, Сережа — в синей. Дети берут готовые «платочки» и дарят их приятелям (в полоску—Андрюше, в клеточку —Сереже).
Игра «Колобок»
Дидактическая задача. Закреплять умение детей скатывать из комочка пластилина шар и полоску; развивать умение видеть красоту цвета на фоне разных объектов.
Игровая задача. Слепить друзей для колобка.
Игровые правила. Вылепить колобка и дорожку одного цвета.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, вы помните сказку «Колобок»? Жили-бы- ли дед и баба. Испекла как-то баба колобок и оставила студиться на окне, а колобок-то и убежал... (Лепит колобок из большого комка путем отщипывания.)
Я — колобок, колобок,
Колобок — румяный бок,
На сметане мешен
Да в масле пряжен.
Покатился колобок
Вдоль оврагов и дорог.
(Под веселую музыку колобок катится по столу и поет.)
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.
Воспитатель приглашает колобка в гости к ребятам. Колобок соглашается, но хочет поиграть в прятки. Колобок прячется за предметами. Дети должны «отыскать» колобка и сказать, где он спрятался, назвав цвет предмета (за зеленой елкой, за синим забором, за красным гаражом и т.д.)
Колобок выходит из-за своего укрытия и просит у детей слепить ему друзей. Дети лепят колобков из цветного пластилина, выбирая цвет по желанию. Теперь колобкам надо катиться по дорожкам. Где самые удобные дорожки? Дети лепят дорожки для колобков (полоски). Дорожки должны быть под цвет колобка. Колобки побежали по дорожкам. (Дети ставят колобков, каждого на свою полоску, и любуются колобками и дорожками одного цвета.) Бежали они, бежали и прибежали к реке, и тогда решили они отправиться в путешествие.
Воспитатель ставит колобков на вылепленную заранее большую лодку, и разноцветные колобки «плывут» по реке. (Дети любуются колобками разных цветов, собранными вместе.)
Игра «Овощи на тарелке»
Дидактическая задача. Закреплять знания о цветах, умение подбирать предметы другого цвета.
Игровая задача. Вылепить тарелочки под угощение.
Игровые правила. Лепить так, чтобы цвета угощения и тарелочки не совпадали.
Ход игры
Воспитатель приносит корзину с урожаем (зеленые яблоки, красные ягодки из пластилина, которые дети лепили накануне) и хочет угостить ребят. Появляется ежик (игрушка), он тоже ждет угощения. Воспитатель не может найти тарелки. Ежик огорчается, воспитатель спрашивает у детей, как выйти из такого положения. Дети решают вылепить тарелочки и лепят их из шара путем сплющивания его. Ежик просит детей сделать тарелочки не такого цвета, каким будет угощение (например, красная ягодка —синяя тарелка).
Воспитатель предлагает сначала угостить гостя. Дети подходят к ежику и предлагают угощение, описывая его: «зеленое яблочко на желтой тарелке», «красная ягодка на белой тарелке» и т.д. Если ребенок неправильно называет цвета, то ежик фыркает, а если правильно, то кивает головой.
Креативные кружочки
Нарисуйте на листе бумаги кружочки или квадратики. Предложите ребенку пофантазировать, в кого или во что можно их превратить. По желанию рисунки можно раскрасить.