Сборник
дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Дидактические пособия

«Волшебные макароны»
Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.



«Хула-хуп»
Цель: развитие эстетического восприятия и восприятия цвета у детей раннего возраста; повышение эмоционального тонуса.
«Чудесные пуговицы»
Автор: Румянцева Людмила Алексеевна, МДОУ д/с № 5 «Лесовичок»
Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы с ребенком так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.
«Сенсорная сумочка»
Предназначено для детей и родителей.
Задачи:
Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;
Знакомить с формой предмета, цветом, размером;
Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т.д.).
Ход:
1 взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.
Вопросы: какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т.д.
2 взрослый предлагает рассмотреть цветы. «Какая красивая поляна», Покажи красный цветок? Какого цвета? Возьми красный цветок и пристегни к красной серединке и т.д.


«Протяни дорожку»
Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.
Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.
Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и ребенка в возрасте от 2-4 лет.
Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.
Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.
Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

Дидактические игры
«Спрячь зайку»
Цель: формирование представлений о цвете.
Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.
Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

«Разноцветные жуки»
Автор: Ильчук Антонина Алексеевна, МДОУ д/с № 117 «Эленктроник»
Цель: Совершенствовать восприятие детей, обогащать непосредственный чувственный опыт детей, помогать обследовать предмет, выделять его цвет. Побуждать детей включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить и т.д.
Ход игры: В данную игру может играть группа детей 1 – 3 чел. Воспитатель предлагает детям украсить божьих коровок цветами определенного цвета.
«Бутылочки»
Цель: закрепить с ребенком выполнение целенаправленных действий (открыть, закрыть), упражнять в составлении целого из двух частей, продолжать учить называть основные цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку, соединив части бутылочки, сложить половинки рисунков; назвать: получившийся рисунок, цвет предметов

«Разноцветные коврики»
Цель: Закреплять с детьми цвет, форму, величину, развивать мелкую моторику пальчиков рук.
В эту игру дети могут играть, как самостоятельно, так и под руководством воспитателя.
Если игра проходит совместно, то воспитатель следит за правильностью выполнения задания.
А если дети играют самостоятельно, то развиваем их творческие способности.
«Чудесные мешочки» и
«Корзиночка с цветами»
Цель: Закреплять основные цвета, учить проводить простейшие ассоциации по цвету, выбирать нужный по цвету предмет, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, что в мешочках, какие предметы, какого цвета, размера.
В каждый мешочек складываются предметы определенного цвета, таким образом закрепляются основные цвета.
На корзиночку размещают цветы в соответствии с цветом пуговички. С помощью этой игры закрепляются основные цвета, развивается мелкая моторика пальцев рук.
Дидактическая игра
«Подари слоненку цветок»
»
Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку найти и «подарить» слоненку (игрушке) цветок синего (красного) цвета.

Дидактическая игра
«Украсим елочку»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев, умение пользоваться прищепкой; развитие внимания, наблюдательности, величины объекта.
Материал: трёхгранные елочки из картона, разноцветные прищепки.
Содержание игры: Перед ребенком на столе трехгранные елочки (большие и маленькие).
Воспитатель предлагает взять прищепку любого цвета или взять прищепку только синего, красного, желтого, зеленого и укрепить на елочку.


Дидактическая игра
«Ловкие ручки» или «Волшебные кубики»
Цель: научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать замок, развитие внимания, усидчивости.
Содержание игры: Воспитатель предлагает волшебные мягкие кубики и учит детей определенным умением (застигнуть, расстегнуть, зашнуровать, завязать ботинок.

Дидактические пособия
«Солнышко» и «Ёжик»
Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах.

Данные пособия используются для развития мелкой мускулатуры рук. Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка и иголки ежику.

13