СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Занимательная полоска.
  2. Разрезная картинки.
  3. Домино.
  4. Дочки-матери.
  5. Парные картинки.
  6. Занимательные кубики.
  7. Чудесный мешочек.
  8. Занимательней вкладыши.
  9. Узнай по описанию.
  10. Одень куклу.
  11. Найди пару.
  12. Составь орнамент.
  13. Чего не хватает.
  14. Украсив кукле одежду, обувь.
  15. Сотки ковер.
  16. Составь такой же элемент.
  17. Найди ошибку.
  18. Собери узор из кубиков.
  19. Нарисуем рассказ.
  20. Найди коми орнамент.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар


Картотека дидактических игр

как средство приобщения детей

дошкольного возраста

к коми культуре




Составитель: Бута Надежда Владимировна

Интернет источник: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxtb2pobHB8Z3g6MWM2YTdlYmRhMDc3MTI5MA


Сыктывкар, 2022

ВЕДЕНИЕ

В народных играх нет педагогической навязчивости

и вместе с тем они вполне педагогичны.

А.П. Усова

Тысячелетиями творил коми народ свое самобытное национальное искусство. Из поколения в поколение коми народные мастера передавали новому поколению свой опыт, свое ощущение красоты жизни народа.

Для того, чтобы ввести ребенка в яркий, культурный мир, воспитатель сам должен иметь определенные теоретические знания и практические навыки, ощутить живую связь поэзии и красоты, не ушедшей в прошлое, способной оказать самое положительное влияние на формирование художественного вкуса детей.

В основу орнаментального искусства коми лег растительный, животный мир и человек, предмета быта. Так, выделился орнамент, имитирующий рога барана, оленя, коровы, следы зверей, ветки ели, образа человека-оленевода, его жилища – чума, продуктов питания (пирожок).

Познакомить детей, раскрыть им прекрасные мир коми орнамента - такую задачу мы поставили перед собой. Для этого мы избрали необычную форму работы - дидактические игры, которые широко применяются в практике детских садов.

Дидактические игры с народным орнаментом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе, в групповой комнате, в утреннее и вечернее время с детьми среднего-старшего дошкольного возраста. Последовательность проведения таких дидактических игр дается с учетом уровня представлений детей о разных элементах коми орнамента, возраста. Воспитатель вправе придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные сведения об элементах коми орнамента, новые правила, игровые действия, увеличить число играющих и т.д.

Игры рассчитаны на участие 2-4 детей, поэтому можно играть индивидуально или группой.

Разучивание игр может осуществляться по усмотрению воспитателя; на занятиях, прогулке, в свободное время. Полученные знания, умения дети могут применить в самостоятельной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Занимательная полоска.

  2. Разрезная картинки.

  3. Домино.

  4. Дочки-матери.

  5. Парные картинки.

  6. Занимательные кубики.

  7. Чудесный мешочек.

  8. Занимательней вкладыши.

  9. Узнай по описанию.

  10. Одень куклу.

  11. Найди пару.

  12. Составь орнамент.

  13. Чего не хватает.

  14. Украсив кукле одежду, обувь.

  15. Сотки ковер.

  16. Составь такой же элемент.

  17. Найди ошибку.

  18. Собери узор из кубиков.

  19. Нарисуем рассказ.

  20. Найди коми орнамент.











ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПОЛОСКА

Цель: Учить детей составлять из полосок разных размеров элементы узора коми орнамента, развивать мышление, сообразительность.

Материал: Полоски бумаги 2-3-х размеров, формат, на котором будет выкладываться узор.

Руководство: Воспитатель упражняет детей в составлении коми орнамента из простых полосок, в результате получается узор. Самый красивый узор предлагается выложить на фланелеграфе.

РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ

Цель: Развивать у детей способность объединять детали по общим признакам в общий элемент, развивать наблюдательность.

Материал: Орнамент, выполненный на картоне или фанере, разрезанный пополам.

Руководство: Воспитатель предлагает половинки орнаменты, которые надо соединить в общий элемент. Дети среднего дошкольного возраста собирают по образцу, и элементы выполнены в разных цветах. Дети старшего дошкольного возраста собирают в одном цвете без образца.

ДОМИНО

Цель: Учить детей путем сравнения, подбора, поиска составлять узор, развивать логическое мышление, сообразительность.

Материал: фишки, картинки с элементами орнамента, всего 28 штук.

Руководство: Воспитатель раздает детям фишки или картинки поровну, затем каждый игрок поворачивает одну фишку. Тот, у кого выпадут две одинаковые картинки - дубль, - начинает игру. Далее игра проводится по правилам обычного домино, участвуют в игре 2-4 человека, длительность 15 минут, повторяемость 2-3 раза. С возрастом усложняется элемент орнамента.

ДОЧКИ – МАТЕРИ

Цель: Упражнять детей в подборе 2-х одинаковых плоскостных коми кукол, развивать наблюдательность, подмечая незначительные различия в коми орнаменте на малице.

Материал: Плоскостные изображения кукол в малице с орнаментом.

Руководство: Воспитатель дает детям изображения кукол и предлагает найти одинаковые по орнаменту, но разные по размеру.

В средней группе предлагается 3-4 пары кукол, в старшей - 5-6 пар кукол.

ВАРИАНТ ИГРЫ 2. Дети стоят в кругу, у каждого по одной кукле (большой и маленькой), дети подбирают одинаковые по размеру и становятся в пару.

ПАРНЫЕ КАРТИНКИ

Цель: Научить подбирать элементы коми орнамента, сходные по внешнему виду, уточнить и закрепить их названия, развивать наблюдательность.

Материал: Карточки с элементами коми орнамента, среди них по две одинаковых.

Руководство: Воспитатель дает детям карточки с нарисованными или накладными элементами коми орнамента и предлагает найти среди них одинаковые. В средней группе дается 4-6 пар карточек, в старшей - 7-8 пар карточек, в подготовительной - до 10 пар карточек.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КУБИКИ

Цель: Упражнять детей в подборе кубиков по образцу, составляя целую картинку, развивать сообразительность, способность варьировать.

Материал: 9 или 12 кубиков с нарисованными на всех сторонах деталями одного элемента коми орнамента.

Руководство: Воспитатель предлагает детям собрать по картинке элемент коми орнамента. В старшей-подготовительной к школе группе предлагается усложненное задание: собрать узор из одинаковых элементов орнамента.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Цель: Учить детей находить предметы на ощупь.

Материал: 4-5 объемных предметов в мешочке и их плоскостные изображения (ложка, солонка, сундучок, туесок, сахарница).

Руководство: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку- изображение и найти такой же предмет на ощупь. Дети поочередно выполняют задание. Ребенок достает предмет и помещает его рядом с такой же картинкой на столе. Дети оценивают правильность выполненного задания.


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВКЛАДЫШИ

Цель: Учить детей путем эвристического метода осуществлять подбор нужных деталей, называть узор, развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление.

Материал: Пластины с выпиленными элементами коми орнамента, которые находятся тут же. Количество элементов коми орнамента - 7-8.

Руководство: Воспитатель вытаскивает элементы из пластин, предлагает детям путем подбора, поиска, вставить элемент - вкладыш в пластину.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: Развивать умение узнавать по описанию коми орнамент, учитывая названные признаки элементов, развивать наблюдательность.

Материал: Плоскостные изображения пим с коми орнаментом.

Руководство: Воспитатель раздает детям изображения пим с элементами коми орнамента; перечисляет детали коми орнамента и спрашивает у детей: «У кого пимы с таким орнаментом». Предлагается до 9 разновидностей деталей орнамента.

ВАРИАНГ ИГРЫ 2. Предложите изображения варежек, панно. Предметы и детали орнамента можно менять.

ОДЕНЬ КУКЛУ

Цель: Упражнять детей в подборе двух одинаковых плоскостных кукол по орнаменту и цвету на варежках и пимах, развивать наблюдательность, подмечая различия в орнаментах.

Материал: Плоскостные изображения кукол, варежек, пим с орнаментом.

Руководство: Воспитатель дает детям изображения кукол в малице, варежек и пим и предлагает найти одинаковые по орнаменту, одеть куклу.

ВАРИАНТ 2. Дети подбирают одинаковый узор к паре, но разный на пимах и варежках.

НАЙДИ ПАРУ

Цель: Упражнять детей в подборе двух одинаковых узоров, развивать наблюдательность.

Материал: Плоскостные изображения варежек с коми орнаментом. Количество - 7-10 пар в зависимости от возрастной группы.

Руководство: Воспитатель дает детям плоскостные изображения варежек с коми орнаментом, предлагает найти пару к ним. Образцы орнамента соответствуют возрастной группе.

ВАРИАНТЫ:

а) Дети подбирают пару к пимам» одинаковые по орнаменту.

б) Подбирают одновременно пары к пимам и варежкам, упитывая орнамент.

в) Стоя в кругу, дети ищут себе пару (ребенка-сверстника), у которого такой же узор на варежках или пимах.

СОСТАВЬ OPHAMEHT

Цель: Учить составлять орнамент из деталей: выбирать способы составления орнамента, развивать творческое воображение.

Материал: Элементы коми орнамента одинаковые по цвету.

Руководство: Воспитатель дает детям вырезанные по контуру элементы коми орнамента, предлагает детям подобрать их по цвету, составить разные композиции.

ВАРИАНТЫ:

а) Количество деталей в подготовительной группе увеличить.

б) Из нескольких составленных орнаментов составить общий узор на коврике, дорожке и других вариантах.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

Цель: Учить находить ошибку в расположении деталей элемента, указывая правильный вариант, развивать сообразительность.

Материал: Карточки с элементами коми орнамента с недостающими деталями, которые находятся в другом конверте.

Руководство: Воспитатель предлагает детям определить недостающую деталь и приставить ее на место, вынув из другого конверта. Количество карточек - 8-10 в зависимости от возрастной группы.

УКРАСИМ КУКЛЕ ОДЕЖДУ, ОБУВЬ

Цель: Упражнять детей в составлении узора коми орнамента из полосок - деталей элементов, совершенствовать эвристический метод, развивать сообразительность.

Материал: Трафареты сарафана, малицы, свитера, шапки, варежек, пим, комплект деталей полосок для орнамента.

Руководство: Воспитатель предлагает детям украсить одежду, обувь (трафаретами) элементами коми орнамента.

Дети упражняются в составление узора из полосок разной длины. Элементы коми орнамента подбираются по возрастной группе.

СОТКИ КОВЕР

Цель: Учить располагать узор, соблюдая ритм, повторность, симметричность и цвет.

Материал: Фланелеграф, готовые элементы коми орнамента.

Руководство: Воспитатель дает большое количество готовых элементов коми орнамента и предлагает составить узор на фланелеграфе.

ВАРИАНТ 2. (усложненный, подготовительная к школе группа).

Составить узор на фланелеграфе из разных элементов коми орнамента.

СОСТАВЬ ТАКОЙ ЖЕ ЭЛЕМЕНТ

Цель: Учить составлять из полосок разных размеров элементы коми орнамента, называть их. Развивать сообразительность, мышление.

Материал: Готовые образцы элементов коми орнамента. Полоски разных размеров.

Руководство: Воспитатель предлагает детям элементы коми орнамента и полоски картона, которого они составляют такой же элемент.

НАЙДИ ОШИБКУ

Цель: Учить определять изменения в расположении деталей элемента, указывая правильный вариант. Развивать наблюдательность.

Материал: Развивать наблюдательность.

Руководство: Воспитатель дает детям рукавичку с коми орнаментом, в котором имеются ошибки, и предлагает найти их, а какие указать на правильный вариант или несколько:

а) предлагается найти лишние детали элемента орнамента;

б) предлагается найти отсутствующие детали элемента орнамента. Количество – 8-10 элементов орнамента.


СОБЕРИ УЗОР ИЗ КУБИКОВ

Цель: Закрепить умение различать по характерным признакам коми орнамент, дымковскую, хохломскую, городецкую росписи и составлять целую композицию из кубиков.

Материал: 9 или 12 кубиков с нарисованными на всех сторонах деталями одной композиции на каждой стороне. 6 картинок-образцов.

Руководство: Воспитатель предлагает детям по картинке собрать из кубиков такую же композицию и назвать вид росписи.

НАРИСУЕМ РАССКАЗ

Цель: Учить детей по памяти воспроизводить элементы коми орнамента, развивать образную память.

Материал: Бумага, карандаш или краски, готовые элементы.

Руководство: Воспитатель рассказывает рассказ, в котором присутствуют все знакомые элементы коми орнамента. Дети рисуют или выкладывают готовые элементы в той последовательности, в которой читается рассказ.

ОБРАЗЕЦ I.

Широко раскинулась тундра. Светит солнце, но не греет. Своим чередом идет жизнь оленеводов. Вот чум, в котором они живут. Недалеко от него пасутся стада оленей, которые кормят, одевают людей. Много в тундре и лосей, которых приучают жить рядом с человеком.

Оленеводы, передвигаясь по тундре, ориентируются на звезды, солнце, пользуются компасом. На охоту ходят не лыжах, изучают следы зверей м птиц. Для связи в тундре используется рация.

В долгие зимние вечера хозяйки чумов выделывают шкуры баранов, оленей, шьют одежду и обувь, ошейники для молодых оленей, пекут пироги с брусникой.

ОБРАЗЕЦ 2.

Хорошо живут оленеводы в тундре. В чуме им тепло, уютно. Недалеко от чума пасутся стада оленей. В тундре живут разные животные и птицы. Охотники узнают их по следам. В пути им помогает компас.

НАЙДИ КОМИ ОРНАМЕНТ

Цель: Учить путем сопоставления, сравнения находить в узорах знакомый коми орнамент, называть его. Развивать мышление, сообразительность.

Материал: Готовые закладки, выполненные из цветней тесьмы.

Руководство: Воспитатель раздает детям разнообразные закладки и предлагает подобрать закладки, в которых узор похож на коми орнамент, и назвать его.


Приложение

Образцы игр



2