СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование культурно-гигиенических навыков  среди дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное

учреждение Саракташский детский сад №8 «Колосок»

Картотека

дидактических игр

по формированию

культурно-гигиенических навыков



«ДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.



«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры:

Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

 Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.







































































































«КОМУ ЧТО НУЖНО»

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы: врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. В середине круга стрелка. Изображения: врач, повар, продавец.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти необходимую профессию. Вращая стрелку напротив предмета необходимого для работы на круге, ставим фигурку врача, (продавца, повара).












«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.



«ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ»

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал: носовой платок

Ход игры:

Воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.



«СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ»

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия не обходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.





«ВЫМОЕМ КУКЛУ»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры:

Играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.





«ПОДБЕРИ КАРТИНКИ»

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Х од игры:

Воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)





«ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры:

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков.

Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.





"УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ"

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине.

Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.







"УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры:

Взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей".

Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать.

В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!



"ПАРОВОЗИК"

Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.

Оборудование: паровозик, рельсы.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"

Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.

Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.



"КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем воспитатель поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава,

Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!

Надеваем ботиночки на ножки,

Вот шнурки, я помогу тебе завязать

Вот, ботиночки надели на ножки

Надеваем шапку на голову.

Вот, так, шапку надели

Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.





"ВЫМОЙ РУКИ"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Воспитатель ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

"ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки!

Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб смеялся роток!"

Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"



"ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!"

Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

«СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");

открыть кран;

сложить ладони рук "лодочкой";

подставить руки под струю воды;

закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.


"МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия:

Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена.

Обращается внимание ребенка на белые ручки, воспитатель говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее воспитатель под струей воды, при этом произносит одну из потешек, например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!


В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).


Знаем, знаем да, да, да!

Где тут прячется вода!

В конце игры воспитатель хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.













"УМЫВАЛОЧКА"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия:

Воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату,

просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"



"ФОНТАНЧИКИ"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия:

Воспитатель подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот

Пусть фонтанчик оживет!

Воспитатель набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.



"ПОЧИСТИМ ЗУБКИ"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия:

Воспитатель просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.



"КУКЛА ЗАБОЛЕЛА"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Воспитатель произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой платок,

демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.



«НОСИКИ-КУРНОСИКИ"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия:

Воспитатель произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик,

Снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.



ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»

Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.

 Педагог: Давай будем одеваться.

Ребенок: Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)

Педагог: Пойдем, будем умываться...

Ребенок: Я сама! Я сама! (Умывается)

Педагог: Ну идем, хоть причешу я.

Ребенок: Я сама! Я сама! (Причесывается)

Педагог: Ну давай хоть накормлю я.

Ребенок: Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует)

Вопросы к детям:

Правильно ли поступает девочка?

Почему вы так решили?

А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?







ИГРА-ЭТЮД «КУПАНИЕ»

Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жестов изобразить эмоциональное состояние героев.

Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение, используя шашку и жесты.

Педагог: Визжит поросенок...

Поросенок: (ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты.,. рот полуоткрыт, резко машет руками.)

Педагог: Купают его в корыте.

Он в луже не прочь помыться,

А мыльной воды боится.

А в кухне купают Олю.

Воды ей нагрели вволю.

Но Оля кричит...

Оля: Уйдите!

Мочалкой меня не трите!

Я голову мыть не стану!

Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)

Педагог: Вот оба они помыты,

Надуты, слегка сердиты,

С коленок отмыты пятна.

Купаться было приятно...

Ребенок: Чего же ты, Оля, кричала?

Педагог: И Оленька отвечала...

Оля: Кричал поросенок Тошка,

А я помогала немножко!

Вопросы к детям:

Почему кричала Оля?

Правильно она поступила?

А как надо было?

Кто покажет, как надо было поступить?

ИГРА-ЭТЮД «ВКУСНАЯ КАША»

Педагог вносит шапочки гусят, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение 3. Александровой «Вкусная каша». " Затем педагог и дети вместе инсценируют его.

Педагог: Каша из гречки

Где варилась?

В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила.

(Добрая улыбка, ласковый взгляд.)

О ля:

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке, 

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке.

(Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)

Педагог: И Оля доела

Последние крошки!













ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА»

Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.

Педагог: Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика? Как вы думаете, почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка». Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.

Педагог: Это Митина рубашка.

Ребенок: На, рубашка, просто кашку!

Педагог: Съела маслица она.

Съела кашку из пшена

И подливку из барашка...

(Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.)

Ребенок: Ты сыта, моя рубашка?

Вопросы к детям:

Как надо есть за столом?

Кто покажет Мите, как надо есть?



ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»

Педагог: Мальчик Петя поздно встал

Просыпаться тяжко.

Умываться он не стал

Он ведь замарашка.

Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.

Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?»

Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.

(Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)

ИГРА-ЭТЮД «УШИ »

Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение «Уши» Э. Мошковской и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.

1-й ребенок.

Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

2-й ребенок

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть,

Или пореже?


Педагог: Отвечает доктор...

Доктор: ЕЖЕ…

Педагог: Отвечает доктор...

Доктор: ЕЖЕ…

Педагог: Отвечает доктор гневно...

Доктор: ЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО!

(Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.

В ыразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.)

















ИГРА-ЭТЮД «ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ»

Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.

Педагог: Метлу взяла

И двор подмела.

Девочка: Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала

От сарая до крыльца

Танцевала без конца.

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите.

(Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение, улыбка.)



























ИГРА-ЭТЮД «ТАНЕЧКА-ХОЗЯЙКА»

Педагог вносит мягкую игрушку-зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик, тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.

Педагог: Нынче Танечка — хозяйка

И хлопочет день-деньской.

Отложила в угол зайку

И сказана...

Таня: Спи, косой!

Педагог: Тянет тряпку из комода,

Из кладовки тащит таз.

Окуная тряпку в воду,

Ненароком облилась.


Таня: Ты не смейся, глупый зайка!

Поджидай себе обед...

Ох и трудно быть хозяйкой,

Если мамы дома нет!

(Выразительные движения: 1 — сосредоточенный

взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация;

2 — сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.)













ИГРА-ЭТЮД «КАК У НАШЕЙ ИРКИ»

Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.

П едагог

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему,

Почему

На чулках по дырке?

1-й ребенок: Потому, что неохота

Штопать нашей Ирке.

(Неряшливый вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное.)


Педагог: Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Почему, почему

Штопка на пятке?

2-й ребенок: Потому, что неохота

Быть неряхой Натке.

(Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд.)