СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по познавательному развитию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке подобраны игры и упражнения по познавательному развитию

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по познавательному развитию»







Картотека дидактических игр и упражнений по познавательному развитию





Тема «Дом»

Игра «Узнай дом по силуэту»

Цель: закреплять представления детей об особенностях строения, внешнего вида различных зданий; способствовать систематизации знаний о разнообразных постройках; развивать познавательную активность, наблюдательность.

Материал: картинки с цветными изображениями разных домов, заранее приготовленные воспитателем карточки с соответствующими силуэтами этих домов.

Игровые правила: правильно подобрать силуэтное и цветное изображение построек.

Игровые действия: поиск карточек с цветным или силуэтным изображением, соревнование.

Ход игры:

В начале игры воспитатель объясняет значение слова «силуэт».

Вариант 1. Воспитатель демонстрирует карточки с цветными изображениями построек и просит их назвать. Затем показывает силуэтную карточку. Играющие должны определить, какому дому подходит данный силуэт.

Вариант 2. Силуэтные карточки раздаются детям. Ведущий берёт любую карточку с цветным изображением постройки и предлагает её играющим, спрашивая: «У кого силуэт этого дома?»

Вариант 3. У каждого из играющих детей по 3—4 силуэтные карточки, а все цветные карточки лежат на столе. Играющие должны найти пару. Выигрывает тот, кто быстрее нашёл все пары.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: познакомить детей с временными и причинно-следственными связями; помочь усвоить стадии трудового процесса строительства, создания различных предметов рукотворного мира и осознать наличие факторов, определяющих способы действия с этим предметом; способствовать развитию у детей таких психических качеств, как память, внимание, воображение, речь и таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение; стимулировать развитие мелкой моторики рук.

Дидактический материал: карточки для построения логической цепочки из нескольких звеньев.

Игровые правила: выигрывает тот, кто первым подберёт карточки, сложит их и объяснит логику построения данной цепочки.

Игровые действия: выстроить логическую цепочку из нескольких звеньев.

Ход игры:

Разложи в ряд историю создания дома: что чем было? Что чем стало?

1) Кирпичный дом (был чем?) — лотком кирпичей (были чем?) — горкой глины.

2) Горка глины (стала чем?) — лотком кирпичей (стал чем?) — домом (зданием).

3) Окно (было чем?) — рамой и стеклом (были чем?) — деревом и песком.

4) Обои (были чем?) — бумагой и красками (были чем?) — деревом и водой с красителем.

5) Водопровод (был чем?) — трубами и изоляционными материалами (были чем?) — металлом, пластмассой, резиной.

Вариант 1. «А что потом?»

Воспитатель даёт ребёнку первую карточку (например, с изображением кирпича) и предлагает вспомнить, что можно сделать из этого предмета. Ребёнок должен найти вторую карточку с изображением стены, приставить к первой и вспомнить, где используются стены (жилой дом).

Вариант 2. «А что было раньше?»

Воспитатель дает ребёнку третью карточку (например, с изображением дома) и предлагает вспомнить, из чего собран такой дом (первая карточка). А чтобы дом построить, что используют люди? Ребёнок

отыскивает вторую карточку с изображением строительных материалов или инструментов.

Вариант 3. «Что было до и что станет после?»

Воспитатель даёт ребёнку вторую карточку (например, с изображением оконного стекла) и предлагает вспомнить, чем оно было до того, — песком (первая карточка). А затем спрашивает, что из этого стекла сделают потом строители, — окно в доме (третья карточка).

После того как дети хорошо освоят игру, можно предложить собирать логические цепочки на скорость. Кто первым соберёт цепочку, тот и выигрывает.

Упражнение «Чем ты украсишь комнату?»

Цель: подводить детей к пониманию того, что человек создаёт предметы, чтобы украсить свою жизнь; побуждать находить вещи, выполняющие эстетические функции.

Материал: кукольные комнаты (кухня, гостиная, спальня), нарисованные на картоне; игрушечная мебель; картинки с изображениями предметов (картины, матрёшки, скульптуры, композиции из цветов, расписной посуды, доски, полотенца, прихватки, старинного самовара, вазы и др.)

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что люди издавна стремились украсить свой дом. Делали столы, стулья, шкафы и т.д., а если покупали мебель, то делали много, чтобы дома всегда было уютно.

Далее обращает их внимание на домик куклы Маши, в котором скучно и не очень уютно, и предлагает украсить его разными предметами.

Затем меняет расположение предметов, стремясь по возможности создать смешные, невероятные ситуации. Дети в это время отворачиваются. После того как воспитатель закончил, поворачиваются, замечают непривычное сочетание предметов. Они должны вспомнить, как было раньше, рассказать об этом и только потом восстановить прежний порядок.

Игра «Умозаключения»

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.

Задание «Закончи предложение».

Дом нужен человеку для того, чтобы…

Дом надо утеплять потому, что…

В доме нужны окна для того, чтобы…

На входной двери нужен глазок для того, чтобы…

Домофон нужен, чтобы…

Мы в доме поменяли окна потому, что…

В нашем доме сделали ремонт, потому что…

Этот дом считается старинным потому, что…

Это здание называют памятником архитектуры потому, что …

В домах проводят электричество, чтобы…

В домах проводят газ, чтобы…

Во всём доме стало темно потому, что…

Упражнение «Конструирование фраз»

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления; активизировать в речи предлоги; упражнять в согласовании слов и построении простых предложений из заданных слов.

Задание: соединить два слова при помощи предлога или падежа в предложении.

Слова для работы: строители — леса, крыша — дом, новосёлы — дом, почтовый ящик — подъезд, собака — лифт, мяч — лестница, перила — лестница, балкон — цветы … и т.д.





































Тема «Транспорт»

Где чья машина?

Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах; упражнять в соотнесении транспортного средства с его назначением.

Материал: предметные и сюжетные картинки к теме «Транспорт».

Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси).

«Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы.

Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.»

Воспитатель и дети — маршрутное такси, автобус, троллейбус.

Мужчина с портфелем — Мерседес.

Пожарные — пожарная машина.

Доктор и медсестра — скорая помощь.

Тракторист (комбайнёр) — трактор, комбайн.

Строитель — подъёмный кран.

Рабочие «дорожной службы» — снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.

Что за чудо-грузовик?

Цель: уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; развивать связную речь при составлении простых предложений с заданным словом.

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств.

Взрослый. А сейчас мы заглянем вместе с вами в гараж. Здесь находится много грузовых машин. Они перевозят различные грузы. Отметьте фишкой одного цвета грузовую машину и груз, который она перевозит. Расскажите о её назначении.

Дети. Самосвал — нужен, чтобы перевозить камни, песок.

Грузовик-фургон «Холодильник» (мороженое, птица, мясо); грузовик-фургон «Хлеб» (батоны, булочки, торты); грузовик-фургон «Мука»; грузовик-бочка «Живая рыба», «Огнеопасно» (бензовоз); бетономешалка; грузовик для перевозки автомобилей; для перевозки строительных блоков и панелей; грузовик-фургон зелёного цвета с надписью «Люди» и т.д.

Едет, плавает, летает

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.

Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)

А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая — воздух; тёмно-синяя — вода; коричневая — земля.

Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.

Например: «Автобусом управляет… водитель».

Грузовик — … шофёр, поезд — … машинист, вертолёт, самолёт — … пилот, корабль — … капитан, мотоцикл — … мотоциклист, велосипед — … велосипедист, ракета — … космонавт.

Восстанови предложение

Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.

Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.

Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.

Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»

Самолёт, небо, лететь, высоко.

Большой, корабль, волны, плыть.

Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.

Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.

Ехать, тропинка, велосипедист.

Дорожная азбука

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге.

Материал: предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика.

Взрослый. Для того чтобы правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения.

Расскажите своим друзьям, что обозначают эти дорожные знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка».)

Небылица

Цель: учить сосредоточивать внимание детей на содержании небылицы, рассуждать, т.е. стимулировать переход к логическому мышлению.

Взрослый. Послушайте стишок-небылицу и скажите, бывает ли так?

Транспорт

Сяду я на самолёт —

У него мотор ревёт.

Он помчится под землёй,

Покатает нас с тобой.

Самолёт летит легко

Выше туч и облаков,

Выше дач, деревьев выше,

И садится он на крыши.

Один — много (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.


Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч педагогу.

Что общего?

Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта.

Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки.

Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор, бензобак, руль…)

Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)

Какой руль у корабля? У трамвая?

Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем — различий.

За каждый названный верно признак сходства (различия) — фишка. Побеждает игрок с большим количеством фишек.

Тише едешь — дальше будешь

Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?

Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»

За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

Каждому ребёнку даётся своя картинка.

Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.

Автопарк и депо

Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)

Число машин в автопарке постепенно увеличивается.

Станция технического обслуживания

Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Дети, рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств. На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.

Авторынок

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Транспорт»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Дети делятся на 3—4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу.

Взрослый. Представьте себя рекламным агентом на авторынке. Попробуйте подобрать как можно больше определений к своей машине, рассказать о ней, чтобы её захотелось приобрести.

Каждая команда по очереди называет слово — определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.

Так же, как и у машины!

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку):

У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).

Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).

Корабль плавает, а самолёт … (летает).

У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).

У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).

У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).

У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).

У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).

У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).

Утка — крякает, а пароход … (гудит).

Умозаключения

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.

Взрослый. Закончите правильно предложение:

В автобусе нельзя баловаться, потому что…

В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …

Корабли строят, чтобы …

Самолёт быстрее поезда, потому что…

Колёса круглые, потому что…

Автомобиль не едет под водой, потому что …

На стройке много техники, потому что…

В городе много разного транспорта, чтобы…

Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.

Речевой тренинг «Опровержения»

Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.

Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений.

Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.

Антон за рулем

Цель: упражнять детей в подборе противоположных по значению слов; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в построении сложного предложения с союзом а.

Взрослый. С нами будет играть Антон Антоним, он приехал на автомобиле. Какие слова он сегодня нам привёз?

Антон Антоним. В транспорте всегда найдётся множество мелочей, очень интересных деталей, проводов и соединений. Я люблю первую букву алфавита, ведь она первая и в моём имени. Поэтому хочу, чтобы дети соединяли слова в предложении союзом а и называли всё наоборот.

В машине окна, колёса… (круглые).

У автобуса — руль, а у самолёта — … (штурвал).

У поезда — рельсы, а у корабля —… (вода).

У штангиста — штанга, а у троллейбуса — …(штанги).

У парохода — пар, а у трамвая — … (электрический ток).

Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).

Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).

На море — капитан, а в самолёте — … (пилот).

Автомобиль быстрый, а … черепаха (медлительная)

Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).

Можно ездить или нет?

Цель: автоматизировать правильное произношение с (сь) в словах; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом или группой слов; уточнять представления о средствах передвижения.

Материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь): санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги.

Вариант 1. Дети по очереди вынимают из «гаража» (коробки) картинки; каждый показывает свою, называет изображённый на ней предмет и говорит, можно на нём ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчётливо выговаривали слова с заданным звуком. Затем просит составить предложение по своей картинке.

Вариант 2. Когда ребёнок берёт вторую картинку, называет её, то составляет предложение с двумя словами: «Новые Санки привезли на самолёте».

Так продолжает добавлять слова в своё предложение, пока не сделает ошибку. На его место идёт второй игрок и начинает сначала, предварительно перемешав все картинки.












Тема «Одежда»

«Выбери лишнюю картинку»

Цель: закреплять умения детей в классификации предметов одежды, обуви по существенному признаку (по сезону, половой принадлежности, материалу, по назначению и др.), активизировать в речи обобщающие понятия.

Игровые правила: называть и закрывать в наборе только лишнюю картинку (предмет одежды). Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл лишнюю картинку (убрал предмет) и назвал обобщающее слово.

Игровые действия: выбрать лишнюю картинку (предмет), объяснить свой выбор.

Материал: иллюстрация к стихотворению С.Маршака «Вот какой рассеянный», разнообразные предметы одежды или наборы предметных картинок одежды по нескольким группам классификации.

Ход игры

Педагог. Вспомните героя стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный» (показывает иллюстрацию к стихотворению). Очень нелегко живётся такому рассеянному человеку. Почему?

— Рассеянный просит у вас помощи, чтобы навести порядок в платяном шкафу. Посмотрите, какие предметы оказались не на своей полочке?

Педагог предлагает детям наборы предметов одежды или предметных картинок с изображением одежды, обуви по следующим группам % классификации:

— По назначению предметов: для занятий спортом, для определённой профессии, для бала, прогулки и т.д.

— По родовому признаку (одежда для детей, спортивная обувь, головной убор).

— По видовому признаку. Например: платье, свитер, юбка, сарафан и т.д.

— По качеству материала (меховая, льняная, из искусственных материалов, кожаная и др.). Например: платье, юбка, шуба, пижама и т.д.

«Найди подходящую картинку»

Цель: развивать мыслительную операцию обобщения, упражнять в классификации предметов одежды, обуви по разным признакам; стимулировать развитие логического мышления.

Игровые правила: правильно назвать общий признак для двух предъявленных предметов одежды, обуви (или картинок) и выбрать в наборе предмет (картинку), подходящий по такому же признаку. Выигрывает тот, кто первым правильно выбрал подходящую картинку и назвал общий признак.

Игровые действия: определять общий признак предъявленных предметов, находить другую картинку по этому же признаку, называть общий признак, продолжать ряд предметов.

Материал: предметы одежды, обуви или набор предметных картинок, конверты.

Ход игры

Педагог раскладывает в конверты по 2 картинки, объединяя их по разнообразным признакам. Остальные картинки из набора раскладывает на столе. Конверты раздаются детям.

Педагог. Рассмотрите пары предметов (картинки в своём конверте) и определите, что общего у этих двух предметов. Затем надо подойти к полке, (шкафу, столу) и выбрать (из набора картинок) третий предмет, подходящий к своим двум по такому же признаку.

Например: «Свитер и варежки — связаны из шерсти. К ним выберем шарф, т.к. он тоже связан из шерсти» и т.д.

«Предметы, облегчающие труд»

Цель: активизировать знания детей об инструментах, облегчающих труд в производстве предметов одежды, обуви, развивать связную речь.

Игровые правила: ребёнок, первым правильно выполнивший игровое задание, получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Игровые действия: группировать картинки, рассказывать о действиях с предметами.

Материал: картинки с изображением различных предметов одежды, обуви, а также инструментов, облегчающих труд человека на производстве этих предметов; фишки.

Ход игры

Педагог раскладывает предметные картинки инструментов и других предметов одежды, обуви на столе.

Вариант 1.

Педагог. Дюймовочка открывает швейное ателье. Мы поможем ей выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям в швейном деле.

Дети по очереди берут картинки, называют инструмент, рассказывают, для чего он нужен в швейном ателье. Ребёнок, правильно назвавший предмет и рассказавший, для чего он служит человеку, получает фишку.

Вариант 2.

Педагог. Самоделкин организовывает новую мастерскую для друзей разных профессий. Мы поможем ему выбрать картинки с изоб­ражением предметов, помогающих в работе, например, швее (ткачихе, конструктору-модельеру, обувщику и т.д.).

Дети по очереди берут картинки, называют инструмент, рассказывают, для чего он служит человеку названной профессии. Ребёнок, правильно выбравший, назвавший предмет и рассказавший, для чего он служит человеку данной профессии, получает фишку.

Вариант 3.

Педагог описывает один из предметов одежды, обуви, инструментов для их производства, не показывая и не называя его. Ребёнок, первым отгадавший предмет, получает его картинку. Выигрывает участник, набравший большее число картинок. Далее ведущим может быть ребёнок.