П
риложение к п.1.5.8
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»
633010, Россия, Новосибирская обл., г.Бердск, ул. К.Маркса, 54 | | Тел./ф.: (383-41) 2-26-83 E-mail: [email protected] |
КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК, ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПАУЗ
г. Бердск
Методические рекомендации.
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки, двигательные игры-разминки. Это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения переутомления, восстановления умственной работоспособности на занятиях.
Двигательные паузы позволяют снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровнях. Это в свою очередь способствует формированию и укреплению адаптивных механизмов.
Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, улучшают работоспособность, активизируют мышление, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Длительность: 1,5-2 минуты.
Проводится в средней, старшей и подготовительной группах процессе ООД, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Наиболее благоприятным временем для проведения следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей.
Цель проведения – профилактика переутомляемости.
Основные задачи физкультминутки:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Физкультминутки различают по задействованным частям тела и формам проведения.
По первому признаку физминутки для дошкольников подразделяются на:
- Упражнения для глаз (при работе с наглядностью, например, при описании картины). Здесь применяются различные движения глаз – верх-низ, лево- право, круговые вращения; изображение эмоций и настроений, например, удивление (открыть пошире), хитрость (прищуриться); смена дальности объекта (близко-далеко).
- Упражнения для пальцев (например, при письме). Всем известная физминутка «Мы писали…», пальчиковые гимнастики, пальчиковый театр (изображениес помощью пальцев зверей, птиц,людей)
- Упражнения для всего тела (используются повсеместно). Примером могут служить наклоны, прыжки, дополняемые движениями рук («Дровосек»,
«Птички взлетают»).
По формам проведения физминутки для дошкольников подразделяются на:
Оздоровительно-гигиенические.
Их можно выполнять стоя и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ногами. Зарядка для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Танцевальные.
Под веселую музыку, движения произвольные, кто как умеет.
Ритмические.
Выполняются по музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
Физкультурно-спортивные.
Традиционная гимнастика под счет, с чередованием вдохов и выдохов.
Двигательно-речевые.
Дети хором читают стихи и одновременно выполняют движения.
Подражательные.
Подражать движениям животных, музыкантов, машинок и т.д.
Физкультминутки могут сопровождаться текстом, в том числе стихотворным как связанным, так и не связанным с темой занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Интересно проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением или с использованием ТСО.
Формы проведения физкультминуток:
Общеразвивающие упражнения - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными. Хорошо знакомыми детям правилами;
В форме дидактической игры с движениями - хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
-текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
В форме любого двигательного действия и задания - отгадывание загадок не словами, а движениями; -использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Проведение физкультминуток имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий (пальчиковые, дыхательные, зрительные упражнения и игры, самомассаж).
ТРЕБОВАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:
Проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания;
Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
Все ученые и педагоги сходятся во мнении, что физминутки для дошкольников - это метод физкультурно-оздоровительной работы, влекущий за собой:
Повышение двигательной активности ребенка, а, следовательно, укрепление здоровья.
Возможность постижения большего объема материала за счет повышения качества внимания после проведения упражнений.
Создание и закрепление комфортной атмосферы на занятиях, способствованию сближения коллектива.
Формирование и развитие творческого потенциала детей.
Стихотворные физкультминутки.
Физкультминутка «Большой — маленький».
Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Физкультминутка «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке, (Дети идут шагом,)
По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах,)
По камешкам, по камешкам...
В яму — бух! (приседают на корточки)
Физкультминутка «Раз-два».
Мы становимся все выше, Достаем руками крыши.
Раз-два — поднялись, Раз-два — руки вниз.
Физкультминутка «Клен».
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет. Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен. Руки подняты вверх, движения по тексту.
Физкультминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
Физкультминутка «Зайка».
Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения.
Физкультминутка «Один, два, три, четыре, пять».
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами, Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками, Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять. А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника, Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Физкультминутка «Аист»
(И.п. Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.)
—Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
(Аист отвечает.)
—Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою.
И тогда придешь домой. Движения по тексту стихотворения.
Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Физкультминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз..
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
(1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)
Физкультминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Физкультминутка «А часы идут, идут».
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так? Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
***Составлено по материалу открытого доступа