КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Интеллектуальные игры:
Логические блоки Дьенеша
Цель: способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений
Краткое описание: от произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);
чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;
чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).
Геометрическая мозаика
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.
Краткое описание: предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам:
по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)
по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.)
по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)
выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом по памяти.
Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.
Опасные предметы
Цель: развивать словесно-логическое мышление
Краткое описание: разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранятся опасные предметы. Как надо вести себя, если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться.
Творческие игры:
Двойное изображение
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Краткое описание: детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.
Оживи фигуру
Цели: упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений; создавать на этой основе относительно новый художественный образ.
Краткое описание: педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.
Лоскутное одеяло
Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.
Краткое описание: педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
Музыкально-дидактические игры:
Угадай, на чем играю
Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.
Ход: за ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети должны угадать, какой инструмент издает звук и назвать его.
Бубенчики
Цель: учить детей различать силу звучания.
Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.
Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.
Учитесь танцевать
Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.
Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.
Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.