Областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «ПЛАНЕТА»
Юркина Ирина Михайловна,
педагог-психолог
Картотека игр и игровых упражнений для воспитанников детского дома «Зарядка для ума»
Кинезиология это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения выполняются комплексно, а также органично вписываются в структуру занятий как физкультминутка.
Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день.
1. Массаж ушных раковин. Уши сильно разотрем и погладим, и помнем. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.
2. Качание головой. Покачаем головой – неприятности долой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
3. Кивки. Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
Медленные наклоны головой к плечам и «кивающие» движения вперед – назад.
4. «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.
Соединить выпрямленные пальцы рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
5. «Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
6. «Колечко». Покатилось, покатилось
Олино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка,
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнения выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
7. «Внимание». Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.
8. «Поворот». Голову ты поверни – за спиной что посмотри.
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы сзади.
9. «Ладошки». Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.
10. «Дерево». Мы растем, растем, растем и до неба достаем.
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.
11. «Книга». В библиотеке для ребят, на полках книги в ряд стоят.
Лечь на спину вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.
12. «Клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок ищет ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».
13. «Зеркало» Упражнения в парах: дети встают лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
14. «Паровозик». Правую руку положить на левое плечо, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.
15. «Мельница». Предложить ребенку делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала движения выполняются вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.
16. «Рисующий слон». Сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку большими мазками. Затем повторить то же другой рукой.
17. «Колено – локоть». Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.
18. «Кулак, ребро, ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
19. «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
20. «Ухо-нос». Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «наоборот».
21. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течении 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
22. «Змейки». Предложить ребенку представить, что его пальцы это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаться направо, налево, снизу вверх и сверху вниз.
23. «Перекрестное марширование». На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). На этапе усвоение упражнения воспитатель отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом – односторонние. Обязательное условие начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно, считая и контролируя последовательность и переключение с движение на движение.
24. "Веселые карандаши" На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.
Литература:
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002
Кинезиология// Википедия – свободная энциклопедия. Интернет.
Межполушарная ассимитрия// Википедия – свободная энциклопедия. Интернет.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60