Картотека игр и игровых упражнений
с нетрадиционным игровым оборудованием «Парашют».
Игровые упражнения являются подготовительными в процессе обучения детей разнообразным подвижным играм. Подготовительные упражнения развивают слаженность движений, обучают правилам игры с парашютом.
Игровые упражнения «Вверх-вниз»
Плавное поднимание и опускание парашюта. Развивает командное чувство.
1.«Волны»
Дружно держась за парашют, игроки поднимают и опускают его быстрыми, резкими движениями, создавая «волны». Следите за тем, чтобы игроки поднимали парашют, а не натягивали его. Чередуйте спокойное море и бурные волны.
2.«Бег»
Дополнительный инвентарь – музыка (по желанию). Пусть каждый игрок одной рукой держит парашют, отведя другую в сторону для равновесия. Начинайте бег по кругу в одном направлении, затем смените руки и направление бега. Возможен вариант игры с использованием музыки в качестве сигнала смены направления бега (т.е. направление меняется каждый раз, когда музыка замолкает).
3.«Взлѐт и планирование»
В начале упражнения все держатся за парашют, разложенный на полу. По сигналу ведущего участники быстро поднимают парашют высоко над головой, а затем придерживают, пока он медленно опускается на землю. Не нужно тянуть парашют вниз; просто придерживайте его, пока он планирует по воздуху.
4.«Гольф»
Для упражнения необходимо взять парашют с отверстием в центре и мяч. Участникам предлагается катать мяч по парашюту по краю, по команде ведущего закатить его в центр, чтобы он упал.
5.«Орбита»
Положите на парашют большой резиновый мяч. Мяч – это «планета», парашют – «Солнечная система», а центр парашюта – «Солнце». Задача участников – сделать так, чтобы планета двигалась по орбите у края Солнечной системы и при этом не вылетела за ее пределы (упала с парашюта).
6.«Подбрасывание мяча»
Положите в центр парашюта резиновый мяч. Поднимая и опуская пара- шют, вы можете подбрасывать и ловить мяч. Когда игроки освоят задание, попробуйте добавить второй мяч.
7.«Попкорн»
Разложив парашют на земле, высыпьте на него 100 (или более) маленьких мячиков. Затем по сигналу ведущего все участники должны встать у парашюта, поднять его и «хлопнуть» парашютом (сделать быстрое движение вверх и вниз) так, чтобы мячики поднялись в воздух. Продолжайте
«готовить попкорн» до тех пор, пока не вылетят все шарики.
8.«Волна»
Все стоят в кругу и держатся за парашют. Один ребенок поднимает высоко руки, затем следующий, следующий и далее по кругу. Задача: создать волнообразное движение. В качестве вариации можно садиться на корточки по очереди.
9.«Кто быстрее?»
Положите парашют на землю. Разделите детишек на две группы. Одна группа скатывает парашют с одной стороны к центру, другая группа – с другой. Кто быстрее свернет свою часть?
10.«Прогноз погоды»
Представим, что наш парашют стал океаном. На океане небольшой бриз. Легонько трясем парашют. А теперь поднялся ветер, волны стали сильнее и выше. Пошел дождь (прячемся под парашют), подул ураганный ветер (сильно трясем парашют). Засветило солнце (парашют высоко высоко) и волны успокоились (кладем парашют на землю).
11.«Пятнашки»
Поднимите парашют высоко-высоко над головой. Выберите ребенка, назовите его/ее имя. Теперь малыш должен пробежать (проскакать, пропры- гать, проползти) под парашютом до того, как тот опустится на землю.
12.«Черепаха»
Все вместе залезаем под парашют. Становимся на четвереньки, парашют – наш большой цветной панцирь. А теперь попробуйте двигаться синхронно, чтобы «черепаха» тоже двигалась.
13.«Левая-правая!»
Левой рукой поднимаем парашют, правой опускаем.
Общеразвивающие упражнения14. «Весѐлая зарядка»
Цель: развитие внимания, умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Дети становятся по кругу парашюта. Выполняют движения в соответ- ствии с текстом: ходьба по кругу друг за другом, держась правой (левой) рукой за ручки парашюта, поднимание и опускание рук, наклоны вперед.
На веселую зарядку Приглашаю всех ребят!
Яркий парашют здоровья, Раскрывайся для ребят!
Руки вверх поднимем мы И опустим руки вниз, Укрепляем спинку, руки. Эй, ребята, улыбнись!
15.Игра «Три медведя»
Цель: создание благоприятного психоэмоционального состояния, выполнение движений в соответствии с текстом.
Три медведя шли домой! (дети идут с парашютом по кругу)
Папа был большой, большой, (парашют поднят вверх)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки с парашютом на уровне груди)
А сынок – малютка просто (приседают, опуская парашют)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил! (парашют ритмично поднимают и опускают)
Дзинь-дзинь! (парашют кладут на пол и хлопают в ладоши)
16.Игра «Затейники»
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, активизация двигательных навыков, формирование умения удерживать красивую статичную позу. Детям предлагается выбрать Затейника. Все идут по кругу, держат парашют и произносят слова. По окончании слов дети останавливаются, копируют движение, показанное «затейником» (приседания, наклоны, бег, прыжки и т.д.)
Ровным кругом друг за другом Мы идѐм за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так!
17.Игра «Весѐлый мяч»
Цель: развивать ловкость, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ребята стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении, произносят:
Ты катись, весѐлый мячик, Парашют не даст упасть, У кого весѐлый мячик, Упражнение покажет нам! Тот, на ком заканчивается стихотворение, показывает упражнение, все повторяют.
18.Подвижные игры
Взрослый сопровождает чтение стихотворения подходящими по смыслу движениями, дети повторяют слова и движения.
19.«Весна»
Цель: развитие речи, умения ритмично двигаться в соответствии с текстом.
Солнышко, солнышко Золотое донышко!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло (идут по кругу, держа парашют)! Побежал в саду ручей (бегут по кругу, держа парашют), Прилетело сто грачей (поднимание, опускание парашюта) А сугробы тают, тают (медленное приседание),
Веточки подрастают (подняться, вверх парашют)
20.«Воробьи»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости, внимания. Игра, в которой игроки стараются занять свободное место. Дети идут друг за другом, держась за парашют, водящий движется противоходом. Все произносят слова, по их окончании – возле кого он останавливается, тот –
«бездомный воробей». Они бегут в разные стороны, стараясь занять пустое гнездо первым.
Шустрые воробушки по веткам скакали. Шустрые воробушки высоко летали.
Один воробей в поле потерялся, Без гнезда остался!
21.«Художник»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости, внимания
Выбирается водящий – «художник». Остальные игроки становятся по кругу, выбирая цветной сектор парашюта. Играющие, держась за парашют, ходят по кругу и произносят слова. По окончании слов «художник» называет цвет. В этот момент дети поднимают парашют вверх, а игроки, которые дер- жатся за этот цвет на парашюте, пробегают под куполом парашюта навстречу друг другу и меняются местами.
Краски и карандаши, До чего же хороши!
Жѐлтый, красный, голубой, Выбирай себе любой!
22.Игра «Пустое место»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости, внимания. Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идѐт в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу И в окошечко гляжу, К одному я подойду И тихонько постучу
Тук-тук-тук… Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого
остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришѐл?» Ведущий называет имя ребѐнка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой. Кто из нас удалой,
Прибежит быстрей домой? Ведущий и ребѐнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займѐт пустое место у парашюта.
23.«Кошки-мышки»
Цель: развитие умения сотрудничать, умения воспринимать и следовать правилам игры.
Игра проводится по принципу игры «Мышеловка». Подгруппа детей поднимает парашют и говорит слова, а другая подгруппа пробегает под пара- шютом. Кто остался под парашютом, тот пойман. Затем подгруппы меняются местами. Можно не только бегать, но и ползать на высоких четвереньках.
24.«Карусель»
Цель: развитие ритмичности движений, умения согласовывать их со словами, бегать и ходить по кругу.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели. А потом, потом, потом Всѐ бегом-бегом-бегом! Погодите, не спешите, Карусель остановите!
Раз-два! Раз-два!
Вот и кончилась игра!
25.Игры малой подвижности «Грибок»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Все держатся за ручки парашюта и плавно поднимают его три раза. На третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех:
Дует-дует ветерок, Заходите под грибок!
26.«Доброе животное»
Цель: сплочение детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за ручки парашюта. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – назад (3 раза). Так не только дышит животное, так бьется его сердце. Давайте послушаем, как оно бьется! Выполняют сильные удары ногами (3 раза) Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго животного себе».
27. «Букашки
Цель: снятие нервно-психического напряжения.
Подгруппа детей (мальчики) держат парашют, девочки в это время лежат «ромашкой». Парашют поднимается, дети – «букашечки» хаотично двигают ногами и руками, парашют опускается – «букашки» замирают. Затем подгруппы меняются местами.
28.«Волшебный сон»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Дети располагаются «ромашкой» на секторах парашюта. Под спокойную мелодию взрослый произносит слова:
Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно...глубоко... Наши руки отдыхают...
Отдыхают... засыпают...
Шея не напряжена и расслаблена... Дышится легко... ровно... глубоко (Длинная пауза. Дети выходят из «Волшебного сна») Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали... Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
29.«Ветерок»
Цель: снятие нервно-психического напряжения.
Это просто отдых, завершение игр с парашютом. Предложить детям лечь под парашют лицом вверх. Находящиеся в кругу поднимают и опускают парашют и «обдувают» лежащих детей ветерком.
30. «Художник»
Выбирается один водящий (художник). Остальные игроки становятся по кругу, выбирая цветной сектор парашюта. Игроки, держась за петельки парашюта, ходят по кругу, произнося слова:
Мы фломастеры цветные, Все ребята удалые,
Желтый, красный, голубой, Выбирай себе любой!
После этих слов ребята останавливаются, а водящий (художник) называет цветовой сектор. Все игроки, которые стоят под названным сектором, начинают вместе с водящим бегать вокруг парашюта под музыку. По сигналу (выключение музыки или свисток) игроки стараются как можно быстрее занять свободное место определённого цветового сектора. Если водящий («художник») быстрее займёт свободное место, он становится игроком, а выбывший игрок становится водящим (художником).