СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия»

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия


Упражнение «Хлопни в ладоши».


Цель: развивать навыки фонема­тического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (на­чальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э;

ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услы­шит [а].


Назови первый звук в слове.


Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).


Назови последний звук в слове.


Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.


Игра «Разноцветные корзинки».


Цель: развивать навыки фонема­тических представлений, дифферен­циация звуков [а], [у] в словах.

Материал: картинки с изображе­нием аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца), щуки, облака, карто­феля, глаза, ложки

Описание. На наборном полот­не - красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображе­на буква А, на желтой - У. Отдельно стоят предметные картинки. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [a], [у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картин­ки. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправ­лена, игра продолжается.


Упражнение «Подними сигнал».


Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (на­чала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;

булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.

Описание. Детям предлагается поднять букву Б или фишку, когда они услышат соответствующий звук.


Упражнение «Утенок гуляет».


Цель: развивать навык позицион­ного анализа в словах.

Речевой материал: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Описание. Перед каждым ребен­ком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по малень­кому пластмассовому утенку. Педагог объясняет, что он будет произно­сить слова, а дети ставить утенка на начало, середину или в конец полос­ки в зависимости от того, где нахо­дится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).


Упражнение «Волшебные часы».


Цель: развивать навыки дифферен­циации согласных [в], [ф] в словах.

Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в назва­нии которых есть звуки [в], [ф]: ва­гон, флаг, фартук, волк, фазан, фор­ма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмот­реть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф].


Упражнение «Разноцветные кружки».


Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения диф­ференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с разда­точным материалом (пластмассовыми кружками красного и синего цветов).

Речевой материал: слова: рот, сок, дым, лак, рак.

Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изо­бражение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети вы­полняют анализ и выкладывают схе­мы слов.

Упражнение «Назови гласные».


Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, уме­ние дифференцировать гласные и согласные звуки.

Речевой материал: слова: нитка, ножницы, катушка, игла, наперсток, машинка, спицы, мелок.

Описание. Педагог предлагает детям послушать слова и назвать гласные.


Игра «Воздушные шары».


Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах.

Материал: стакан, замок, роза, кактус, звезда, ваза, бусы.

Оп исание. На картинке изображе­ны девочки (Зоя и Соня), держащие в руках воздушные шары. Детям пред­лагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое - со звуком [з], Соне - со звуком [с].


Игра «Построим пирамиду».


Цель: формировать умение опре­делять количество звуков в словах.

Материал:1) Рисунок пирамиды, выполненный из квадратов. В нижней части каждого квадрата - кармашки для вкладывания картинок. В осно­вании пирамиды - 5 квадратиков, вершину составляет два квадратика. 2) Предметные картинки, названия которых включают от двух до пяти звуков: еж, ус, мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба; сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка.

Описание. Педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирами­ду мы будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия которых состоят из одного слога, ниже - из двух, еще ниже - из трех. Сколько кармашков в основа­нии пирамиды? Сколько слогов в та­ких словах?»


Упражнение «Слушай и складывай».


Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, и чтения слияний гласных.

Описание. У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. Педагог произносит слияние гласных: [АУ], [УА], [АО], [ОА], [УО], [ОУ], а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают. Называют, какой звук они произнесли первым, какой – вторым.


Упражнение «Гласная потерялась».


Цель: развивать зрительное внима­ние, навыки звукобуквенного анализа.

Описание. На магнитной доске -картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки:

а) с гласными а, и, о:

б) со словами: м.к, к.т, к.т.

Логопед предлагает детям подумать, какие глас­ные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помеща­ются под соответствующие картинки.


Упражнение «Живые буквы».


Цель: закреплять навыки звукобу­квенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.

Описание. Педагог прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог по­казывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, что­бы получилось ее название.

Упражнение «Раздели и забери».


Цель: развивать навык слогового анализа слов.

Описание. На наборном полотне выставляется комплект картинок с изо­бражением стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Педагог предлагает детям рас­смотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в назва­ниях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.


Игра с мячом «Поймай и сосчитай».


Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Речевой и дидактический мате­риал: слова: ива, тополь, ясень, со­сна, ель, клен, дуб, осина, береза; мяч небольшого диаметра.

Описание. Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребе­нок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и назы­вает количество слогов в нем.


Найди и назови нужное слово.


Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

Домик над рекою, Светлой полосою

В окнах огонек, На воду он лег.

(А. Плещеев. “ На берегу”)

З На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

(А. Власов. “Почему?”)Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.


Кто лучше слушает?


Вариант 1.

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.


Какой звук есть во всех словах?


Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж;чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица –ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.


Подумай, не торопись.


Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)

Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос…)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино…)