Картотека игр и упражнений на развитие
речевого и неречевого слуха
Игры и упражнения на развитие
речевого слуха
«Улавливай шепот»
Дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилия) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
«Угадай, чей голосок»
Развитие речевого слуха
Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-либо из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадает, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто его назвал по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает ребятам разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
«Мы немного порезвились,
по местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!»
Игра повторяется несколько раз.
«Улиточка»
Развитие речевого слуха
Водящий (улиточка) становится в центре круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос спрашивает:
«Улиточка-улиточка,
высунь-ка рога,
дам тебе я сахару,
кусочек пирога,
угадай, кто я?»
тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиточкой.
«Лягушка»
Развитие речевого слуха
Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
«Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала …»
Тот, на кого он указал в этот момент, говорит: «ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
«Улавливай шепот»
Развитие речевого слух
Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (улавливаемым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные. Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым, усложняет упражнение.
«Слушай и выполняй»
Развитие речевого слуха
Необходимы мелкие различные предметы или игрушки.
Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (1-5), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильное действие – очко. Набравший большое количество очков – победитель.
«Горшочек»
Развитие речевого слуха
Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй может трогать мяч. Но если ему говорят6 «Горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном (или обоих коленях) по усмотрению водящего.
«Кто летит (идет, бежит, прыгает)»
Развитие речевого слуха
В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети осваиваются с игрой, водящим может быть любой ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, воробей летит, а вы каждый раз поднимаете руку. Но слушайте внимательно, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например: «Кошка летит, тогда поднимать руку нельзя. В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку, независимо от того, следует это делать или нет.
«Кто внимательный»
Развитие речевого слуха
Необходимы различны игрушки: машины, куклы, кубики, и т.д. педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо и не подсказывали друг другу. Задания даются простые и короткие. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3-4 метров до 5-6 метров. Выявляется победитель.
«Запомни слова»
Развитие речевого слуха
Водящий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых навыков детей слова подбираются равной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.
«Найди игрушку»
Развитие речевого слуха
Дети сидят на стульчиках полукругом, один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:
«Кукла Таня убежала,
Вова, Вова, поищи,
Как найдешь ее, то смело
С нашей Таней попляши»
Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.
«Скажи, что звучит»
Развитие речевого слуха
Необходимы музыкальные игрушки. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их с звучанием музыкальных инструментов, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон и т.д.
«Ветер и птицы»
Развитие слухового внимания
Необходима любая музыкальная игрушка и стульчики (гнезда). Педагог делит детей на 2 группы: одна группа – птички, другая – ветер, и поясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна будет свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылететь из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки, и перейдет на шаг, то получает награду (флажок). С флажком ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок перейдет к новому победителю.
«Где постучали»
Развитие слухового внимания
Необходимы: палочка, стульчики, повязка. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной и кому-то из них дает палочку. Ребенок стучит за спиной о стул о прячет палочку за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот, идет водить, если не находит, то продолжает водить.
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)
Описание игры: педагог знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.
Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия».
Картотека игр и упражнений на развитие
неречевого слуха
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
Эту игру также можно предложить на индивидуальном занятии на тему «Развитие слухового восприятия».
Игра «Поставь по порядку»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.
Описание игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.
Эта игра довольно сложная, поэтому ее лучше предложить в основной части индивидуального занятия.
Игра «Угадай, кто кричит».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и угадать, кто пришел к нам в гости вместе с Машей.