СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» г. Сычевки

















Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста











Разработчик :

воспитатель

Савицкая Людмила Владимировна





Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Разложи монетки по порядку»

Цель: развитие умения детей соотносить денежные знаки по достоинству.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими.

Материал: монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5, 10 рублей.

Ход игры:

Детям предлагается разложить монеты сначала в порядке возрастания, затем в порядке убывания.

Дидактическая игра «Размен»

Цель: развитие умения детей различать монеты, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, закрепить состав числа из 2-х меньших до 10.

Материал: дидактическое пособие: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (2,3,4,5, 6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей).

Ход игры:

Детям предлагается выбрать кошелек и составить указанную на кошельке сумму разными способами с помощью монет.

Дидактическая игра «Купите Мише (Маше) подарок»

Цель: развитие умений детей совершать покупки.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, развивать умение детей сделать правильный выбор и купить желаемые товары с учетом игровых пристрастий мальчиков и девочек при условии, что у них на приобретение покупки есть определенная сумма денег.

Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой, карточки с изображением полок, на которых размещены игрушки, канцелярские товары, книги с ценниками, корзинка.

Ход игры:

Детям предлагается выбрать подарок из предложенных в магазине товаров.

Дидактическая игра «Поможем Маше купить полезные продукты»

Цель: развитие умения детей совершать покупки.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, на указанную на кошельке сумму выбрать только полезные для здоровья продукты.

Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой, карточки с изображением полок, на которых размещены различные продукты питания: молоко, сметана, овощи, фрукты, конфеты, сок, кока-кола, шоколад и др., корзина для покупок.

Ход игры:

Детям предлагается на указанную сумму приобрести полезные для здоровья продукты.

Дидактическая игра «Помоги маме купить продукты»

Цель: развитие умения детей совершать покупки.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, соотносить денежные знаки по достоинству, оперировать ими, соотносить желания с финансовыми возможностями, воспитывать бережливость.

Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой.

Карточки-задания (картинки с изображением необходимых товаров), карточки- модели «Фонд помощи бездомным животным», «Копилка», «Семья».

Ход игры: Детям предлагается совершить покупки в соответствии с карточкой-заданием, оставшиеся от покупки деньги использовать по своему усмотрению: что-то купить себе, передать на благотворительность, вернуть маме или положить в копилку.

Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет»

Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя.

Задачи:

  • продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

  • способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.

  • способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; набор карточек для распределения ролей (с изображением покупателя – 4 шт., кассира -2 шт., продавца -3), 5 карточек с изображением набора продуктов и товаров, 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.

Ход игры:

Игровые роли: продавец, покупатель, кассир. Детям предлагается выбрать карточку и определить, какую роль он будет выполнять в игре.

Игровые действия: Продавцы проходят в торговый зал, проверяют наличие ценников, порядок на полках. Кассиры приглашаются пройти в кассы. Покупателям, предлагается выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к покупке и определить способ оплаты (наличные средства или безналичные).

Покупатели отправляются в магазин за покупками, выполняя покупки соотносят количество денег с ценой товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу, оплачивают товар.

Развитие игры предполагает объединение сюжетов с сюжетно-ролевой игрой «Семья», «Кафе».

Игра 2. «Магазин»

Теперь ребёнок знает, что любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки.

Порепетируйте поход в магазин дома.

Как играть

Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры.

Разложите на столе «товары»: игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем».

Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу.

Результат

Эта игра учит ребёнка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и использует их для развития своего бизнеса — купит новые товары или улучшит те, что продаёт сейчас.

Финансовый словарик для малышей

  • Банк — это место, где люди могут совершать разные операции с деньгами.

  • Вклад — деньги, которые принесли в банк и отдали, чтобы они там хранились.

  • Банкомат — устройство, позволяющее снять или положить деньги на банковскую пластиковую карту.

  • Активы — все, что приносит деньги.

  • Пассивы — то, что забирает деньги.

  • Деньги — это бумажки или монеты, которые выполняют роль общего обмена. Например, за деньги можно купить что угодно в магазине, или сходить в кино. В разных странах – разные деньги.

  • Карточка — полностью называется банковская платежная карточка. Это кусочек пластика, с помощью которого можно заплатить за покупки в магазине, в интернете и многих других местах.

  • Кредит — это деньги, которые человек, если ему на что-то не хватает, может попросить в долг у банка. Например, захотелось купить компьютер, но денег не хватает – банк может дать в долг. Но потом долг банку придется возвращать и платить ему проценты.

  • Купюра или банкнота — так называют бумажные деньги. Купюра или банкнота — это одна бумажка.

  • Денежный поток или прибыль — разница между доходами и расходами за период времени.

Настольно-печатная игра «Экономическое путешествие»

Настольно-печатная игра «Экономическое путешествие» для детей дошкольного возраста от 5 лет

Пояснительная записка

Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры– это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровки,
конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество
настольных игр для их гармоничного развития.

Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?

Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В. А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе
игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а также – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе.

Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.

Настольные игры в старшем возрасте вырабатывают привычки правильного поведения, помогают детям осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.

Образовательная цель

игры – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

формировать у детей осознание того, что деньги просто так нельзя взять, их надо заработать,

учить понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия.

Цель игры

– дойти до финиша, в данной игре – до банка и сложить все накопленные монеты в банк.

Ход игры: игроки, бросая кубик, могут прокатиться на поезде, на самолете, развлечься на аттракционах, съесть пиццу, мороженое или другие сладости, а также можно совершить полет на парашюте и даже попасть к пиратам. За каждый из пунктов придется понести расходы и заплатить монеты, их количество указано на игровом поле (например, -1). Но в ходе игры можно и заработать монетки (количество монет указано на игровом поле, например,+3) совершая хорошие поступки, которые участник игры должен придумать самостоятельно. Суть игры – дойти до банка и положить монетки на хранение. Воспитанникам моей группы было очень интересно и увлекательно создавать игру самостоятельно.

Аудитория игры: дети от 5 лет.

Предмет: основы экономики и финансовой грамотности.

Материалы для создания игры: ватман, губки, гуашь, кисточки, линейка, бумага для изготовления кубика, цветная бумага для изготовления монет.

Игра 3. «Квест в супермаркете»

Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике.

Как играть

Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.

1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине.

Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей).

2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара.

3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее.

Пусть выбирает ребёнок.

Результат

В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам:

Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги.

Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар — самый лучший.

В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей — это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые.

Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку. Периодически повторяйте его с ребё ком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.



Сычевка, 2023