МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Картотека игр по ПДД
Выполнила:
Тимофеева Ангелина Александровна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс IV, группа 145
Преподаватель:
Падалко Ольга Алексеевна
Благовещенск 2020
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ПДД
«УГАДАЙ ТРАНСПОРТ»
| Цели: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Ход игры: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. |
«ИГРАЙ, ДА СМЕКАЙ»
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Ход игры: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. | |
«ПОДУМАЙ - ОТГАДАЙ»
| Цели: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость. Ход игры: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. |
«МЫ - ВОДИТЕЛИ»
Цели: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества — образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы. | |
Ход игры: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный собщепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков.
Материалы:
1. карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);
2. кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги;
3. маленькая машина или автобус;
4. зелёные кружки — 30 шт.
Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги.
Педагог ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.
«ВЕСЁЛЫЙ ЖЕЗЛ»
| Цели: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни. Ход игры: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. |
Давать ответ можно, только получив жезл.
Педагог делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила.
«ЗАКАНЫ УЛИЦ И ДОРОГ»
Цели: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения. | |
Ход игры: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.
Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
«ЧАС ПИК»
| Цели: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом. Цели: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; |
уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.
Ход игры: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.
Ход игры: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих — «работники», 12 жёлтых — «посетители», 7 розовых — «ситуации»).
Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами наигровом поле: аэропорт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, почта, школа, магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие «посетители» и «работники» там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и жёлтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает.
«СОБЕРИ ДОРОЖНЫЕ СИТУАЦИИ»
Цели: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца. Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию. | |
Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.
«НАУЧИМ НЕЗНАЙКУ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
| Цели: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга. Ход игры: чётко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь, и не перебивая друг друга. Педагог рассказывает детям о Незнайке — мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно |
попадает в различные неприятные ситуации.
«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»
Цели: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление. Ход игры: не мешать друг другу, слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы. Педагог читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы …» | |
«УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК»
| Цель : Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: |
«УЛИЦЫ ГОРОДА»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств. Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки. | |
Ход игры:Педагог рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
«ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК»
Цель: Учить детей различать следующие дорожные знаки:
«Железнодорожный переезд»,
«Дети»,
«Пешеходный переход»,
«Дикие животные» (предупреждающие);
«Въезд запрещен»,
«Проход закрыт»,
«Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие);
«Прямо»,
«Направо»,
«Налево»,
«Круговое движение»,
«Пешеходная дорожка» (предписывающие);
«Место стоянки»,
«Пешеходный переход»,
«Пункт медицинской помощи»,
«Телефон»,
«Пункт питания»,
«Автозаправочная станция»,
«Пункт технического обслуживания» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи»,
«Автозаправочная станция»,
«Телефон»,
«Пункт питания»,
«Место отдыха»,
«Пост ГИБДД» (знаки сервиса).
Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.
«СВЕТОФОР»
| Цели: Дать детям представления о назначении светофора, о его сигналах. Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый). Материалы к игре: Цветные картонные кружки (красный, желтый, зеленый); макет светофора. |
«УЧИСЬ БЫТЬ ПЕШЕХОДОМ»
Цели: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков необходимых для пешеходов. Материалы к игре: Карточки большие, с различными ситуациями на дорогах (по правилам поведения детей на дороге, на улице и в транспорте). По шесть ситуаций на каждой карточке. | |
Маленькие карточки с дорожными знаками и правилами дорожного движения на оборотной стороне и карточки белые, перечеркнутые по диагоналям.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕШЕХОДЫ»
| Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков |
(предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
Атрибуты:
Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;
Накидки, обозначающие различные виды транспорта;
Иллюстрации по дорожным знакам
Создание проблемной ситуации
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПАССАЖИРЫ»
Информационная часть. Рассказать детям: о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; правилах поведения в легковом автомобиле; | |
Атрибуты:
Шапочка кондуктора,
Таблички остановок
Создание проблемной ситуации
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»
Информационная часть
- движение и переход дороги в неустановленных местах;
- погодные условия;
- неожиданный выход пешеходов на проезжую часть;
- переход на запрещающий знак светофора;
- игры в неустановленных местах.
Познакомить,со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)
Атрибуты:
Набор дорожных знаков,
Пешеходных дорожек;
Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;
Иллюстрации специального транспорта
Создание проблемной ситуации
Задача детей: организовать движение других транспортных средств
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
«К СВОИМ ЗНАКАМ»
| Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве. Материал:дорожные знаки. Ход игры: Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину |
каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.
«ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, НА ЧЁМ ЕХАЛИ, ПОКАЖЕМ»
Цель:закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков, развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать согласованность, сотрудничество. Ход игры: Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта. | |
3. «ЗМЕЙКА»
Оборудование: кегли.
Цели: развитие качеств, помогающих работать в команде; развитие ловкости у игроков.
Описание. В игре участвуют две команды с одинаковым количеством детей в каждой. Команды выстраиваются параллельно на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Участники должны пройти полосу препятствий, состоящих из кеглей. Капитан бежит между ними змейкой первый, возвращается на место, берет за руку участника №2, затем вместе с ним снова проходит тот же путь. Так продолжается до тех пор, пока все участники команды не пройдут данный маршрут. Побеждает та команда, которая первой пройдет маршрут и собьет наименьшее количество кеглей. Сложность заключается в том, что кегли стоят достаточно близко, и для того, чтобы не сбить их, ребятам надо бежать в одном темпе – не слишком быстро и не слишком медленно.
Вопросы после игры:
Как нужно вести себя на дороге водителям и пешеходам?
4. «ВОДИТЕЛЬ ГРУЗОВИКА»
Оборудование: одинаковые книги (по количеству участников), картонные рули, карточки с сигналами светофора.
Цели: развитие ловкости у игроков; воспитание грамотного поведения на дороге.
Описание. Игроки выстраиваются в одну шеренгу. Каждый участник – водитель грузовика. На голове у игроков – книга - груз, в руках – руль. Перед участниками на разном расстоянии стоят помощники с карточками - сигналами светофора – красным и зеленым. Они по очереди «зажигают» эти сигналы. Задача каждого игрока «доехать» до конечной точки, не уронив груз и не нарушив Правила дорожного движения (Если загорается красный – нужно остановиться, зеленый – продолжать движение). Те, кто нарушает правила, выбывают из игры. Сложность игры заключается в том, что помощники могут несколько раз показать один и тот же сигнал, а участникам нужно вовремя сориентироваться.
Вопросы после игры:
Что обозначают сигналы светофора?
Одинаковы ли они для пешеходов и водителей?
Что может произойти, если водитель не отреагирует на сигналы светофора?
«ОСТРОВОК ЗНАНИЙ»
Оборудование: обручи, карточки - сигналы светофора, флажки.
Цель: развитие внимания у детей.
Описание. Участники выстраиваются в одну шеренгу. Напротив каждого на больших расстояниях друг от друга разложено несколько обручей. Обруч – это островок безопасности. Внутри каждого обруча - флажок. По сигналу светофора – зеленая карточка – участники начинают движение до первого островка. Во время движения пешехода – игрока - помощники несколько раз могут менять сигналы светофора. Если игрок добирается успешно, не нарушив правила, то забирает флажок и продолжает движение до следующего островка. В конце игры у ребят должно быть такое количество флажков, как и обручей.
Вопросы после игры:
Что такое «островок безопасности» на дороге?
Что обозначают сигналы светофора?
Что может произойти, если пешеход не отреагирует на сигналы светофора?
6. «САМЫЙ БЫСТРЫЙ»
Оборудование: Самокаты, таблички с дорожными знаками, таблички с сигналами светофора.
Цели: развитие внимательности у детей; знакомство детей с дорожными знаками.
Описание. Игрок – водитель транспортного средства (в этой роли выступает самокат) должен пройти полосу препятствий на время. На пути ему встречаются знаки, значение которых он должен соблюдать (остановиться, притормозить, объехать, свернуть и т.д.) Тот, кто быстро и правильно пройдет маршрут, является победителем.
7. «ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК»
Оборудование: кегли, кубики, обручи.
Цели: развитие качеств, помогающих работать в команде; развитие ловкости у игроков.
Описание. Игра на время. Из кубиков, кеглей и обручей выкладывается две одинаковых полосы препятствий для соответствующего числа команд. Как и в первой игре, капитан начинает прохождение «трассы». Его задача пройти маршрут, не уронив, не сдвинув ни одного предмета, затем вернуться за следующим игроком и «паровозиком» снова продолжать прохождение полосы препятствий. Побеждает команда, игроки которой выполнили задание быстрее и качественнее.