ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.
Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова.
Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей (активного словаря). Работа по развитию лексики строится в соответствии с программой воспитания в детском саду «Детство»: определяется лексическая тема недели, составляется тематический словарик для работы с определенной возрастной группой детей (перечень новых слов, со значением которых необходимо познакомить детей).
Игры, способствующие развитию словаря.
Игра «Чудесный мешочек» (для детей от 3-х лет)
Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)
Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников): прежде чем достать предмет из мешочка необходимо определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).
Игры, способствующие развитию словаря.
Игра «Посылка»
(для детей от четырех лет)
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.
Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игры, способствующие развитию словаря.
Игра «Аналогии»
(для детей от 4-х лет)
Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)
Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.
Игры, способствующие развитию словаря.
Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»
(для детей от 4-х лет)
Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.
Оборудование: мяч.
Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.
Игры, способствующие развитию словаря.
Игра с мячом «Я знаю пять…»
(для детей от 5 лет)
Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).
Оборудование. Мяч.
Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.
Игры, способствующие развитию словаря.
Игра с мячом «Ассоциации»
(для детей от пяти лет)
Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому.
Примерный лексический материал: тяжелый – грузовик; колючий – ёж, холодный – снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки.
Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое – блюдце; прозрачный – кувшин.
Игры, способствующие развитию словаря.
Игра «Я собрал в огороде…»
(для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.
Игры, способствующие развитию словаря.
Игра «Кто как голос подает?»
Лягушка – квакает
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Собака – лает
Кошка – мяукает
Свинья – хрюкает и т.д.
Игра «Кто как передвигается
Человек — ходит
Змея — ползает
Птица – летает
Крокодил – ползает, плавает
Рыба — плавает
Лягушка – прыгает
Игра «Где и для чего можно применить предмет?» Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?» Например: «кнопка».
а) для прикрепления бумаги к доске
б) можно бросит в окно, чтобы подать сигнал
в) провести круг на бумаге
г) положить на стол и т.д.
В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговицы, карандаш.
Игры, способствующие развитию словаря.
Игра «Придумай, о чем может идти речь?»
Педагог предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова «кот» и «лист»
Варианты ответов детей:
а) о том, как кот играл с листом
б) о том, как лист упал на кота
в) о том, как кота засыпали листьями
г) о том, как кот искал мышку в куче листьев
д) о том, как кота щекотали листом
е) о том, как на месте бумаги нарисовали кота, и т.д.
Для выполнения аналогичных заданий рекомендуются следующие пары слов: рак и мост, мак и плащ, школа и сухари, сок и река, нос и бусы, лак и дыня, бык и мышь, мох и белка, боб и аист, стол и дерево.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛЕКСИЧЕСКУЮ СИСТЕМНОСТЬ
И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ.
В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу (к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения и др).
Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов, предполагает организацию семантических полей по различным признакам.
Нормирование лексической системности тесно связывается с развитием логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
На начальном этапе работы проводится группировка, объединение слов по тематическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии. При овладении каждым новым словом оно вводится в определенное семантическое поле, уточняются его связи с другими словами данного семантического поля, обращения внимания на то, почему это слово объединялось с другими словами.
Игры, развивающие лексическую системность
и семантические поля.
Игра «Назови другим словом»
Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.
Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.
Речевой материал:
Тяжелое заболевание (болезнь);
Малое дитя (ребенок);
Спешить в детский сад (торопиться);
Бросить мяч (кинуть);
Быстро прыгает (скачет);
Смелый человек (храбрый)
Грустные глаза ( печальные)
Веселый человек (радостный)
Игры, развивающие лексическую системность
и семантические поля.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Оборудование. Мяч.
Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.
Речевой материал:
Существительные: день -…; утро -…; восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; друг -….; герой - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;
Глаголы: надеть – ….; въехать - …..; выиграть - …..; встать -…..; забыть - ….; говорить - …..; влететь - ….; давать -….; выиграть -…; найти -….; начинать -….; Одеть–(раздеть), бросить–(поймать), положить–(убрать), купить–(продать), поднять–(опустить), спрятать–(найти), дать–(взять), налить–(вылить).
Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…..; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….; чистый -….» толстый -…..; пустой -….; горячий -….;
Наречия: налево -….; мягко -….; редко -…. громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…..; тяжело -….; лучше ….;
Игры, развивающие лексическую системность
и семантические поля.
Игра «Слова – приятели»
Цели: Развитие лексической системности на основе усвоения структуры значения слова
Содержание. Выбрать из трех слов два слова – «приятеля»:
взять, схватить, идти
думать, ехать, соображать
торопиться, спешить, ползти
радоваться, веселиться, наряжаться
Игра «Чем отличаются слова
Цели: Развитие лексической системности на основе усвоения структуры значения слова
Содержание: Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову. Придумать предложения со словами.
Шить – вязать,
мыть – стирать,
летать – спать,
класть – ставить,
чистить – подметать,
лежать – стоять,
строить – чинить,
нести – везти,
рисовать – раскрашивать.
Игры, развивающие лексическую системность
и семантические поля.
Игра «Общее слово»
Цель: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Содержание: Добавить одно общее слово к двум словам. Дерево, цветы – что делают?
Сидит, стоит – кто?
Кошка, собака – что делают?
Льется, журчит – что?
Тарелка, кружка – что?
Шумит, дует – что?
Фрукты, овощи – что делают?
Игра «Подбери слова»
Цель: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Содержание: Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Бежит: кто? (человек, собака); что? (река, ручей ).
Идет: кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь).
Растет: кто? (ребенок, щенок ); что? (дерево, цветок )
Катится: кто? (машинка, мячик), что? (мячик, колесо)
Летит: кто? (птица, бабочка), что? (самолет, перышко)
Стоит: кто? (человек, животное), что? (дом, машина)
Можно также дать задание подобрать картинки, названия к которым употребляются с данным словом (глаголом).
Игры, развивающие лексическую системность
и семантические поля
Игра «Кто что делает?» в лото.
Цели: Развитие лексической системности на основе усвоения структуры значения слова
Содержание: На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Педагог называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинки закрывается фишкой. Например, логопед называет слово «скачет», дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений. Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползает, качается и др.
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАГМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СЛОВА
Формирование синтагматических связей слова предлагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях.
Развитие глагольных словосочетаний и валентности глагола проводится в определенной последовательности, а именно:
а) словосочетание, включающее глагол и существительное в винительном падеже без предлога (например, несет сумку).
б) словосочетание, состоящее из глагола и существительного в дательном, творительном, родительном падеже без предлога (дарит маме, чистит щеткой).
в) словосочетание, включающее глагол и предложно-падежную конструкцию (идет к дому).
Игры на формирование синтагматических
связей слова
Игра 1. «Кто как ест?» (по картинкам)
Цель: формирование синтагматических связей слова
Содержание: Детям предлагаются картинки с изображением животных. Дети рассказывают, кто как ест.
Кошка – лакает молоко
Собака – грызет кость
Корова – жует сено
Курица – клюет зерно
Игра 2. «Кто что умеет делать?»
Цель: формирование синтагматических связей слова
Содержание: Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Дети показывают, кто что делает.
учитель – учит чертежник – чертит
доктор – лечит строитель – строит дома
уборщица – убирает шофер – водит машину
дворник – подметает продавец – продает
художник – рисует покупатель – покупает
парикмахер – стрижет портной – шьет
повар – варит плотник – пилит
Игры на формирование синтагматических
связей слов
Игра «Что делает?», «Что делают?»
Цель: формирование синтагматических связей слова
Содержание: Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Зима».
Снег – (что делает?) Узоры — …
Небо — … Дети — …
Снежинки — … Люди — …
Ветер — … Иней — …
Птицы — …
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на темы «Весна» (ранняя, поздняя), «Осень»
Солнце – (что делает?) Трава — …
Снег — … Птицы — …
Сосульки — … Деревья — …
Ручьи — … Сады — …
Почки — … Яблоки — …
Листья — … Дети — …
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Лето». Солнце – (что делает?) Цветы — …
Небо — … Фрукты — …
Облака — … Овощи — …
Трава — … Птицы — …
Листья- … Крестьяне –…
Игры на формирование синтагматических
связей слова
Игра «Кто или что?»
Цель: формирование синтагматических связей слова
Содержание: Придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?» на тему «Осень».
Приходит – (что?) Желтеет — …
Плывут — … Улетают – …
Дует — … Готовятся к зиме — …
Вянут — … Моросит — …
Опадают …- Мокнет — …
Игра Что делает?»
Цель: формирование словообразования
Рыболов – рыбу ловит.
Пчеловод – пчел разводит.
Землекоп – землю копает.
Пешеход – ходит пешком.
Лесоруб – лес рубит.
Листопад – листья падают.
Ледоход – лед ходит (идет).
Самокат – сам катит.
Паровоз – водит с помощью пара.
Пароход – ходит (идет) с помощью пара.
Трубочист – трубы чистит.
Самолет – сам летает.