СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Картотека игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр по речевому развитию

Просмотр содержимого документа
«"Картотека игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"»

Российская Федерация

Управления образования Администрация Сысертского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область

Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09

оф.сайт: madou13m.tvoysadik.ru, эл.почта: madou13m@mail.ru








Картотека дидактических игр по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста










воспитатель: Пирожкова И.В.















п. Октябрьский


  1. «Кому что нужно?»

Цель: использовать существительные в дательном падеже; закреплять представления о труде взрослых.

Ход игры. Дети стоят полукругом. Воспитатель (позже один из детей) бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кому нужен шприц?». Игрок ловит мяч и возвращает его, отвечая: «шприц нужен медсестре»

  • Кому нужен танк? Танк нужен военным (танкистам)

  • Кому нужен автобус? Автобус нужен водителю

  • Кому нужна клюшка? Клюшка нужна хоккеисту

  • Кому нужна указка? Указка нужна учителю

  • Кому нужны кастрюля и поварешка? Кастрюля и поварешка нужны повару

  • Кому нужны краски и кисть? Краски и кисть нужны художнику

  • Кому нужен белый халат? Белый халат нужен врачу

  • Кому нужна метла? Метла нужна дворнику

  • Кому нужна скрипка? Скрипка нужна музыканту

  • Кому нужен фен (ножницы)? Фен (ножницы) нужен парикмахеру

  • Кому нужны лыжи? Лыжи нужны лыжнику
    Если ребенок не отвечает или отвечает неправильно, он выходит из игры. Победителями становятся те, кто ни разу не ошибется, а у водящего иссякают вопросы. Игра проводится в быстром темпе. Новый водящий подбирается из числа победителей.


  1. «Назови три предмета»

Цель: воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам, расширять словарный запас.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, а вы назовите три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово «обувь». Какие три предмета можно назвать этим словом?» («Сапоги, ботинки, галоши»). Воспитатель называет обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д.) затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад.


  1. «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

  • Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

  • Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

  • Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

  • Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

  • Шляпа (какая?) – черная, большая…

  • Туфли (какие?) – осенние, красивые…

  • Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

  • Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

  • Шуба (какая?) -  меховая, теплая…


  1. «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Упражнения с антонимами

  1. «Говори наоборот»

Цель: упражнение детей в подборе антонимов, развитие мышления, активизация словарного запаса.

Материал: мяч.

Ход игры:

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

  • веселый – грустный;

  • быстрый – медленный;

  • красивый – безобразный;

  • пустой – полный;

  • худой – толстый;

  • умный – глупый;

  • трудолюбивый – ленивый;

  • тяжелый – легкий;

  • трусливый – храбрый;

  • твердый – мягкий;

  • светлый – темный;

  • длинный – короткий;

  • высокий – низкий;

  • острый – тупой;

  • горячий – холодный;

  • больной – здоровый;

  • широкий – узкий.




  1. «Пословицы и поговорки»

Цель: развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

Воспитатель в этой игре называет пословицы и поговорки, а дети должны найти в них слова с противоположным значением.

Речевой материал:

  • Ученье - свет, а не ученье – тьма;

  • Меньше говори, а больше делай;

  • Труд кормит, а лень портит;

  • Готовь сани летом, а телегу зимой;

  • Большая работа лучше большого безделья;

  • Лето собирает, а зима подъедает;

  • Чужбина - калина, родина – малина.

Упражнения на многозначность слов

  1. «Двойное слово»

Цель: Выбрать среди других предметы или картинки, которые звучат одинаково. Объяснить значение многозначных слов.

Оборудование: для данной игры можно воспользоваться карточками с изображениями, на которых нарисованы предметы – омонимы.

Ход игры: попросить детей найти пары к каждой карточке, а затем составить предложения. Например,

  • женская коса – коса для скашивания травы,

  • лук зеленый – лук со стрелами,

  • грибы лисички – лесные лисички,

  • ключ от замка – ключ из-под земли,

  • ручка для письма – ручка дверная,

  • собачка на одежде – маленькая собачка (щенок),

  • солнечный зайчик – зайчик лесной,

  • бабочка (галстук) – бабочка (насекомое),

  • кран подъемный – кран для воды


  1. «Исправь ошибку»

Цель: учить замечать и исправлять речевые ошибки, понимая смысл многозначных существительных.

Воспитатель показывает картинку с изображением предмета (многозначного существительного), например, еловой или сосновой шишки, произносит сопутствующее показу предложение «Егор упал с горки, сильно ударился головой, и на лбу у него вскочила большая шишка». Дети должны заметить и исправить несоответствие картинки и смысла услышанной фразы.

Материал:

Картинка – баскетбольное кольцо – «Гости подарили маме на день рождения красивое золотое кольцо с алмазом»;

Картинка – Египетская пирамида – «Любимой Олиной игрушкой в детстве была пирамидка»;

Картинка – березовый лист – «В своем блокноте, на первом листе я написал свое имя».


















Упражнения по оценочной лексике

  1. «Старый словарь»

Цель: учить детей подбирать синонимичный слова к эмоциональному состоянию человека.

У волшебницы был словарь. Но в доме, где она жила завелись мыши.

Они стали грызть в словаре страницы. Что ни день, то какое-нибудь слово пропадет. Само слово пропадет, а его описание останется. Волшебница пользовалась словарем очень часто, а там, что ни слово, то дырка. Вот она и просит вас восстановить слова по описаниям.

- Когда человеку невесело, он какой?

(грустный, печальный, унылый)

- Когда человеку весело, он какой?

(веселый, радостный, счастливый)

- Когда человек испытывает радость, что он делает?

(радуется, веселится, смеется)

- Когда человек злится, он какой?

(злой, сердитый)



  1. «Зеркало»

Цель: развивать умение понимать и передавать эмоции другого человека.

Описание: дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Воспитатель говорит одному из пары, какое эмоциональное состояние нужно показать. Ребенок показывает его своему напарнику, а он отгадывает, называет ее словом и показывает эту же эмоцию. Затем меняются. В дальнейшем ребенок называет эмоцию, а его партнер по игре изображает ее.