Дидактическая игра «Скажи, где…» Цель игры: упражнение в составлении предложений с предлогом, уточнение пространственных отношений. Дидактический материал: картинки фразового конструктора, обозначающие существительные, действия, предлоги. Игровые действия: Перед началом игры вспомнить предлоги, как они изображены на картинках фразового конструктора. 1вариант. Педагог предлагает сюжетную картинку, просит рассказать, где находится кот и составить предложение, используя маленькое слово - предлог. Дети называют, где кот и составляют предложение. 2 вариант. Педагог просит детей послушать предложение и вставить пропущенный предлог. Дети составляют предложение, проговаривают его. Например: - Пчела села…цветок. - Кот лежит…коробке… 3 вариант. Педагог предлагает детям предложение с неправильным применением предлога, дети исправляют ошибку, заменив предлог. | Дидактическая игра «Живые слова» Цель игры: упражнение в составлении предложений. Игровой материал: картинки фразового конструктора. Игровые действия: Педагог раздает детям картинки фразового конструктора. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось правильное предложение. Можно предложить поменяться местами. Дети по порядку называют свою картинку, получается предложение, или желающий ребенок проговаривает предложение. |
Дидактическая игра «Составь предложения» Цель игры: развитие умения составлять предложения при помощи картинок фразового конструктора. Игровой материал: картинки фразового конструктора Игровые действия: 1 вариант. Педагог предлагает составить предложение по опорным словам в начальной форме. Например: Стоит, на, кактус, столе. Поливать, фиалку, мама. Папа, роза, несет. Герань, бабушка, на, смотрит. Купить, дедушка, алое… Дети находят нужные картинки, проговаривают получившееся предложение, правильно согласуя слова. 2 вариант. Педагог предлагает составить предложение по двум опорным словам в начальной форме. Например: мама, суп. Дети находят нужные картинки, самостоятельно распространяют предложение, добавляя еще картинки, затем проговаривают предложение. 3 вариант. Педагог предлагает составить предложение по картинкам. Он показывает разные картинки, а дети составляют предложение и проговаривают его. Например, мальчик едет. Можно попросить проговорить предложение всем или индивидуально, затем педагог показывает другую картинку. 4 вариант. Педагог показывает сю-жетную картинку, а дети составляют по ней много разных предложений. Работа с предложениями как в предыдущем варианте. 5 вариант. Педагог предлагает картинки фразового конструктора и просит составить предложение. Дети составляют предложение по данным картинкам. Например: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Ест, видит, собирает, дает, дарит… Ягоды, малину, клубнику, смородину… | Дидактическая игра «Волшебные слова» Цель игры: развитие связной речи, закрепление умения правильно строить предложение, развитие слухового внимания. Игровой материал: картинки фразового конструктора. Игровые действия: Педагог говорит детям предложение, в котором все слова поменялись местами, и предлагает построить правильное предложение. Дети выкладывают предложение при помощи картинок фразового конструктора, произносят предложение, правильно согласуя слова. |
Дидактическая игра «Живые слова» Цель игры: упражнение в составлении предложений. Игровой материал: картинки фразового конструктора. Игровые действия: Педагог раздает детям картинки фразового конструктора. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось правильное предложение. Можно предложить поменяться местами. Дети по порядку называют свою картинку, получается предложение, или желающий ребенок проговаривает предложение | Дидактическая игра «Кто? Что?» Цель игры: упражнение в составлении предложений, используя разные модели. Игровой материал: картинки фразового конструктора. Игровые действия: Педагог предлагает составить предложение при помощи картинок по разным моделям. Например, составь такое предложение, в котором будет говориться о том: - Кто? Что делает? (Брат ест); - Какой (какая, какое)? Что? (кого?) (Зеленый огурец): - Кто? Что делает? Что? ( Маша поливает помидоры); - Кто? Что делает? Какой (какая)? Что? (Мама гладит длинную юбку); - Кто? Что делает? Где (на чем)? (Кошка лежит на диване)… |
Дидактическая игра «Назови картинку» Цель:игры: ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря. Игровой материал: картинки ФК, обозначающие существительные, действия, прилагательные цвета, величины, формы, предлогов. Игровые действия: 1 вариант. Педагог показывает детям картинки, задавая к ним вопросы: - Это кто? (Что?) - Что делает? - Какой? - Где кружок на картинке? Дети отвечают, проговаривают слова. Педагог контролирует речь детей, предлагает повторить… 2 вариант. Педагог просит найти картинку, которую назовет. Педагог проговаривает слово, дети ищут картинку, проговаривают, что нашли. Ребенок подбирает картинку действие. Затем предложить проговорить фразу, показывая каждую картинку. Дидактическая игра «Подбери признак» Цель игры: составление простого двусоставного предложения. Упражнение в составлении словосочетаний, подбирая признак к существительному. Активизация словаря признаков. Игровой материал: картинки фразового конструктора существительные и прилагательные цвета, величины, формы, эмоций... Игровые действия: Педагог показывает, выкладывает существительное, просит сказать, что или кто это, задает вопрос - «Какой, какая, какое…?». Дети подбирают картинку обозначающую признак предмета, проговаривает фразу. Педагог контролирует, чтобы ребенок показывал каждую картинку, проговаривал слова правильно. При необходимости допускается сопряженная речь (вместе с ребенком) и отраженная речь (ребенок повторяет за взрослым). | Дидактическая игра «Определи действие» Цель игры: составление простого двусоставного предложения. Упражнение в составлении словосочетаний, подбирая действие к существительному. Активизация словаря действий. Игровой материал: картинки фразового конструктора существительные и действия. Игровые действия: Детям предлагаются картинки существительные и действия по любой лексической теме. Детям необходимо подобрать действие к существительному. Педагог выкладывает картинку обозначающую существительное, задает вопросы: - Это кто? (Что?), - … что делает? |
Дидактическая игра «Мостик» Цель игры: составление предложения из трех слов. Упражнение в подборе слова, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета. Игровой материал: картинки фразового конструктора. Игровые действия: Педагог выкладывает перед ребенком по очереди две карточки. Задача ребенка – найти слово, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета, являясь как бы «мостиком» между ними. Выбор слов следует обосновать. Например, даются слова: «бабушка» и «торт», «Мостиком» могут быть следующие слова: «купила», «испекла», «принесла» и т.д. | Дидактическая игра « Скажи предложение» Цель игры: упражнение в подборе слов к заданному изображению. Игровой материал: картинки фразового конструктора. Игровые действия: Педагог составляет предложение из картинок фразового конструктора, дети проговаривают слова, на которые он показывает. Слова проговариваются сначала медленно, а затем быстрее. Картинки можно подбирать по лексическим темам. |
Дидактическая игра «Добавь слова» Цель игры: развитие умения распространять предложение, образуя трехсоставное и четырех составное предложение. Игровой материал: картинки фразового конструктора: существительные, действия. Признаки, существительные дополнения. Игровые действия: 1 вариант. Педагог предлагает детям добавить слова в предложение, выкладывает существительное и действие, дети добавляют слово дополнение, например. «Бабушка купила… куклу, платок, огурцы». Педагог организует работу с предложением, задает вопросы к каждому слову, просит повторить предложение. 2 вариант. Педагог предлагает послушать предложение, например, «Мама шьет платье». Далее спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про платье, какое оно (красное, длинное и т.д.)? Если мы добавим эти слова, как изменится предложение?» | |