СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр: ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен при организации дополнительных занятий по развитию творческого воображения средствами ТРИЗ. Картотека составлена по материалам сайта, указанного в презентации.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр: ТРИЗ»

Название игры

Название игры

Содержание Предлагаем новую игру для отработки формулировки функций и развития вариативности мышления.

👉 1 шаг - выбираем объект. Например, самокат.

👉 2 шаг - формулируем главную и, возможно, дополнительную функцию. Например, самокат удерживает и перемещает человека.

👉 3 шаг - составляем загадку-вопрос: что может удерживать и перемещать человека.

Для загадки объект у нас был один, а ответов на загадку может быть много. Это и помогает развивать вариативность мышления.

👍 Естественно, дети сперва начинают перечислять всё, что относится к транспорту: самокат, велосипед, мотоцикл, машина, грузовик, самолёт, корабль, лодка, метро, подводная ложка и др. А потом можно предложить детям подумать о том, что не является транспортом и выполняет функцию "удерживает и перемещает человека". Это могут быть: качели, беговая дорожка, ступа, ковёр самолёт, стул на колёсиках, сани, конь, верблюд и др.

Чем больше дети придумают ответов, тем лучше.

Можно предложить собрать копилку объектов, выполняющих одинаковую функцию.

👉 Попробуйте подобрать отгадки на загадку-вопрос:

что может информировать и радовать человека ?

Содержание Предлагаем новую игру для развития системно-функционального мышления. Игра на составление загадки.

👉 1 шаг - выбор объекта и определение его функции.

Например: ножницы. Функция: ножницы разделяют бумагу (на части)

👉 2 шаг - определение под и надсистемы выбранного объекта.

Подсистемы ножниц (части) - лезвия, ручки и винтик.

Надсистема ножниц - канцелярские принадлежности.

👉 3 шаг - составление загадки.

Для этого нужно указать надсистему объекта, одну из его подсистем и функцию.

👉 Пример загадки: Этот объект разделяет бумагу, относится к канцелярским принадлежностям и имеет винтик. Что это?

👉👉 Попробуйте угадать ещё загадку:

Этот предмет удерживает «воду» и «грязь», относится к средствам гигиены и имеет втулку. Что это?

Можно предложить детям составить книжку-малышку с собственными загадками или провести конкурс на самую интересную загадку «Загадайка!»

Источник https :// vk.com/club216385785

Источник https://vk.com/club216385785

КАК МНЕ ПОВЕЗЛО

Название игры

Содержание Предлагаем детскую игра «Как мне повезло…»

- Как мне повезло, - говорит подснежник, - я самый первый появляюсь весной и радую людей.

- Как мне повезло, - говорит картошка, - люди за мной ухаживают, а я их кормлю.

- Как мне повезло, - говорит солнышко, - я освещаю Землю и дарю всем тепло.

- Как мне повезло, - говорит чайник, - я кипячу воду и завариваю вкусный чай.

- Как мне повезло, - говорит кисточка, - я помогаю создавать восхитительные картины.

- Как мне повезло, - говорит кровать, - я удобная, и люди могут хорошо отдохнуть ночью.

На самом элементарном подготовительном уровне эта игра подводит детей к умению выделять хорошие и полезные свойства объектов и функциональных систем, пониманию полезных функций, назначения рукотворных объектов и т.д.

Но если взглянуть на эту игру шире, то и взрослым она очень полезна. 👍 Во-первых, позволяет не залипать в негативе – ведь «мне так повезло!» (чем больше «повезло», тем лучше). А, во-вторых, - выделить нашу полезность для социума: успех невозможен без взаимополезного сотрудничества с другими людьми. Реализованность - важный аспект жизни человека.

В самом начале нового года предлагаю поиграть: выделите как можно больше того, в чем же вам повезло.

Содержание Предлагаем игру: берутся не картинки, а рифмуются два слова. Я говорю - кошка. Ребенок ищет рифму, например - окошко. Получается пара «кошка-окошко». Задаю вопрос - что может кошка делать на окошке? Например - сидеть, умываться. Получается, что «Рано утром наша кошка умывалась на окошке». Другая пара «кот-крот»: «Во дворе увидел кот, что несет капусту крот».

Источник https :// vk.com/club216385785

Источник https://vk.com/club216385785

Название игры

Функциональное солнышко

Содержание Спешу рассказать Вам очень простое упражнение для развития вариативности мышления.

Показываем детям картинку и задаём вопрос. Чем больше дети придумают вариантов ответов на этот вопрос, тем лучше. Свои ответы дети могут нарисовать, составить по ним копилку или книжку-малышку.

Вопросы Вы придумываете сами.

👉🏻 Например:👇🏻

- Кто сидит на ветке? (птичка, белка, кошка, человек, паук, разведчик, электромонтёр и т.д.)

- Что перемещается по дорожке? (самокат, трактор, машина, листочек, солома, позёмка и др.)

- Что дед Мороз нашёл в своей рукавичке? (конфетку, фантик, снежинку, бусинку, носовой платок, заколку Снегурочки и т.д.)

- Зачем ворона каркает? (подаёт сигнал об опасности, выражает недовольство, зазывает самку, испугалась и др.)

- Куда приземлится кленовый листочек? (на дорожку, на воду, на муравейник, на голову человека, на машину, на крышу дома и др.)

Такие шутливые вопросы можно предлагать детям в качестве разминки или домашнего задания.

Можно попросить детей самих придумать подобные вопросы, записав их в самодельную книжку-малышку. Дети могут обмениваться такими книжками и устраивать соревнования, кто больше подберёт ответов.

Играйте с радостью и развивайте детей!!

Содержание Новая игра на отработку формулировки функций.

👉🏻 Рисуем в центре листа кружочек, а в кружочке тот объект, о действиях которого хотим составлять функции. Например, нарисуем в кружочке книгу и раскрасим кружок в жёлтый цвет (как солнышко).

👉🏻 Теперь нарисуем 4 или 8 лучиков и на конце каждого лучика тоже маленький кружок.

👉🏻 Подумаем, какую работу (функцию) выполняет книга.

- Книга информирует человека (о том, о чём в ней написано). Значит на конце лучика нарисуем человечка, а на самом лучике напишем «информ.»

- Книга удерживает пыль (когда стоит на полке). Аналогично заполняем второй лучик.

- Книга направляет человека (когда мы нашли её на полке и хотим взять в руки). Заполняем третий лучик.

- Книга пачкает воздух (если пыль с книги летит по сторонам). Заполняем четвёртый лучик. И так далее.

👉🏻 По такому же принципу можно не только нарисовать, но и смастерить ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК или ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ СНЕЖИНКУ.

👉🏻 Из Ф цветов можно сделать цветочную полянку, а из Ф снежинок - снежный узор или хоровод!

Играйте и учитесь одновременно!

Источник https :// vk.com/club216385785

Источник https://vk.com/club216385785

Название игры

Название игры

Содержание Новая игра на формулировку функций и развитие логического и ассоциативного мышления!

👉🏻 Выбираем два случайных объекта и определяем их функции.

Например, мыло и школьный дневник.

Мыло пачкает руки. А школьный дневник информирует человека (о том, что в нём написано).

👉🏻 А теперь поменяем действия местами.

Школьный дневник пачкает руки. А мыло информирует человека.

👉🏻 Как такое может быть? Нужно постараться объяснить.

Если обложка у школьного дневника грязная, жирная, то он действительно будет пачкать руки.

А мыло может информировать человека своим запахом или надписью, которая на нём есть.

Вот такая игра. Играйте и развивайтесь!

Содержание Функциональные загадки.

Как научить детей составлять загадки с опорой на формулировку функций. Да ещё, чтобы было несколько правильных ответов.👇🏻

1. Выбираем объект, про который хотим составить загадку. Например, кастрюля.

2. Формулируем функции, где кастрюля будет изделием. То есть думаем, какие объекты могут что-то делать с кастрюлей.

Например: огонь может нагревать кастрюлю. А еда может пачкать кастрюлю. А плита может удерживать кастрюлю.

3. Теперь соберём всё это вместе в загадку: плита может это удерживать, огонь - нагревать, а еда - пачкать. Что это такое?

А отгадок может быть много. Это может быть и кастрюля, и миска, и сковорода, и горшочек... Отгадки можно нарисовать.

Играйте с удовольствием!

Источник https :// vk.com/club216385785

Источник https://vk.com/club216385785

Название игры

Объединялочка

Содержание Новая игра на формулировку функций.

Играя в неё, мы учимся формулировать обратные функции.

Игру можно проводить в парах, бросая друг другу мячик или мягкую игрушку.

👉🏻 Первый участник игры бросает мячик второму участнику и называет функцию какого-либо объекта. Например, нож разделяет тортик.

Второй участник ловит мяч, а затем возвращает его, называя возможную обратную функцию, то есть, что тортик делает с ножом. Например, тортик пачкает нож.

👉🏻 Или:

- чашка удерживает чай и лимон, а чай пачкает чашку;

- ножницы разделяют бумагу, а бумага тупит (деформирует) ножницы;

- часы информируют человека (о времени), а человек перемещает часы (на своей руке).

- лиана удерживает обезьянку, а обезьянка деформирует (прогибает) лиану. И т.д.

Играйте и обучайтесь с удовольствием!

Содержание Игра на отработку умения правильно формулировать функции.

👉🏻 Чтобы играть в эту игру Вам понадобятся разные предметные картинки. Разложите штук 10-15 картинок перед ребёнком. Задача заключается в объединении двух картинок с помощью действия. Например: гриб удерживает листочек (когда листочек упал на него); зонт задерживает и направляет (в разные стороны) капельки дождя; гриб направляет девочку (к себе); девочка радует мальчика и т.д.

Чем больше картинок сможет объединить ребёнок, тем лучше.

Игра помогает запомнить функциональные глаголы и отработать навык формулировки функций.

Весёлой и поучительной игры!!!

Источник https :// vk.com/club216385785

Источник https://vk.com/club216385785

Название игры

Мои друзья

Содержание Игра на отработку понятия «функция»!

Что такое ФУНКЦИЯ? Это модель изменения одного объекта под действием другого объекта. Или, функция - это модель изменения изделия под действием инструмента. Например: нож разделяет яблоко (на части), руки деформируют пластилин, машина перемещает груз и человека и т.д.

👉🏻 Для формулировки функций мы используем специальные функциональные глаголы: разделять, деформировать, перемещать, направлять, информировать, удерживать, радовать, пачкать, мочить, нагревать и др.

Для отработки правильного использования функциональных глаголов можно предложить детям собирать функциональные копилки. Дети должны «собрать в копилку» объекты, которые могут выполнять одинаковое действие и сформулировать функции. Например: мы решили составлять копилку с действием «пачкать». Что может что-то пачкать? Грязь пачкает сапоги. Колбаса пачкает нож. Фломастер пачкает бумагу. Помада пачкает губы. Мыло пачкает руки, а шампунь пачкает волосы.

Чем больше ребёнок соберёт в копилку примеров, тем лучше.

Аналогично собираются копилки с другими функциональными глаголами. Ребёнок и играет, и запоминает функциональные глаголы, и отрабатывает навык формулировки функций.

Играйте с удовольствием!

Содержание Игру можно использовать на занятиях по любой тематике. И всегда она будет уместной и интересной.

При изучении свойств.

«Мои друзья все, кто имеет зелёный цвет» (и далее дети перечисляют предметы зелёного цвета). Или «Мои друзья все, кто может менять форму». Или «Мои друзья все, кто меньше шкафа, но больше улитки».

При изучении функций. «Мои друзья все, кто могут что-то перемещать». Или «Мои друзья все, кто может информировать человека».

При изучении надсистем. «Мои друзья все, кто относится к посуде». Или «Мои друзья все, кто является частью пишущих принадлежностей».

При изучении ассоциаций. «Мои друзья все, кто как-то связаны со шкафом».

При изучении подсистем. «Мои друзья все, у кого есть спинка». Или «Мои друзья все, у кого есть молния».

При изучении частей речи. «Мои друзья все прилагательные женского рода». Или «Мои друзья все существительные второго склонения».

При изучении состава числа по математике. «Мои друзья те примеры, которые в сумме дают число 9». И.т.д.

Играйте и обучайтесь с радостью!!!!

Источник https :// vk.com/club216385785

Источник https://vk.com/club216385785

Одинаковое в разном

Разное в одинаковом

Содержание Для этой игры Вам нужно подобрать два разных объекта. Дети должны подумать, что может быть одинаковым в этих объектах (с опорой на органы чувств, действия с этими объектами, функции).

Например, рассмотрим блокнот и карандаш:

- они могут заканчиваться;

- блокнотом и карандашом можно пораниться (порезаться листом или уколоться);

- у них может быть твёрдая часть (у блокнота пружинки, обложка);

- они могут деформироваться (блокнот от воды, карандаш от точилки);

- оба могут гнуться (при условии, что карандаш гибкий);

- могут пачкать руку;

- могут издавать звук (блокнот шуршать, а карандаш скрипеть);

- могут быть одинакового цвета и т.д.

Игра может использоваться на занятиях по ТРИЗ-РТВ в качестве разминки, соревновательного задания.

Играйте и развивайте свои аналитические способности!!!

Содержание Эту игру можно использовать на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она развивает у детей умения выделять и анализировать признаки объектов, сравнивать объекты между собой с опорой на разные органы чувств.

Для игры Вам понадобятся два одинаковых объекта или их изображение. На первых порах подбирайте такие объекты, которые чуть-чуть, но отличаются друг от друга, чтобы детям было легче включиться в игру.

Дети должны найти отличия между этими объектами (с опорой на любые органы чувств). Например, Вы показали детям два помидора, которые:

- отличаются по цвету (могут быть разные оттенки красного)

- отличаются по форме (один более круглый, другой менее)

- отличаются по запаху (один может пахнуть, другой - нет)

- отличаются по размеру (чуть больше и чуть меньше)

- могут быть отличия по хвостику и выемке вверху, они тоже разной формы и окружности и т.д.

Чем больше дети подберут разных признаков, тем лучше.

Игра может использоваться в качестве разминки на занятиях по РТВ-ТРИЗ.

Играйте и закрепляйте знания признаков объектов!

Источник https :// vk.com/club216385785

Источник https://vk.com/club216385785

Я знаю 5…

Одинаковое

Содержание

Использовать её можно при изучении любых разделов ТРИЗ-РТВ и для расширения базы знаний детей об окружающем мире.

Например:

- Для расширения кругозора – «Я знаю 5 материков:...», «Я знаю 5 перелётных птиц:...» и т.д.

- Для изучения свойств окружающих объектов – «Я знаю 5 объектов зелёного цвета:...», «Я знаю 5 объектов овальной формы:...» и т.д.

- Для выработки навыков формулировки функций – «Я знаю 5 объектов, которые могут что-то разделять на части:...», «Я знаю 5 объектов, умеющих направлять человека:…» или «Я знаю 5 действий, которые может выполнять карандаш:...».

ВАЖНО ПОМНИТЬ, что при подборе ответов функции должны формулироваться правильно. Например, карандаш пачкает бумагу, карандаш деформирует бумагу, карандаш информирует человека (о том, какого он цвета) и т.д.

- Для выработки навыка выделения подсистем – «Я знаю 5 объектов, у которых есть ножка:...» или «Я знаю 5 объектов, у которых есть стенки:...». Оттолкнувшись от этой игры можно потом построить системный оператор для названных объектов или одного из пяти названных.

- Для подготовки к изучению и формулировке противоречий требований (физических противоречий) – «Я знаю 5 объектов, у которых могут быть противоположные признаки:...». Например, штора (может быть длинной и короткой), ложка (может быть чистой и грязной), стул (может быть низкий и высокий) и т.д.

Думаю, Ваш педагогический опыт подскажет, как ещё можно использовать эту игру. Играйте и обучайте одновременно!!!

Содержание Для игры Вам понадобятся предметные картинки. От 8 до 10 штук.

Если Вы проходите с детьми свойства объектов, то можно попросить поискать в объектах, изображённых на картинках одинаковые свойства. Например:

- чашка, юла и чайник твёрдые;

- груша, морковка и вишня съедобные;

- рыбка и цыплёнок живые;

- флажок, чашка и шапка могут быть одинакового цвета и т.д.

Если вы говорите с детьми о функциях, то попросите найти объекты, которые могут выполнять одинаковые функции. Например:

- чашка и чайник удерживают чай;

- юла, флажок радуют ребёнка;

- морковка, груша и вишня насыщают человека;

- вишня и груша пачкают руки и др.

А можно составлять функции используя одинаковый функциональный глагол. Например:

- ручка дырявит бумагу, а гвоздь дырявит стену;

- шапка удерживает тёплый воздух, а чайник удерживает чай и т.д.

Если Вы говорите о частях объектов, которые мы рассматриваем как системы (подсистемах), то можно поискать общие части. Например:

- чашка, чайник, юла и флажок имеют ручку;

- ручка, юла и гвоздь имеют заострённый кончик;

- груша и ягоды имеют черешок;

- чайник и чашка имеют стенки и дно и т.д.

Игру можно менять в зависимости от того, какую тему по ТРИЗ-РТВ вы проходите с детьми.

Играйте и учитесь одновременно! Всем успехов!!!

Источник https :// vk.com/club216385785

Источник https://vk.com/club216385785