СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр в лагерь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр в лагерь»

Игровой практикум

Комплект игр для лагеря

Содержание:

1. Игры орг. периода

1. Игры для транспорта (автобус, поезд и т.д)

2.Игры на знакомство

3. Игры на сплочение

4. Игры на взаимодействие

5. Игры – викторины по тематике года

2. Игры основного периода.

1. Подвижные сюжетные игры

2. Подвижные народные игры

3. Игры эстафеты с инвентарём (мяч, скакалка, палка, обруч и т.д.)

4. Игры бессюжетные (догонялки, пустое место, и т. п.)

5. Спортивные игры и игры с элементами спорта

3. Игры заключительного периода.

Подвижные игры с более сложными правилами чем в основной период.





Игры организационного периода

  1. Игры для транспорта

1)"За окном"

Вожатый называет любую букву алфавита. Дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят за окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через 5 секунд он не получает ответ, то право ответа получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.

2)"Песенная перепевка"

Соревнование между командами ребят, сидящих в одной половине автобуса и во второй. Вожатый называет любую букву алфавита, а команды по очереди исполняют песни, начинающиеся с этой буквы. Если в течение 10 секунд команда не сможет спеть песню, то очко получает противоположная команда. Вариант игры: дается тема, на которую команды по очереди вспоминают песни и их поют (темы: любовь, природа, песни, имена и т. д.).
3)"Что мы взяли с собой"

Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-то важное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошее настроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будут хором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно – саркастический.

4)«Эстафеты»

Эстафета в автобусе — такое действительно бывает. Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время.
Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.


  1. Игры на знакомство

1)«Шумная игра»

По сигналу ведущего все игроки начинают, выкрикивая свои имена, искать своих тезок, чтобы быстрее других собраться в команду. Выигрывают самые шумные и проворные.

2) «Снежный ком»

Все участники встают или садятся по кругу. Ведущий называет своё имя. Следующий игрок говорит, как зовут первого игрока, а затем представляется сам. Третий участник уже называет двоих предыдущих ребят по именам, потом сообщает своё имя. Игра продолжается, заканчивает её первый игрок, который называет всех по очереди по именам.

3) «Ураган»

Играющие образуют круг. Взрослый даёт команду, чтобы поменялись местами те, у кого есть что-то общее. Например, футболка синего цвета, карие глаза, рост 150 см. Задачу можно усложнить, к примеру, дать команду на перемену мест тем, у кого есть старшая сестра, или тех, чьё имя начинается с буквы «С» — всё зависит от фантазии вожатого.

4) «Поздоровайтесь»

В этой игре дети стараются запомнить, как кого зовут, выполняя задание взрослого. Требуется, чтобы все участники игры поздоровались, пожав друг другу руки с наибольшим количеством играющих за ограниченное время (например, минуту). Особые указания: когда ребята пожимают руку другому человеку, они должны продемонстрировать доброжелательное отношение к играющим, смотреть друг другу в глаза и назвать свои имена. Можно усложнить условия, предложив детям не только запоминать имена других ребят, но и сосчитать, со сколькими людьми удалось поздороваться. В итоге игры вожатый узнаёт, кто познакомился с десятью, двадцатью игроками, а затем может поощрить небольшими сувенирами тех детей, которые поздоровались с наибольшим количеством играющих и запомнили их имена.

5) «Животные»

Участники по очереди встают в середину общего круга и мимикой, жестами показывают загаданное животное, причём первая буква в его названии должна быть такой же, как и в имени игрока. Все остальные отгадывают загаданное животное и имя человека, который водит. В процессе игры ребята угадывают имена всех участников.

6) «Верим - не верим»

Игроки встают или рассаживаются по кругу. По очереди каждый человек говорит, как его зовут, и сообщает о себе три факта: два правдивых, а один — выдуманный. Вожатый проводит голосование, по итогам которого определяется, чему ребята поверили, а чему — нет. Затем игрок говорит, что он выдумал.

7) «Хоровод знакомства»

Все дети взявшись за руки водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим, ходим,
Познакомится хотим,
Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),
Ну, а мы с вами-сидим».
После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

8) «Веселые задания»

«Слушай, смейся выполняй,
Имена запоминай»
с этими словами ведущий дает задание детям.

  • Саши взяли Марин за руки и станцевали.

  • Лены спели песню «В лесу родилась елочка».

  • Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.

  • Светы - наперегонки бегут к корпусу и т.д.


9) «Здравствуйте»

Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» а называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

10) «Шпаргалка-вспоминалка»

Каждый игрок получает карточку со своим именем. Игроки делятся на 2 или 3 команды. В игру вступает 1-ая группа. Все игроки этой группы представляются, называя имя и фамилию, немного рассказывают о себе. После этого все карточки с именами игроков 1-ой команды отдаются игрокам-соперникам. Они, посовещавшись, должны правильно раздать карточки игрокам 1-ой команды и вспомнить фамилию каждого. За каждый правильный ответ команды получает очко. Потом представляется 2-ая команда.


  1. Игры на сплочение

1)«5 важных вещей»

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу.

2)«Газетка»

Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая «газетка». Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять.

3) «Мяч по кругу»

Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого, только один раз.

4)«Карточки» (муравейник)

Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Например: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно. и т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).

5) «Перемена мест»

Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.

6)«Животные на спину»

Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

7) «Имена-качества»

Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д. начинающееся на ту же букву, что и имя (например Лариса – любовь, Сергей - скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня.

8) «Шляпа»

Участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал ведущий. Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит своё имя, затем два хлопка, после этого при щелчке пальцами правой руки произносит своё имя, а при щелчке пальцами левой руки - имя одного из участников. Тот игрок, чьё имя назвали, повторяет то же самое. Например: Оля, Оля, два хлопка, Оля, Игорь, Игорь, Игорь, два хлопка, Игорь, Света, и т. д. Кто не успел - тот «прошляпил».

9) «Любимое занятие»

Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.

10) «История»

Ведущий делит ребят на две команды, используя любой вариант разбивки. Определяется время для выполнения первого задания (например 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: "Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша" и т.д. По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и команды как бы меняются местами, то есть команда «А» рассказывает про команду «Б» и наоборот. Побеждает та команда, которая допустит меньшее количество ошибок.


  1. Игры на взаимодействие

  1. «Подушка»

Во время качания подвешенной подушки участники должны собрать расставленные на земле предметы. Тот участник, которого заденет подушка, выбывает.

2) «Кривое колесо»

Все встают в круг. Необходимо, держась за руки, пройти от одних футбольных ворот до других.

3) «Портрет вожатого»

Ребята должны коллективно нарисовать портрет вожатого, передавая фломастер по кругу.

4) «Макет»

Создать макет-мечту, используя предлагаемые педагогами канцелярские товары. Причем каждая группа продолжает работу предыдущей.

5) «Танцующие шарики»

Условно круг танцующих делится на две половины. Отпускаются 1-3 воздушных шарика, которые игроки перебрасывают друг другу в танце. Выигрывает та половина, на которой к моменту окончания музыки окажется меньше шариков.

6) «Танцующая кепка»

Танцор в центре круга снимает со своей головы кепку и одевает ее на голову любого из танцующих детей. Танцор в кепке должен выйти в круг и показать несколько движений, которые за ним повторяют все танцующие в круге ребята. Затем передает кепку другому танцору, и все повторяется.

7) «Ассоциация»

Водящий отворачивается и закрывает уши. Игроки загадывают одного человека, сидящего в круг е, и зовут водящего. Водящий спрашивает, с чем ассоциируется загаданный ими игрок, стараясь таким образом определить, кого же загадали. Количество вопросов не ограничено, но у водящего только три попытки назвать загаданного игрока. Пример вопросов: с таким цветком ассоциируется загаданный игрок, с таким временем суток и т. п.

8) «Ручка»

Играющие сидят в круге. Ведущий передадут своему соседу ручку и говорит: «Я передаю ручку правильно». Далее ручку передают по кругу друг другу, а ведущий комментирует, правильно ли передается ручка. Задача играющих — догадаться, как правильно передать ручку. Ведущий может загадывать самые разные варианты. Например: правильно передает тот, кто улыбнулся соседу, смотрит на соседа и т. п.

9) «Найди то, не зная что, сделай то, не зная что»

Из группы играющих выбирается водящий, он покидает помещение. Игроки загадывают любой предмет, находящийся в комнате, и действие, которое с ним нужно сделать (например: тряпка, протереть подоконник). Приглашается водящий. Он ищет предмет, ориентируясь на силу аплодисментов. Если аплодисменты тихие, он далек от предмета, громкие — близок к нему. Шквал аплодисментов означает, что предмет найден верно. Таким же образом предстоит догадаться, что делать с предметом. Тихие аплодисменты — неверное действие, громкие — приближение к загаданному действию, шквал аплодисментов — действие угадано.

10) «Жовжелить»

В переводе «жовжелить» означает что-либо делать. Выбрав водящего, который удаляется за дверь, игроки загадывают любой глагол. Водящий должен угадать загаданное слово. Для этого он задает вопросы игрокам, уточняющие отношение самих игроков к выполнению загаданного действия, заменяя в вопросе загаданное слово глаголом «жовжелить». Например: Рита, ты любишь жовжелить? Вася, жовжелить лучше в одиночку или в компании? и т. д.


  1. Игры – викторины по тематике года

1)Игра-викторина, посвященная Великой Отечественной войне

1 конкурс под названием «Тяжело в учении, легко в бою»

Дети делятся на команды. Отвечает тот, кто первый поднял руку. Каждый ответ оценивается от 1 до 2 баллов.

1 вопрос.

- Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

2 вопрос.

- Дата начала Великой Отечественной войны?

22 июня 1941 года в 4 часа утра.

3 вопрос.

- Дата окончания Великой Отечественной войны?

9 мая 1945 года.

4 вопрос.

- Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?

В 2018 году исполнится ровно 73 года.

5 вопрос.

Почему войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной?

Страна, в которой человек родился и живёт, называется Отечеством. И все войны, направленные на защиту своей Родины, носят это гордое звание. Великая отечественная война - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

6 вопрос

-Что означают цвета георгиевской ленты?

Черный цвет означает дым, а оранжевый- пламя. Она является составляющей ордена Святого Георгия- высшей военной награды Российской империи.

7 вопрос

-Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней?

Ленинград.

8 вопрос

- Кем был Владимир Бузинаевич Борсоев?

Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1965).

9 вопрос

Лучший танк Советской армии во время Великой Отечественной войны?

Т-34

10 вопрос

Зачем во время войны были использованы фанерные танки?

Чтобы ввести в заблуждение вражескую разведку и отвлечь от подготовки мощного артиллерийского наступления.

11 вопрос

Название ракетной установки, которая была изобретена незадолго до войны?

«Катюша» (БМ-13)

12 вопрос

Почему люди до сих пор помнят эту войну?

Помнить войну нужно обязательно. Нужно интересоваться этим, война - часть нашей истории, нас самих, и нельзя ни в коем случае забывать про это. Война коснулась каждого, каждой семьи.

2 конкурс.

Творческий конкурс для командиров.

Выходят командиры команд. Им выдаются геометрические фигуры из цветной бумаги. Дети должны с помощью фигур сделать аппликацию на картоне.

Конкурс оценивается от 1 до 5 баллов.

3 конкурс.

Эстафета.

Эстафета «Переправа»

Инвентарь: небольшие дощечки (по две на команду)

Дети встают друг за другом по командам. После команды «Начали». Первый участник ложит дощечку перед собой и встает на нее одной ногой. Ложит следующую дощечку и встает другой ногой. Таким образом надо добраться до указанной линии(берега). Побеждает та команда, которая быстрее всех окажется на другой стороне (8 баллов).

Конкурс оценивается от 1 до 8 баллов.

Эстафета «Раненные бойцы»

Инвентарь: Платки для завязывания глаз по количеству команд.

Дети делятся по парам. Одному бойцу завязывают глаза, а другой на одной ноге должен показать дорогу в укрытие своему товарищу (до обозначенной линии). Побеждает та команда, которая окажется быстрее (8 баллов).

Конкурс оценивается от 1 до 8 баллов.

Эстафета «Доставь снаряды»

Инвентарь: теннисные мячики (по количеству участников), большие ложки (по количеству команд).

Игроки по очереди носят мячи в ложках, так чтобы не уронить. Побеждает та команда, которая быстрее всех доставит снаряды (8 баллов).

Конкурс оценивается от 1 до 8 баллов.

Эстафета «Радисты шифровальщики»

Инвентарь: таблички с надписями слов.

Ведущий показывает табличку со словом первому участнику команды. Остальные отворачиваются. Молча жестами он пытается следующему игроку объяснить слово, когда второй участник команды поймет слово, он молча жестами объясняет следующему и так до конца. Последний поднимает руку и называет слово. Побеждает та команда, которая правильно назовет слово и будет быстрее всех (8 баллов).

Конкурс оценивается от 1 до 8 баллов.


Эстафета «Снайперы»

Инвентарь: мячи, корзины (по количеству команд)

Игроки по очереди забрасывают мячи в корзины пытаясь попасть. Выигрывает та команда, которая больше забросит мячей и будет быстрее (8 баллов).

Конкурс оценивается от 1 до 8 баллов.

  1. Игра-викторина «театр»

Первый конкурс нашей викторины «Разминка». Каждой команде надо ответить на 3 вопроса про театр. Если команда затрудняется ответить на вопрос, другая команда сможет ей помочь. Команда, давшая большее количество правильных ответов, получает очко.

Итак, вопросы для команды «Сказка»:

- Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).

- Как называется театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца? (Балет).

- Чье имя носит Ярославский театр драмы? (Федора Волкова).

А теперь разминка для команды «Маски»

- Как называется место, где выступают актеры? (сцена)

- Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)

- Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша).

Следующий конкурс «Театральный кроссворд»

Наш кроссворд необычный. Все слова в нем начинаются на букву А и объединены одной темой «Театр». Каждой команде надо прочитать вопросы кроссворда, дать правильный ответ и вписать его в клеточки кроссворда по горизонтали. Напоминаю вам правила отгадывания кроссвордов. Прежде чем вписывать слово, вы должны сосчитать, сколько в нем букв и подходит ли это слово по клеточкам. В каждую клеточку вписываем по одной букве. Не должно оставаться пустых клеточек или лишних букв.


- Объявление о спектакле. (Афиша).

- Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).

- Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).

- Рукоплескание артистам. (Аплодисменты)

А теперь следующий конкурс «Знатоки сказок». В нем вы сможете продемонстрировать свои знания о сказках.


Вопрос команде «Сказка»: «Назовите слова, которыми обычно начинаются сказки» («В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были» и т.д.).


Вопрос команде «Маска»: Назовите слова, которыми обычно заканчиваются сказки» («Стали они жить-поживать да добра наживать», «Тут и сказке конец, кто слушал – молодец», «Я там был, мед-пиво пил…» и т.д.)


А сейчас проверим, каких сказочных героев вы знаете. Вам нужно отгадать загадки: назвать сказочного героя или героиню и вспомнить названия сказки.


Загадки для команд (по очереди каждой команде):


Трудно девочке живется,

Хоть в труде она всегда.

Только мачехе неймется,

Не похвалит никогда.


К бабушке с корзинкой

Смело я иду.

И в лесу тропинку

Я всегда найду.


В лес с подружками пошла,

Ягоды, грибы нашла.

От подружек отделилась,

В чаще леса заблудилась.


Испугались, встретив волка,

Страшно он зубами щелкал.

Братьев спас один из них.

Дом построил для троих.


Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит

Старуха с костяной ногой

Зовется… (Бабою Ягой).


Сдобный, пышный, круглощекий.

У него румяный бок.

Убегает по дорожке

И зовется… (Колобок)

Следующий конкурс – «Музыкальный». Вам предлагается прослушать музыкальный отрывок и отгадать, песня какого сказочного персонажа прозвучала назвать из какой сказки или мультфильма эта мелодия. Итак, звучит мелодия для команды «Сказка» (и так по очереди каждой команде).

3)Игра-викторина по теме «народное творчество»

1 задание. Начинаем нашу игру с прослушивания русских народных песен. (Включение аудио - записей). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости». А сейчас назовите какие русские народные песни вы ещё знаете и даже исполняете на уроках музыки. Побеждает та команда, которая назовет больше песен. ( « Край ты мой любимый», « Будьте здоровы», « Калина», «Гармонист Тимошка», « Как на тоненький ледок», « Валенки», « Во саду ли в огороде»,» При долине, при лужку»,» Гуси-лебеди», « Завивайся, берёзка»).

2 задание. Найдите виды устного народного творчества. Лишнее вычеркните (раздаточный материал на карточках).

Скороговорки, повести, считалки, прибаутки, басни, заклички, сказки, литературные сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, рассказы, докучные сказки, загадки, дразнилки, песни, небылицы.

3 задание. Собери пословицы о труде и добре. Детям выдаются карточки следующего содержания.

Кончил дело- 

А от труда здоровеет.

Добрый скорее

Что весенний день.

Гуляй смело.

Дело сделает,

Чем человек от лени болеет,

Добро

И звери помнят.

Ласковое слово-

Доходит до сердца

А человека труд.

Тот не ест.

Тому без дела не сидится.

Труд, труд, труд-

Вот три вечных сокровища.

 Не сиди сложа руки.

Доброе слово.

Землю красит солнце.

Кто не работает.

Кто привык трудиться,

Так не будет и скуки.

4 задание. Собери картинку и скажи, какая русская народная сказка изображена /пазлы/. После сбора картинки беседа по сказкам.

- назови сказку и главных героев

- о чем рассказывается в сказке (краткий пересказ по содержанию)

- чему учит данное произведение

Рассматривание выставки рисунков по сказкам.

5 задание. Угадай героя сказки.

- Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

- Кому помогала яблонька, печка и речка? (Машеньке)

- К кому обращены такие слова: «… вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой?» (Сивка-бурка)

- На лазоревом платье – частые звёзды, на голове - месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.( Василиса Прекрасная)

6 задание. Придумай загадки. Русский народ славится остроумием, смекалкой, загадочностью, поэтому большое место в русском фольклоре отводится загадкам. Сейчас вы поупражняетесь в составлении загадок.

7 задание. Народный танец (фольклорный танец) – это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Ещё  ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья. Сейчас проведем конкурс на лучший русский народный танец ( по командам; танцуют заранее подготовленные дети в русских народных костюмах с музыкальным сопровождением).

8 задание. Народное искусство всегда понятно и любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе радость, добро, тепло, фантазию. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна. Вспомните, какие виды народных игрушек вы знаете, и что вы можете о них рассказать ( учитывается наиболее содержательный материал) Примеры: дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская игрушки.

9 задание. На каких музыкальных инстументах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто знает? В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах. Кто больше назовет музыкальных инструментов ( Трещотка - издает много шума, использовали в свадебных обрядах якобы это оберегает молодую пару от злых духов; бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен( применялись у скоморохов), домра, жалейка, гусли, калюка (дудка), ложки, окарина( род свистковой сосудообразной флейты),рожок, свирель).

10 задание. Вопросы для команд (по 4 вопроса).

- Герой колыбельных песен, волшебное существо (Дрёма).

- Герой колыбельных песен , усыпляющий детей мурлыканием(кот).

- Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).

- Устное народное творчество. Народная мудрость ( фольклор).

- Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово ( люлька).

- Появление ребёнка на свет. Старинное слово (родины).

- Что означало слово « баять» в старину(говорить).

- Назовите автора фольклора (Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды, поверья и т.д.)

4) Игра-викторина «народные праздники»

I раунд. Отборочный.

На фланелеграфе выкладываются карточки с набором букв. Зачитывается задание: из предложенных букв нужно составить слово. Каждый участник пишет ответ на листке и представляет жюри.

Собрание (сбор) парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период. Буквы о,и,е,и,п,с,д,л,к, (посиделки).

Название глиняной игрушки полуконь, получеловек. Буквы п,л,к,н,о,а. (полкан).

Что в переводе с греческого означает слово «керамика». Буквы а,г,и,л,а,н. (глина).

Предметы, которые вешают на шнурки и носят на шеи и руках. Буквы б,е,р,о,г,е,и. (обереги).

Особые поздравительные песенки, которые пели крестьянские дети в рождественские вечера у каждого дома. Буквыл,я,к,и,к,д,о. (колядки).

II раунд. Народные праздники.

-В этом раунде вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся темы. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа, выбрав из них верный, по моей команде поднять карточку с соответствующим номером.

В какое время года отмечают праздник Покров?

В какой праздник зимой окунаются в прорубь не только «моржи»?

  • Зимой;

Осенью;

Весной;

Летом.

Святки;

Крещение;

Иван-Купала;

Вознесение.

Какой день Масленицы называют «прощенным»?

Понедельник;

Воскресенье;

Среда;

Суббота.

Праздник Кузьминки называют так…

  • По фамилии знаменитости;

По названию местности;

По кличке животного;

В честь святых Кузьмы и Демьяна.

Название, какого дерева носит последнее воскресенье перед Пасхой?

  • Береза;

Ива;

Верба;

Яблоня.

В ночь под этот праздник просыпается вся нечисть.

  • Святки;

Благовещение;

Масленица;

Покров.

III раунд. Фольклор.

В третий раунд проходят следующие участники (представляю). В этом раунде я буду задавать вопросы, связанные с фольклором русского народа. Кто первый поднимет руку и правильно назовет вид фольклора, заработает один балл.

Литературные произведения, которые в древности было принято не рассказывать, а петь. (Былины).

Протяжная ласковая песенка для маленьких детей. (Колыбельная).

Короткие состоящие из двухили четырех строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию.

(Частушки).

Ритмичная песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. (Потешка).

Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья. (Колядки).

IV раунд.

-Этот раунд состоит из вопросов трех категорий: «Мифология», «Народные игрушки», «Посуда». Путем жеребьевки вы узнаете, на вопросы какой категории вам предстоит отвечать. Вам нужно ответить на три вопроса, на обдумывание каждого дается не более пяти секунд., за каждый правильный ответ, вы получит один балл. (Жеребьевка).

«Мифология»

Как называется (называются):

Дух дома, живущий за печкой? (Домовой).

Злая старуха-волшебница и ведьма с костяной ногой? (Баба-Яга).

Кот Бабы-Яги – главный помощник в её злодеяниях? (Баюн)

В славянской мифологии хозяин леса и зверей? (Леший).

Хозяин воды, который обитает у мельницы или в омуте? (Водяной).

Мифический дух, который может изменить свой облик, превратившись во что угодно? (Оборотень).

V раунд. «Народные игрушки»:

Как называются вятские глиняные игрушки? (Дымковские).

Чем расписывают свои игрушки филимоновские мастерицы? (Пером).

Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синей гамме? (Гжельские).

Главное украшение калининских (тверских) птичек-свистулек? (Налепы).

Название весеннего вятского праздника, (Свистопляска, свистунья).

Мифическая, сказочная каргопольская птица-свистулька. (Сирин).

VI раунд. «Посуда»:

Сдвоенные маленькие горшочки, объединенные одной ручкой по центру. (Двоешки).

Печь для обжига глиняных изделий. (Горн).

Широкая, глубокая тарелка для жарки. (Ладка).

Нагревание изделий из глины до определенной температуры. (Обжиг).

Большой кувшин с узким горлышком для сыпучих продуктов. (Горлач).

Крынка для молока. (Махотка).





Игры основного периода

1. Подвижные сюжетные игры

1) «Охотники и утки»

Одна команда располагается по кругу диаметром 15—20 м. В середине круга произвольно располагаются игроки другой команды. «Охотники» стараются попасть мячом в «уток». Осаленные игроки выходят из круга. Через определенное время или когда все игроки внутри круга будут выбиты, команды меняются ролями. Побеждает команда, выбившая больше соперников или сделавшая это раньше.

2)«Коршун»

Играющие выбирают «коршуна» и «наседку», остальные — «цыплята». «Коршун» роет ямку, а «наседка с цыплятами» ходят вокруг него и на распев говорят слова:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу.

По копеечке,

По совелочке.

«Коршун» роет землю, ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает, «Наседка с цыплятами» останавливается, спрашивает коршуна:

— Коршун, коршун, что ты делаешь?

— Ямку рою.

— На что тебе ямка?

— Копеечку ищу.

— На что тебе копеечка?

— Иголочку куплю.

— Зачем тебе иголочка?

— Мешочек сшить.

— Зачем мешочек?

— Камешки класть.

— Зачем тебе камешки?

— В твоих деток кидать.

— За что?

— Ко мне в огород лазят.

— Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

«Коршун» старается поймать «цыплят», «наседка» защищает их, гонит «коршуна»: «Ши, ши, злодей!» Пойманный «цыпленок» выходит из игры, а «коршун» продолжает ловить следующих. Игра заканчивается, когда поймано несколько «цыплят».

3) «Гуси-лебеди»

На одной стороне площадки проводят линию, отделяющую «гусятник», а на другой стороне — линию, отделяющую «пастбище». Выбирают «пастуха» и «волка». Остальные игроки — «гуси» и «лебеди», они становятся в ряд в «гусятнике». «Волк» располагается посередине площадки. «Пастух», стоящий сбоку от «гусей», говорит:

Гуси-лебеди, гулять,

Пока волка не видать!

«Гуси-лебеди» летят на «пастбище», подражая птицам, гуляют там. «Пастух» говорит громко:

Гуси-лебеди, домой,

Серый волк за горой!

Гуси (спрашивают). А что он там делает?

Пастух. Гусей щиплет!

Гуси. Каких?

Пастух. Серых да белых!

После последних слов «гуси» бегут в «гусятник». А «волк» ловит их (до линии «гусятника»).

Пойманных подсчитывают и отправляют в «логово волка», где они остаются до его замены. С одним «волком» играют 2—3 раза. Затем выбирают новых «волка» и «пастуха» из непойманных. В заключение отмечают лучших «гусей» (не разу непойманных) и лучшего «волка» (поймавшего больше «гусей»).

4) «У медведя во бору»

Выбирается один водящий — «медведь», он становится в углу площадки. Остальные играющие — дети, они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» и «домом» детей — «бор». Дети идут в бор за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Дети припевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь сидит

И на нас рычит!

После последних слов «медведь», притворявшийся спящим, потягивается и бежит к детям, а они разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю» и скорее прибежать «домой». «Медведь» стремится поймать их. Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если ему не удастся никого поймать и все дети успеют спрятаться в домик, «медведь» возвращается в «берлогу» и продолжает водить.

5) «Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Почта!

— Откуда?

— Из города...

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания: ребята читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего.


2.Подвижные народные игры


1)«Ловишки-перебежки»

По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.

2)«Паровозик»

Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.

3)«Белые медведи»

Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются «запятнать» бегущих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т. д., и помогают водящим. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все играющие.

4)«На одной ноге»

Прыгая на одной ноге, второй ногой постарайтесь прокатить мяч вокруг стола, кресла или провести его по извилистой дорожке: обогнуть расставленные в комнате стулья, кегли или другие предметы – один слева, другой справа. Мяч не должен касаться этих предметов.

5)«Веселый бег»

Команды становятся во встречные колонны с одной стороны мальчики, с другой девочки (на расстоянии длины волейбольной площадки). Около направляющего колонны лежит мяч (резиновый) и гимнастическая палка. По команде он зажимает мяч между ногами, берет в обе руки гимнастическую палку и бежит к противоположной колонне девочек. Если по пути теряется один из предметов, игрок должен остановиться, взять предмет таким же способом и продолжить бег. Эстафета заканчивается, когда колонны мальчиков и девочек поменяются.


3. Игры эстафеты с инвентарём


1)«Не хуже чем кенгуру»

Нужно пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями обычный или теннисный мяч. Если мяч падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает прыжки.

2)«Баба-Яга»

Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.

3)«Пройди, не задень»

На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8–10 городков на одной линии (или кеглей). Играющий становится перед первым городком, ему завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между городками туда и обратно. Выигрывает тот, кто уронит наименьшее количество городков.

4)«Нарисуй солнышко»

В этой эстафетной игре принимают участие команды, каждая из которых выстраивается в колонну по одному. У старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. Впереди каждой команды, на расстоянии 5-7 метров, кладут обруч. Задача участников эстафеты - поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча - "нарисовать солнышко". Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

5) «Мяч в кольцо»

Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 – 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.

6) «Встречная эстафета с обручем и скакалкой»

Команды строятся как на встречной эстафеты. У направляющего первой подгруппы - гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы - скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч (как через скакалку). Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперед, прыгая через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в колонне. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в колоннах. Пробежки запрещены.

7) «Гонка мячей под ногами»

Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т.д. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

8) «Снайперы»

Дети встают в две колонны. На расстоянии 2м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.

9) «Три прыжка»

Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.

10) «Бег с тремя мячами»

На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1м, кладет их на пол.

- вместо больших мячей можно взять 6 теннисных,

- вместо бега – прыжки.


4.Игры бессюжетные

1)«Догоните меня»

Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Вожатый предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за вожатым, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, вожатый останавливается и говорит: "Убегайте, убегайте, догоню!" Дети бегом возвращаются на свои места

2)«Найди свой цвет»

Вожатый раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов вожатого "Идите гулять" дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда вожатый скажет: "Найди свой цвет", дети собираются у флага соответствующего цвета.

3)«Береги предмет»

Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Вожатый находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только вожатый отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.

4)«Лови-бросай!»

На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч де­тям, а потом ловит его от них, произнося при этом риф­мовку:

«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»

Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.

Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличи­вается до 2—2,5 м.

Воспитатель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.

5) «Попробуй, поймай!»

На игровой площадке проводят две линии, за кото­рыми располагаются «домики» играющих. Расстояние между линиями примерно 6—10 м. Из числа играющих выбирается «ловишка» (водящий), который занимает ме­сто между двумя линиями.

Остальные играющие стоят у линии и хором произ­носят рифмовку:

Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три — лови!..

После произнесения слова «лови» дети перебегает на другую сторону площадки, а ловишка стремится догнать бегущих и «осалить» их (дотронуться рукой). Тот играю­щий, до которого ловишка дотронулся прежде, чем он перешел черту, считается пойманным и отходит в сторо­ну, садится возле «ловишки».

Правила игры: после двух-трех перебежек детей от черты к черте проводят подсчет числа пойманных игро­ков, а затем выбирается новый ловишка:

в ходе игры желательно определить лучшего ловишку.

6) «Не опоздай»

Вожатый раскладывает на полу по кругу кубики (или небольшие колечки, или погремушки). Дети становятся у кубиков. По сигналу вожатый они разбегаются по всей комнате, по сигналу "Не опоздай!" бегут к кубикам.


5. Спортивные игры и игры с элементами спорта

1)«Бег сороконожек»


Играют 2—3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой, или игроки «надевают» гимнастический обруч. По сигналу группы «сороконожек» начинают движение к финишу.
Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

2) «Вышибалы»

Игра рассчитана на 3 и более детей. Из участников назначаются считалочкой или простым выбором 2 ведущих (“вышибалы”). Площадка разделяется на 3 части прямыми линиями на расстоянии около 5 — 10 метров. Водящие становятся друг напротив друга за ограничительными линиями, остальные игроки рассеиваются внутри ограниченной зоны. Цель водящих перекидывать друг другу мяч так, чтобы попасть в участников, бегающих перед ними. Если мяч задевает участника — тот выбывает из игры. Если участник ловит мяч, он может вернуть одного выбывшего в игру. Цель игры: для вышибал — выбить всех участников, для участников — остаться в полном составе и накопить дополнительных жизней по числу участвующих в игре детей.

3)«Выше ножки от земли»

Считалкой выбирается ведущий, который должен осалить участников. Если игрок успел до осаливания поднять ноги над землей (залезть на лавку, дерево, сесть и поднять ноги), то ведущий продолжает искать того, кто еще находится на земле. Если ребенок не успел поднять ноги, а ведущий до него дотронулся, они меняются местами. Игра развивает ловкость, реакцию, скорость, выносливость. Тренируются мышцы ног, спины, живота.

4) "Кто быстрее?"

Ребята делятся на две - четыре командыи выстраиваются на одной линии шеренгами, держась за руки по командам.

По сигналу судьи игроки команд прыгают на одной ноге до обозначенной линии.

Выигрывает команда, которая первой достигнет эту линию.

5) «Прыжки через скакалку»

Для игры необходимо 3 и более участников. Считалкой выбираются 2 водящих. Они начинают раскручивать скакалку. Участники должны по одному запрыгнуть в крутящуюся скакалку так, чтобы не сбить ее вращения. Тот, кто заденет скакалку становится на место крутящего. Игра развивает ловкость, выносливость, силу, реакцию, вестибулярный аппарат. Тренируются мышцы ног, укрепляются мышцы позвоночного столба.



Игры заключительного периода

1)«Вызов номеров»

Количество игроков – 10 – 20 человек. Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15 метров от неё против каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают его и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым – два очка. Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных очков.

2)« Два мороза»

На противоположных сторонах площадки, на расстоянии 10-20 метров отмечается линиями "дом" и "школа". Выбирается два "мороза". Остальные ребята располагаются за линией "дома", посредине стоят два "мороза". "Морозы" обращаются к ребятам: "Мы два брата молодые, два мороза удалые". Один говорит: "Я мороз - красный нос", другой говорит - "Я мороз - синий нос". Вместе говорят: "Кто и вас решится в путь-дорогу пустится?" Все ребята отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!" После этих слов ребята бегут из "дома" в "школу". "Морозы" ловят их и "замораживают". Остальные останавливаются и стоят неподвижно. "Морозы" обращаются к ребятам с теми же словами, а те, перебегая обратно в "дом", дотрагиваясь до детей, "размораживают" их. "Морозы" пытаются "заморозить" оставшихся участников. После двух перебежек из непойманных назначают новую пару "морозов", а пойманных отпускают. Повторяется 3-4 раза. Побеждает пара, поймавшая большее количество ребят.

3)"Мыши водят хоровод"

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод, На печи дремлет кот. Тише мыши, не шумите, Кота Ваську не будите, Вот проснется Васька кот — Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

4)"Воробушки и кот"

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет учитель, потом — кто-нибудь из детей.

5) «Кто обгонит?»

Подготовка. Играющие располагаются вдоль одной из стен зала. Они делятся на пятёрки и берутся за руки. Это команды. Содержание игры. Задача команд - по сигналу учителя, прыгая на одной ноге, достичь линии, нарисованной перед ними в десяти шагах. Затем команды поворачиваются и совершают прыжки в обратную сторону. Выигрывает команда, которая первой достигла границы. Игру можно усложнить, дав задание прыгать на одной ноге, а другую, согнув, держать за голеностопный сустав. Правила игры: 1. Нельзя вставать на обе ноги. 2. Игроки не должны расцеплять руки. 3. При нарушении правил команде засчитывается поражение.

6) «Удочка»

Игра: Все играющие становятся в круг, а водящий — в середине круга с веревочкой в руках. Он вращает скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением скакалки и подпрыгивают, чтобы она не задела кого-либо из них. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.

Пойманным игрок считается в том случае, если веревочка его коснулась но выше голеностопа. Не разрешается игрокам во время прыжков приближаться к водящему.

Может быть второй вариант этой игры, когда задевший веревку выбывает из игры. Выигрывают 2—3 последних игрока, которые не задели веревочки.

В командном варианте играющие, стоящие по кругу, рассчитываются на первый-второй и соответственно составляют команды. Водящий все время (как и в предшествующем варианте) один и тот же. Игрок, которого скакалочка подсекла (поднимает руку вверх), приносит своей команде штрафное очко. Счет после каждой ошибки объявляется громко.

Победитель: Команда, получившая после 2—4 минут игры меньше штрафных очков.

7)«Цепочка»

Игра: В каждой команде, между которыми проходит соревнование, 8—10 человек. Первые номера, встав за стартовой чертой, прыгают в длину с места, толкаясь двумя ногами. Приземление фиксируется по пяткам. С этого места выполняют прыжки вторые номера, за ними — третьи и т. д. Заканчивается игра, когда прыжок совершит последний игрок в каждой команде.

Победитель: Команда, цепочка из прыжков которой окажется длиннее.

8) «Живая цель»

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится окружность. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом.

По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается. Один из вариантов этой игры называется «Защищай товарища». Построение играющих такое же, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого, стоящего за спиной, от попадания мячом. Защищает руками, ногами и всем корпусом. Если ему все-таки не удастся защитить и в водящего попадут, то они оба меняются с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники.

9) Попади в мяч Подготовка. Для игры нужны один волейбольный мяч и теннисные мячи в количестве, равном половине участвующих. Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах площадки на расстоянии 18-20 м друг от друга. Перед носками играющих проводятся линии, а посередине площадки кладётся волейбольный мяч. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому мячу. Содержание игры. По сигналу руководителя игроки бросают мяч в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу тоже бросают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так, поочерёдно команды метают мячи установленное количество раз. Продолжительность игры 8-10 мин. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту команды, стоящей напротив. Правила игры: 1. Если в ходе игры волейбольный мяч выкатится в сторону от играющих, его кладут в зону площадки на той же линии. 2. В этом случае обстрел волейбольного мяча начинается с двух сторон одновременно. 3. Каждый загнанный за черту противника мяч приносит команде одно очко.

10) «Кого назвали, тот ловит»

Дети ходят или бегают по спортивному залу. Инструктор держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из ребят и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назван имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.