СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр в сказкотерапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на сегодня представляется достаточно важной, в связи с тем, что именно в процессе данного периода онтогенеза закладываются базовые чувства и эмоции, которые в дальнейшем усовершенствуются и трансформируются в течение всей жизни человека, формируя его личность.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр в сказкотерапии»









Игры

в сказкотерапии

П одготовила педагог-психолог Сызранцева Л.С.





Игра «Волшебные руки»

В игре принимают участие от двух до пяти ребят. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот по «Камню», постараются передать ему свое тепло. 

Ведущий говорит игрокам:

—  Положите свои руки на «Камень», говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!»

— Что происходит с вашими руками? Что проис­ходит с «Камнем»?

Можно дать ребятам образец проговаривания сво­их чувств. Например:

«Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими рука­ми "Камень", я его согреваю...»

Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли Камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше, отдавать или прини­мать человеческое тепло?

Игра «Глина и скульптор»

Для игры необходимо четное количество участников. 

Ведущий обращается к игрокам:

—  Знаете ли вы, что такое глина?

—  Какая она?

Можно показать ребятам глину, потрогать ее.

—  Что можно делать из глины? Конечно, лепить. Дорогие Скульпторы! Покажите ваши руки! Какие они у вас? Добрые, мягкие, но сильные. Ваши руки волшебные, они не причиняют никому вреда, не делают никому больно. Именно такие руки у настоящих волшебников, мастеров своего дела. Разомните свои кисти, приготовьтесь творить!

— У вас есть глина — это ваши партнеры. Приготовьте, по­жалуйста, глину к работе. Хорошенько разомните, разотрите ее, замесите. Важно добиться того, чтобы глина была полностью во власти ваших рук, слушалась вас.

Ведущий помогает игрокам, совместно с ними совершает дей­ствия, комментирует их, неоднократно напоминает основные заповеди творцов: доброта, терпение, внимание и любовь!

Когда глина будет достаточно «размята», можно приступать к «лепке».

Когда скульпторы закончат свою работу, предло­жите им устроить выставку своих произведений. Экскурсоводами могут быть сами скульпторы, веду­щий или любой желающий.







Игра обязательно проводится не менее двух раз, для того что­бы каждый игрок побывал в роли скульптора и в роли глины. Если есть возможность, после игры обсуждаются чувства скуль­пторов и глины.

Игра «Камень и веревка»

В этой игре могут участвовать несколько человек. Для игры Вам понадобятся камень и обыкновенная бельевая веревка.

Игроки и ведущий размещаются удобно на ковре или расса­живаются на стулья в круг.

Вы, как ведущий, показываете игрокам камень и спрашивае­те: «Что у меня в руках?» Даете каждому игроку подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на твердость.

«Камень очень твердый», — говорите вы. «Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите как это делаю я!

(Сожмите сильно кулаки, предложите игрокам ощупать Ваши руки, чтобы они смогли почувствовать их напряжение и твердость). А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я буду прове­рять, насколько тверды ваши кулаки!»

Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение их рук, похвалите удачно выполнивших задание, еще раз покажите это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добить­ся, чтобы все участники, по мере своих возможностей, успешно выполняли это задание.

«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверни­те, сожмите...

Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь — посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!» Рас­слабьте свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мяг­кими, гибкими, податливыми. Позвольте каждому игроку ощу­пать Ваши руки, покачать их, «поиграть с ними».

«А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревкой"».

Обойдите всех участников игры, проверьте выполнение зада­ния. «Молодцы! А теперь, по моей команде, вы будете превра­щать свои руки то в камень, то в веревку!

Итак, слушайте команду:

— Камень!

— Веревка!

— Камень!

— Веревка!

Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы своего тела напрячь так, чтобы тело стало "каменным". Молодцы!

Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы!







Слушайте команду:

—  Камень!

—  Веревка!

—  Камень!

—  Веревка! Молодцы!»

Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами.

Комментарий.

Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствует снятию чрез­мерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегу­ляции.

Игра «Групповая скульптура»

Эта игра похожа на предыдущую. В ней могут принимать уча­стие как четное, так и нечетное количество человек. Желательно, чтобы игроков было не более семи, чтобы играющие не утомились. Играющие садятся в круг. Ведущий предлагает снова сыг­рать в игру «Глина и скульптор».

В центр круга вызываются два игрока. Один из них будет скульптором, а другой — гли­ной. Когда игроки определились, кто из них станет скульпто­ром, а кто глиной, ведущий говорит: «Ты — Скульптор, в твоих руках послушная, податливая глина, и скульптор может с ней делать все, что захочет. Можешь приступать к работе». Когда фигура вылеплена, ведущий предлагает скульптору найти для себя место в скульптуре и занять его. Затем вызывается следу­ющий игрок, и ведущий обращается к нему: «Ты — скульп­тор. Перед тобой один большой кусок глины, и ты, как творец мудрый и добрый, можешь лепить из него все, что угодно!»

Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли скульптора. Если возможно, обсудите с ребятами эту игру, задавая следующие вопросы: «Что ты чувствовал, когда был глиной и когда был скульптором? Когда ты был глиной, в каких руках тебе было тепло, лег­ко и приятно, а в чьих неудобно, больно и неприят­но? Когда ты был скульптором, о чем ты думал? Что тебе хотелось создать?..»

Комментарий. Ведущему необходимо вниматель­но наблюдать за ходом игры. Обращать внимание на то, как взаимодействуют игроки. Послушна и податлива ли «глина», терпелива она или строптива и не терпит никаких ма­нипуляций. Как «творит скульптор», мудры и добры ли его руки, заботится ли он о том, чтобы его «творение» было новым, ориги­нальным, а всем задействованным в нем игрокам было ком­фортно. Или скульптор находится только во власти своих же­ланий и порывов, нисколько не заботится о том, каково его «гли­не». Важно, что творит скульптор и какое место выбирает для себя в готовой уже композиции.

Игра «Чудесные пироги»

В игре принимают участие четное количество человек (от 4 до 8). Необходимо приготовить большой ковер или несколько небольших ковриков. Включите магнитофон.









Пусть звучит лег­кая, нежная, приятная музыка. Играющие разбиваются на пары и размещаются на ковре так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, при этом не мешая другим парам.

Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто-то бу­дет пирогом, а кто-то — поваром. Роли распределены, будущий «пирог» лежит на «противне» (на ковре лицом вниз), а повар стоя на коленях, склонился над «пирогом». Игра начинается!

Ведущий говорит игрокам: «Для того, чтобы испечь пирог, нам нужна... мука. Вот она перед вами (указывает на лежащих на полу игроков). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать! (Веду­щий кладет свои ладони на спину одного из лежа­щих на полу игроков, и слегка давящими и покачи­вающими движениями создает незначительную виб­рацию в теле игрока). Повторяйте за мной! (При необходимости ведущий оказывает помощь тем "поварам", которые не могут самостоятельно справиться с зада­нием). Помните о том, дорогие мои повара, что только в мягких, нежных, и добрых руках получаются хорошие пироги. Молод­цы! Мука просеяна. Что мы будем делать дальше? (А теперь, вспомните какой либо из рецептов приготовления торта, пиро­га, плюшек, сырников ... И приступайте к его изготовлению, раз­ворачивая весь воображаемый технологический процесс на теле игрока, вызвавшегося быть пирогом)».

Игра заканчивается воображаемым чаепитием со свежеис­печенным изделием. Эту игру можно приурочить к вечернему чаю, или ко дню рождения одного из воспитанников, когда можно будет насладиться настоящей выпечкой. Так необходимо иг­рать несколько раз, чтобы каждый игрок побыл и в роли пова­ра, и в роли пирога. Затем, игру можно несколько изменить, например: пирогом будет один участник, а поварами все ос­тальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это сделать подскажет ваша фантазия или коллективный творческий поиск.

Игра«Моя ладонь»

В игре принимают участие несколько человек (от 3-х, до 6-ти).

Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с прият­ной музыкой.

Скажите игрокам: «Есть такое выражение: "Знать, как свои пять пальцев". Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др.

А хоро­шо ли мы знаем свои пять пальцев?! Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую ладошку. Рассмотрите линии, которые есть на ней. Най­дите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указа­тельным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закры­тыми глазами. Получилось? Молодцы! (Тем ребятам, кому труд­но выполнять это задание помогает ведущий или игрок, сидя­щий рядом). Теперь найдите на своей ладошке самую корот­кую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это движение несколько раз. Получилось? Мо­лодцы! А теперь то же, но уже с закрытыми глазами! Очень вни­мательно и подробно, линию за линией исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ла­дошках. "Пройдитесь" пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладо­нях с закрытыми глазами.











Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины, ко­торые как и линии, есть только у вас. Да, конечно же, это цара­пины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потро­гайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. А те­перь, сможете ли найти их с закрытыми глазами?

Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их "имена"? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длин­ный? И т. д. Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У вас на листе получился контур ва­шей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы пра­вы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапи­нок...

Можете ли вы их нарисовать? Давайте попро­буем! (Может быть, кто-то из игроков сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо срисо­вывать со своей руки, а кому-то будет нужна и помощь ведущего. Если ребенок не может держать в руке каран­даш, то можно рисовать на песке).

Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригина­лом — вашей ладонью! Похоже?! Молодцы! Как будто вы сфо­тографировали свою ладонь!»

Сравните полученные рисунки, изучая индивидуальность каж­дой руки.

Обсудите игру, задавая вопросы о том, что было трудно, что узнали о себе и своей руке интересного и нового; на что раньше не обращали внимание, а теперь увидели.

Игра «Ладонь друга»

В игре принимают участие четное количество игроков. Раз­меститесь удобно за столом, на диване, на ковре, как удобно. Пусть звучит приятная музыка. Распределите игроков по па­рам. Скажите игрокам: «Мы уже знаем как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путеше­ствии каждого из вас будет сопровождать друг.

Именно он при­откроет вам тайны своей страны-ладони, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вер­шины и глубокие моря, начертанные на его руке». Ведущий показывает на своей руке одному из игроков ли­нии и их пересечения, бугорки и впадинки. Так ве­дущий дает образец позитивного взаимодействия с партнером.

Игра начинается. 

Игроки работают в парах. Ве­дущий внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости оказывает раз­личные виды помощи. Вербализирует действия игроков. Совместно с парой исследует руку одного из партнеров... По окончанию игры, обсуждение строится на следующих воп­росах:

—  Что вы чувствовали, когда «вели» друга по своей руке? О чем хотелось рассказать, что показать, а что скрыть, спря­тать? Приятны ли были прикосновения партнера?

—  Что чувствовали, когда путешествовали по руке партнера? Что нового узнали?

Приятны ли были прикосновения к руке друга? Расскажите об этом.









Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях хозяина страны и путешествен­ника. Чувственный и социальный опыт ребят станет богаче, если игрокам удастся поиграть с каждым членом коллектива.

Модификации игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.