СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека: "Игры и упражнения для развития и коррекции мелкой моторики рук"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека: "Игры и упражнения для развития и коррекции мелкой моторики рук"»

Игры и упражнения для развития и коррекции мелкой моторики руки

Предложенные упражнения по развитию и коррекции мелкой моторики руки позволяют:

  1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

  2. Совершенствовать внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью

  3. Облегчить школьникам усвоение навыков письма.

В начале обучения проводятся физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с легкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнение сопровождается чтением стихов.

Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

1. «Апельсин» - начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Эта долька – для кота. Эта долька – для ежа.

Эта долька для улитки. Эта долька для чижа. Ну а волку – кожура.

2. «Замок»

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок). Кто открыть его бы смог? (повторение движений). Потянули (сцепленные в «замок» руки потянули в одну, потом в другую сторону). Покрутили (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе). Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга). И – открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны).

  1. «Дом и ворота»

На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – крыша дома). Ну а к дому путь закрыт. (Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней – к себе, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются). Мы ворота открываем (ладони поворачиваются параллельно друг другу). В этот домик приглашаем (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев).

4. «Братья-ленивцы»

Спят в избушке пятеро братьев (ладонь лежит на столе). Утром проснулся брат старший, потянулся, а самому вставать лень (большой палец тянется вверх, остальные плотно лежат на столе.. Большой палец 3 раза стучит по указательному и ложится на стол). Брат-указка проснулся, потянулся (вверх тянется указательный палец). Стал будить брата – середку: вставай, середка, утро на дворе! А сам – в кровать! (указательный палец постукивает по среднему и ложится на стол). Проснулся брат-середка, поглядел – и впрямь вставать пора! (поднимается средний палец). Разбудил второго брата-указку: ну-ка, брат, поднимай семью! А сам дальше спать улегся (стучит по безымянному и ложится на стол). Трудней всех брату-ленивцу вставать, трудней всех потянутся (безымянный палец с усилием тянется вверх). Будит он брата младшего: мизинчик, подними всех! (безымянный постукивает по мизинцу и ложится на стол). Проснулся мизинчик, потянулся…(мизинец тянется вверх). Да как закричит: вставайте, братцы! Пора за дело браться! (мизинцем в такт словам барабаним по столу). Разбудил брата четвертого, самого ленивого. А сам под одеяло. Тут все братья и проснулись (все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу).

5. «В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому (руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх). Приходили прямо к дому (соединить под углом кончики пальцев обеих рук – «крыша дома»). Указательный и средний (поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно), безымянный и последний ((поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно). Сам мизинец-малышок (пальцы в кулак выставить только мизинец вверх), постучался о порог ((постучать кулаками друг о друга). Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя (ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках)!

6. «Прогулка»

Пошли пальчики гулять (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу). А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательными пальцами). Третьи пальчики бегом (-»-)_. А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал. И в конце пути упал (хлопок обоими ладонями по столу).

7. «Засолка капусты»

Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). Мы морковку трем (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя). Мы капусту солим («посыпаем из щепотки»). Мы капусту жмем (интенсивное сжатие в кулаки обеих рук). Ох, устали! (энергичное встряхивание обеих рук).

8. «Дружные пальчики»

По ходу текста пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак.

Этот пальчик маленький – мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит. Ну а этот – средний, длинный, он как раз посередине. Этот – указательный, пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.

9. «Мышки-шалунишки»

В нашем маленьком домишке появились мышки (хлопок).

Так и шмыгают кругом (ложем голову на ладони), все по кухни кувырком (качаем головой). То топочут за столом (показываем стол – правая рука сжимается в кулак, левая ложится сверху). Лакомятся молоком (облизываем губы). На скамейку сесть хотят (правая рука кладется ладонью вниз, левую прижимаем к боковой стороне пальцами вверх). И пугают нам ребят. То на шкаф залезут мышки (кулаки кладутся друг на друга), то на стуле, шалунишки (правая рука сжимается в кулак, левая прижата перпендикулярно сбоку). Так и хочется поймать (ладони резко сжимаются в кулаки). А они – шмыг - под кровать.

10. «Этот пальчик»

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Э пальчик прикорнул, этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик не шуми, братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура! На прогулку им пора! (разжали пальцы).

11. «Ладошки»

Педагог задает вопрос: где ваши ладошки? Тут-тут-тут (дети показывают руки, сложенные в кулачки). А в ладошках пальчики живут! (раскрывают кулачки, показывают пальцы в движении). Пальчики трудились, не ленились, лепили-лепили (пальцы сгибаются и разгибаются, имитация лепки). Рисовали (имитация рисования). Строили-строили (кладка кирпича). Хорошо играли! А потом устали (встряхивание пальцами).

12. «Алые цветы»

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка.

Наши алые цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают.

13. «Пять малышей»

Один малыш качается в саду (одним пальцем показать, как качаются качели). Два малыша купаются в пруду (показать два пальца, имитировать движения пловцов). Три малыша ползут к дверям в квартире (показать три пальца и имитировать движение ползанья). А в эту дверь уже стучат четыре (имитировать стук в дверь). С пятью другими также все в порядке (показать все пальцы другой руки). Им весело, они играют в прядки (закрыть обеими руками лицо). Где притаились – ясно и ежу, (руки в замок перед грудью, пальцы раскрыть – «еж». Но я глаза зажмурил и вожу (закрыть одной рукой глаза). Один, два, три, четыре, пять (считать и одновременно показывать необходимое количество пальцев на руке). Ну, берегитесь, я иду искать! ((указательный палец поднять вверх-«предупреждение5», затем имитация «подкрадывания»).





14. «Зайчик и волк»

В лесу домике жила зайчиха с двумя зайчатами (указательный и средний пальцы обеих рук подняты вверх – это ушки, оставшиеся пальцы собраны в кулак – туловище). Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес стали барабанить (согнутые мизинец и безымянный – палочки барабана – ударяют в подушечку большого пальца – в барабан. Прямые ушки вверху прижаты друг к другу). И надо же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк (сложить вместе ладони обеих рук: большие прямые пальцы развести в стороны – это уши волка; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались – это лоб волка). Услышал он шум и выскочил на поляну (плотно сгруппированные прямые средний и безымянный пальцы – это нос волка, два прижатых друг к другу мизинца отходят вниз – это пасть волка). Волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть (все пальцы шевелятся). Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе – спрятались, только ушки мелко-мелко дрожат от страх. (дети прижимают кулачки - «зайчиков» к груди, их «ушки» выполняют мелкие колебательные движения – дрожат). Растерялся волк: «Где же зайцы? Они только что были здесь и вдруг исчезли. Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!» - прорычал свои угрозы и побрел в лес.

Только волк исчез, зайчата выскочили, и забыли свои страхи, и стали смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя ушки свисали до земли!». «Нет!» - говорит другой – Мои ушки не свисали, а вот твои ушки приседали от страха (эти и другие движения один из «зайцев» показывает, а второй повторяет). «Нет! мои ушки не свисали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку». И так зайцы расшалились, раскричались, что встали на уши и пошли домой на ушках. Вышла мама и говорит: «Что это такое! Опять ушки грязные, опять на ушах ходили? Ну-ка быстро чистите лапками свои ушки!» Стали зайцы лапками чистить свои ушки. «Ну-ка я вам склею ушки вместе, чтобы в больше не шалили. Возьмите свои барабаны и учитесь хорошо барабанить, чтобы медведь – директор цирка пригласил вас барабанщиками!

15. «Козы» (для 1 кл.)

Идет коза рогатая (правой рукой), идет коза бодатая. К ней другая спешит (левой рукой), колокольчиком звенит.

16. «Птички»

Птички полетели (показываем «птиц»), крыльями махали («махаем»). На деревья сели (показываем «деревья»), вместе отдыхали («птички»).

17. «Курица, петух и лебедь»

Курица спешит к пруду («курица»-левой рукой»), петух гуляет на лугу («петух» - правой рукой). В такт им лебедь с шеей длинной («лебедь» – правой рукой) вторит песней лебединой.

18. «Щука»

Щука плавает в пруду, я купаться не пойду.

19. «Мышь»

Тихо в доме («дом) спит малыш, а подполом скребется мышь («мышь»)

20. «Лягушка»

Две лягушки на дорожке («лягушки») и у них замерзли ножки.







Игры за партой

Предлагаемые игры рекомендуются для физкультминуток, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.

  1. «Многоножки»

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному концу парты или в любом другом заданном направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

  1. «Двуножки»

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.

  1. «Слоны»

Средний палец правой и левой руки превращается в «хобот», остальные - в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 ноги.

Чтобы игра не превращалась в постоянное развлечение и не мешала проведению занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу.

  1. «Морские волны»

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога «Штиль!» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны!» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают, и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми садятся и т.д. По сигналу учителя «Шторм!» характер и последовательность действий повторяются, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Заканчивать игру надо командой «Штиль».

  1. «Ловим комаров»

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето. Я открыла форточку, и к нам в класс налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! (Педагог в медленном и среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочердно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто стоит рядом). По команде «Стоп!» вы садитесь за парты».

  1. «Маленькие привидения»

Цель: научить детей выплескивать в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного пошалить и слегка напугать друг друга. Но не забывайте, мы - добрые привидения! По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я начну тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, мы - добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. Завершение: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

  1. «Театр масок»

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

«Ребята! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будете артистами, а я фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных сказочных героев. Например, покажите мне как выглядит Баба Яга (дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу Ягу). А теперь замрите, я вас сфотографирую. Молодцы! А теперь изобразите ворону (из басни «Ворона и Лисица) в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр. Замрите! Фотографирую! Молодцы! А теперь покажите как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком. Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась лиса, когда хотела понравиться колобку? Покажите! Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились! Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали, давайте немножко отдохнем. Положите руки на парту, голову на руки, закройте глаза. Давайте посидим минутку молча и отдохнем». (Называйте тех героев, которых дети знают)

  1. «Говори!»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия

Скажите детям: «Ребята, я буду задавать вам различные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я скажу команду: «Говори!». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?», (делаете паузу, затем говорите команду). «Какого цвета у нас потолок в классе?», «Какой сегодня день недели?», «Сколько будет 2+3?» и т.д.

Игры на перемене

  1. «Гвалт»

Цель: развитие концентрации внимания. Один из учеников становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

  1. «Менялки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем участников. Далее, ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, есть часы, синий цвет в одежде и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

  1. «Броуновское движение»

Цель: развитие умения распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщают правила игры: мячи не должны останавливаться надолго в руках одного ребенка, мячи нужно передавать по кругу друг другу. Сначала пробуем с одним мячом, потом добавляем второй, затем третий.

  1. «Зеваки»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

  1. «Замри»

Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками на головой и на уровне бедер). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

  1. «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – соприкасаемся руками

2 хлопка – соприкасаемся плечиками

3 хлопка – соприкасаемся спинками

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Комплекс упражнений физкультурных минуток

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

  1. И.п. – сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3—поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

  3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п., 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.




ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

  1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

  2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

  3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на голову. 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

  2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия

(комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности)

  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед, 8 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  3. Упражнение для снятия с мышц туловища. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх. 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – левую руку вдоль туловища, 14 – правую руку вдоль туловища, 15-16 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз – медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

  1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

  2. Ходьба на носках, руки за головой.

  3. Ходьба на пятках, руки на поясе.

  4. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения стоя:

  1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка), выдох. То же самое другой ногой.

  2. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3-4 – исходное положение – выдох.

  3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в исходное положение.

  4. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

  5. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам, наклон корпуса вперед с прямой спиной.

  6. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

  7. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в исходное положение – выдох.

  8. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5раз.

  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 5-8. Повторить 4-5 раз.

  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2 раза.