Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»»
Картотека
«Логопедические игры в песочной стране»
Выполнила:
учитель- логопед: Гребенникова О.В
Первое, что запоминается малыш из подаренных игрушек - это кукла, ведро, формочки, совок. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики, пирожки и прочие «вкусности»!
Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево,
создаётся семья. Это - мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищённым, где ему комфортно, понятно и близко.
Сегодня многие группы детского сада и логопедические
кабинеты имеют ванночки для песка и воды. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик размером:
50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина).
Песочницу на одну треть или наполовину заполнить чистым
(промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком.
Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать.
Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдёт с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью определения лидера, конфликтного ребёнка, выявить скрытые таланты.
Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Тактильные ощущения мы получаем через кожу:
«горячее – холодное»,
«сухое – мокрое»,
« твёрдое – мягкое»,
«гладкое – острое».
Кинестетические ощущения получаются во время движения.
Обычно используются игры, предлагаемые Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
«пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, малыша ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
«пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно.
Далее можно группировать пальцы по два, три, по четыре, по пять. Здесь уже малыш сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать - чьи же они?
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.
Песочницу можно использовать и при обучении грамоте в
нахождении определённой буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке. Предварительно ребёнку
завязывают глаза.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики, надо стараться научить
детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое главное – он получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Нравится им заниматься превращением одной буквы в
другую.
Слова на песке можно писать печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка.
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры
«Построй ступеньки». Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
развитие мелкой моторики рук;
развитие творческих способностей детей;
обучение буквенному анализу и синтезу, получение навыков чтения и письма;
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие связной речи;
на занятиях дети чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке;
значительно возрастает интерес к темам занятий.