СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека наблюдений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели прогулок в средней группе могут включать:

  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель — формировать представления об изменениях (день стал короче, ночь длиннее), учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях

Просмотр содержимого документа
«Картотека наблюдений»

Июнь.

Прогулка №1

Наблюдение: за солнцем

Цель: дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить название сезонной одежды.

Ход наблюдения: отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли смотреть на солнце. Почему нельзя смотреть на солнце? Отметить, что днем солнце стоит высоко - на улице жарко; утром и вечером солнце стоит низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, а ночи короткие, светлые.

Художественное слово: загадка – Горячая яичница висит над головой. Но снятье ее, но съесть ее не можем мы с тобой. ( солнце)

Прогулка №2

Наблюдение: что цветет у нас на клумбе?

Цель: познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.

Ход наблюдения: рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать?

Загадка. Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы)

Прогулка №3

Наблюдение: за автомобилями приезжающими на территорию детского сада.

Цели:

учить различать автомобили по их назначению;

формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, приезжающими на территорию детского сада. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.

Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)

Какие функции выполняет та или иная машина?

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком.

Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили, Они называются… (автомобили).

Прогулка №4

Наблюдение: за небом и облаками.

Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков. Развивать наблюдательность, внимание, умение отвечать на вопросы грамматически правильными предложениями.

Ход наблюдения: в облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

Художественное слово: загадки.

Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча)

Белые лошадки на синем поле. (облака на небе)

Прогулка №5

Наблюдаем за дождем, грозой и радугой.

Цель — закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Наблюдение: Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце, спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупредить, что, если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя.

Художественное слово:

Первый гром прогремел,

Туча пронеслась,

Чистой влагой дождя

Травка напилась. С. Дрожжын



Прогулка №7

Наблюдение за тенью

Цель: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.

Ход наблюдения. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени. Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»:

Хорошо в жаркий день Встретить тетушку Тень!

Под зеленой листвой Повстречались с тобой.

Мы плясали в тени, Мы смеялись в тени.

Хорошо в жаркий день Встретить тетушку Тень!



Прогулка №8


Наблюдаем за насекомыми:

Цель: закрепить знания о насекомых, их образом жизни, условиями для жизни.

Ход наблюдения: Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности? Художественное слово:

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Если муха прилетит — Паутина задрожит,

И охотник из засады За добычей прибежит... Е. Стюарт

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши — муравьята,

Вся жизнь их связана с трудом.


Прогулка №7

Наблюдение за разными видами транспорта:

Цели: — закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; — человек, вращая педали, передвигается.

Ход наблюдения: Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие. Предложить детям рассмотреть велосипед. С самых первых детских лет Служит мне велосипед. Лучше он любой машины, Не нуждается в бензине! Я педалями кручу — Птицею с горы лечу. Но на горку, между прочим, Забираться трудно очень! Я недолго унываю, На педали нажимаю. Пусть немного и устану, Но зато сильнее стану! Воспитатель задает детям вопросы. Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.) Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.)

Художественное слово:

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,

За руль держусь, гляжу вперед,

Я знаю — скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг.

Качусь на холостом ходу

У пешеходов на виду.



Прогулка №8

Наблюдение за домашними животными.

Цель- научить различать характерные признаки внешнего вида животных .Познакомить с особенностями поведения домашних животных. Уточнить ,как называют детенышей домашних животных

Наблюдение

Выйдя на прогулку можно увидеть пробегающих мимо садика домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела животного , и как называют детенышей (кошки ,собаки). Обратить внимание на то, что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животные покрываются более густой и теплой шерстью. Выяснить, знают ли дети правила обращения с животными. Можно ли близко подходить к ним , и почему? Почему нельзя дразнить собак? С детьми найти общие признаки между животными , и их различия.

Художественное слово.

Приходите в гости

М. Серова

Высунув из будки нос,
«Гав!» – пролаял громко пёс.
И с тех пор к нам дядя Костя
Не приходит больше в гости.
Испугался зря сосед –
Пёс сказал ему: «Привет!»

Наблюдаем за птицами: 

Цель — продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.
Наблюдение: Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать чем заняты птицы. Обратить внимание детей на то, как быстро летают птицы, ловя насекомых. Отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.
Художественное слово:
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит как вопрос и ответ. С. Маршак