СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека Народных игр Урала для детей среднего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Просмотр содержимого документа
«Картотека Народных игр Урала для детей среднего дошкольного возраста»

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Пласта  Картотека Народных игр Урала для детей среднего дошкольного возраста  Выполнила воспитатель высшей категории Юсупова О.В.   2022 год

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Пласта

Картотека

Народных игр Урала

для детей среднего дошкольного возраста

Выполнила воспитатель высшей категории Юсупова О.В.

2022 год

  У медведя во бору   Развивающая задача:  развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе. Организация игры : Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: «У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл!»   Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но медведь неожиданно бежит за игроками, и старается кого-нибудь поймать. Пойманный игрок становится медведем. Методические приемы : использование музыкального сопровождения, которое соответствует характеру походки медведя. Дополнительные рекомендации : медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней. Материал : маска медведя.

 

У медведя во бору

  Развивающая задача:  развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе.

Организация игры : Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл,

На печи застыл!»

 

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но медведь неожиданно бежит за игроками, и старается кого-нибудь поймать. Пойманный игрок становится медведем.

Методические приемы : использование музыкального сопровождения, которое соответствует характеру походки медведя. Дополнительные рекомендации : медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Материал : маска медведя.

Стадо   Развивающая задача:  развивать умение детей произносить стихи хором в одном темпе. Организация игры:  Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:   «Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони стадо в поле, Погулять на воле!» Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. Методические приемы: загадка:  «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Дополнительные рекомендации:  во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками. Материал:  маска волка, рожок для пастушка.

Стадо

 

Развивающая задача:  развивать умение детей произносить стихи хором в одном темпе.

Организация игры:  Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

 

«Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Методические приемы:

загадка:  «По горам, по долам ходит шуба да кафтан».

Дополнительные рекомендации:  во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

Материал:  маска волка, рожок для пастушка.

Пчелки и ласточка Развивающая задача:  развивать умение действовать по сигналу.   Организация игры:  Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают: « Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!» Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Методические приемы: загадка:  «Гудит мохнатенький, летит за сладеньким» (пчела) Дополнительные рекомендации:  пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении. Материал:  маска ласточки.

Пчелки и ласточка

Развивающая задача:  развивать умение действовать по сигналу.

  Организация игры:  Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:

« Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!»

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает».

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Методические приемы:

загадка:  «Гудит мохнатенький, летит за сладеньким» (пчела)

Дополнительные рекомендации:  пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Материал:  маска ласточки.

Мяч по кругу Развивающая задача:  развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в бросании мяча с поворотом. Организация игры:  Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. по сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч. Методические приемы: загадка:  «Ростом мал, да удал, От меня ускакал. Хоть надут он всегда – С ним не скучно никогда» (мяч) Дополнительные рекомендации:  передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры. Материал:  мяч.

Мяч по кругу

Развивающая задача:  развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в бросании мяча с поворотом.

Организация игры:  Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. по сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Методические приемы:

загадка:  «Ростом мал, да удал,

От меня ускакал. Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда» (мяч)

Дополнительные рекомендации:  передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

Материал:  мяч.

Заяц без дома Развивающая задача:  развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу. Организация игры:  Выбирается двое водящих. Остальные играющие становятся парами лицом друг к другу и берутся за руки. Между парами становится третий - «зайчик». Один из водящих - «заяц», другой - «охотник». «Заяц» убегает от охотника. Спасаясь от преследования, он становится в середину пары, вытесняя находящегося там «зайчика». Место проведения:  спортивная площадка. Материал:  маски зайчиков, костюм охотника.

Заяц без дома

Развивающая задача:  развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу.

Организация игры:  Выбирается двое водящих. Остальные играющие становятся парами лицом друг к другу и берутся за руки. Между парами становится третий - «зайчик». Один из водящих - «заяц», другой - «охотник». «Заяц» убегает от охотника. Спасаясь от преследования, он становится в середину пары, вытесняя находящегося там «зайчика».

Место проведения:  спортивная площадка.

Материал:  маски зайчиков, костюм охотника.

Лисичка и курочка.   Развивающая задача: р азвивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге, в умении увертываться. Организация игры:  На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи, на противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков, то он снова водит. Методические приемы:  загадка: хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса) Дополнительные рекомендации:  курочки начинают бег от лисички только после сигнала петушка. Материал:  маска лисички и маски курочек

Лисичка и курочка.

 

Развивающая задача: р азвивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге, в умении увертываться.

Организация игры:  На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи, на противоположном – стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков, то он снова водит.

Методические приемы:  загадка: хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)

Дополнительные рекомендации:  курочки начинают бег от лисички только после сигнала петушка.

Материал:  маска лисички и маски курочек

Невод Развивающая задача:  развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу. Организация игры.  Выбираются двое водящих. Это - «рыбаки». Остальные игроки - «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят «рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные «рыбки» присоединяются к «рыбакам» и «невод» увеличивается. Ловля «рыбок» продолжается до тех пор, пока не останутся две-три не пойманные «рыбки». Методические приемы:  перед началом игры прочитать произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Место проведения:  спортивная площадка.  

Невод

Развивающая задача:  развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу.

Организация игры.  Выбираются двое водящих. Это - «рыбаки». Остальные игроки - «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят «рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные «рыбки» присоединяются к «рыбакам» и «невод» увеличивается. Ловля «рыбок» продолжается до тех пор, пока не останутся две-три не пойманные «рыбки».

Методические приемы:  перед началом игры прочитать произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Место проведения:  спортивная площадка.

 

Салки   Развивающая задача:  развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу. Организация игры:  Выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Тот, кого осалили, становится водящим. Но у этой игры есть несколько усложняющих ее правила вариантов. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Место проведения:  спортивная площадка.

Салки

 

Развивающая задача:  развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу.

Организация игры:  Выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Тот, кого осалили, становится водящим.

Но у этой игры есть несколько усложняющих ее правила вариантов. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.

Место проведения:  спортивная площадка.