Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Пласта
Картотека
Народных игр Урала
для детей среднего дошкольного возраста
Выполнила воспитатель высшей категории Юсупова О.В.
2022 год
У медведя во бору
Развивающая задача: развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе.
Организация игры : Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!»
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но медведь неожиданно бежит за игроками, и старается кого-нибудь поймать. Пойманный игрок становится медведем.
Методические приемы : использование музыкального сопровождения, которое соответствует характеру походки медведя. Дополнительные рекомендации : медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
Материал : маска медведя.
Стадо
Развивающая задача: развивать умение детей произносить стихи хором в одном темпе.
Организация игры: Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
«Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Методические приемы:
загадка: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан».
Дополнительные рекомендации: во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.
Материал: маска волка, рожок для пастушка.
Пчелки и ласточка
Развивающая задача: развивать умение действовать по сигналу.
Организация игры: Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:
« Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!»
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:
«Ласточка встанет, пчелку поймает».
С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Методические приемы:
загадка: «Гудит мохнатенький, летит за сладеньким» (пчела)
Дополнительные рекомендации: пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
Материал: маска ласточки.
Мяч по кругу
Развивающая задача: развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в бросании мяча с поворотом.
Организация игры: Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. по сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Методические приемы:
загадка: «Ростом мал, да удал,
От меня ускакал. Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда» (мяч)
Дополнительные рекомендации: передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
Материал: мяч.
Заяц без дома
Развивающая задача: развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу.
Организация игры: Выбирается двое водящих. Остальные играющие становятся парами лицом друг к другу и берутся за руки. Между парами становится третий - «зайчик». Один из водящих - «заяц», другой - «охотник». «Заяц» убегает от охотника. Спасаясь от преследования, он становится в середину пары, вытесняя находящегося там «зайчика».
Место проведения: спортивная площадка.
Материал: маски зайчиков, костюм охотника.
Лисичка и курочка.
Развивающая задача: р азвивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге, в умении увертываться.
Организация игры: На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи, на противоположном – стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков, то он снова водит.
Методические приемы: загадка: хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
Дополнительные рекомендации: курочки начинают бег от лисички только после сигнала петушка.
Материал: маска лисички и маски курочек
Невод
Развивающая задача: развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу.
Организация игры. Выбираются двое водящих. Это - «рыбаки». Остальные игроки - «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят «рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные «рыбки» присоединяются к «рыбакам» и «невод» увеличивается. Ловля «рыбок» продолжается до тех пор, пока не останутся две-три не пойманные «рыбки».
Методические приемы: перед началом игры прочитать произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Место проведения: спортивная площадка.
Салки
Развивающая задача: развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу.
Организация игры: Выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Тот, кого осалили, становится водящим.
Но у этой игры есть несколько усложняющих ее правила вариантов. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
Место проведения: спортивная площадка.