СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека опытов по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «…логика природы есть самая

доступная и полезная логика для детей».

К. Ушинский

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрениеэкологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах.

 

Просмотр содержимого документа
«Картотека опытов по экологии»

Картотека опытов по экологии.

Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

Задачи:

Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Развивать мелкую моторику и тактильною чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)

Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой

Продолжать учить любоваться красотой летней природы

Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)


п/п

Название опыта

Цель

Ход

Вывод

1

«Солнце высушивает предметы»

наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.

солнце нагревает предметы.

2

«Летающие семена»

познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы).

семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

3

«Буря»

доказать, что ветер – это движение воздуха

дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру. Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)

ветер – это движение воздуха.


4

«Какое значение имеет размер семян?»

показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.

всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.

5

«В почве есть воздух, в воде несть воздух»

закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.

взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.

6

«Воздух невидим»

познакомить со свойствами воздуха(не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования).

воспитатель предлагает взять (последовательно)ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

7

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая). Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).

изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

8

«Уличные тени»

показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

9

«Движение воздуха»

показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

10

«Таяние снега»

познакомить детей со свойствами снега.

Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

снег под действием температуры тает, превращается в воду.

11

«Прозрачность льда»

познакомить со свойствами льда.

:В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.

12

«Уличные тени от фонарного света»

показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.

13

«Определение чистоты снега»

учить определять чистоту снега.

Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.

14

«Зависимость состояния воды от температуры воздуха»

В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное).

15

«Замерзание воды»

развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.

Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.

16

«Свойства снега»

продолжить знакомство со свойствами снега.

В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял).

17

«Таяние и замерзание воды»

развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Двум детям (один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед: кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда в разной скорости таяния.

лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

18

«Зависимость состояния воды от температуры»

закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.

С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.

вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.

19

«Вода и снег»

закрепить знания о различных состояниях воды.

Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед.

рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.