Развивать мелкую моторику и тактильною чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
№ п/п | Название опыта | Цель | Ход | Вывод |
1 | «Солнце высушивает предметы» | наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. | повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах. | солнце нагревает предметы. |
2 | «Летающие семена» | познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. | Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы). | семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться. |
3 | «Буря» | доказать, что ветер – это движение воздуха | дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру. Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.) | ветер – это движение воздуха. |
4 | «Какое значение имеет размер семян?» | показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть. | Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке. | всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней. |
5 | «В почве есть воздух, в воде несть воздух» | закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух. | взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть. | мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков. |
6 | «Воздух невидим» | познакомить со свойствами воздуха(не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования). | воспитатель предлагает взять (последовательно)ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. | воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии. |
7 | «Состояние почвы в зависимости от температуры» | выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. | В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая). Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее). | изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы. |
8 | «Уличные тени» | показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. | Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.) | тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. |
9 | «Движение воздуха» | показать, что можно почувствовать движение воздуха. | Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали? | воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо. |
10 | «Таяние снега» | познакомить детей со свойствами снега. | Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. | снег под действием температуры тает, превращается в воду. |
11 | «Прозрачность льда» | познакомить со свойствами льда. | :В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы. | предметы видны через лед, потому что лед прозрачен. |
12 | «Уличные тени от фонарного света» | показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение. | Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.) | тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света. |
13 | «Определение чистоты снега» | учить определять чистоту снега. | Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода. |
14 | «Зависимость состояния воды от температуры воздуха» | В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное). |
15 | «Замерзание воды» | развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды. | Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее. |
16 | «Свойства снега» | продолжить знакомство со свойствами снега. | В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял). |
17 | «Таяние и замерзание воды» | развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. | Двум детям (один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед: кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда в разной скорости таяния. | лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод. |
18 | «Зависимость состояния воды от температуры» | закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха. | С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс. | вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое. |
19 | «Вода и снег» | закрепить знания о различных состояниях воды. | Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед. | рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним. |