Картотека по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений
«С водой и без воды»
Цель. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.
Содержание. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена – сухие и проращенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой.
«На свету и в темноте»
Цель. Подвести детей к выводу о необходимости света для растений.
Содержание. Два одинаковых растения поместить одно в тёмное, другое
«В тепле и в холоде»
Цель. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.
Содержание. Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в тёплое место, другое – в холодное.
«Вода – это хорошо или плохо?»
Цель. Формирование представлений о разной потребности растений во влаге.
Содержание. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.
«Растения теряют воду через испарение»
Цель. Формирование понятий о способе потери воды растениями.
Содержание. Поместить пакетик на лист и надёжно прикрепить его стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставить растение на 2-3 часа на солнце.
«Фабрика питания»
Цель. Формирование знаний о том, что растение может само себя обеспечить питанием.
Содержание. Поместить маленький горшочек с растением целиком в банку, и плотно закрыть крышкой. Поставить банку в светлое место.
«Выращивание растений из морковных верхушек»
Цель. Формирование знаний о том, что морковь можно вырастить из морковных верхушек.
Содержание. Посадить верхушки в песок срезами вниз.
«Лабиринт»
Цель. Формирование знаний о том, как растение ищет свет.
Содержание. Поместить проращённые клубни картофеля в коробку-лабиринт с отверстием для света.
«Что потом?»
Цель Формирование знаний о влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений.
Содержание. На части грядки не пропалывать и не прореживать растения.
Опыты с предметами неживой природы
«Песок и глина»
Цель. Формирование знаний о водопроницаемости песка и водонепроницаемости глины.
Содержание. Подготовить две банки: одну – с песком, другую – с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.
«Ветер в комнате» («Живая змейка»)
Цель. Формирование знаний о том, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.
Содержание. Подготовить бумажную змейку и свечу. Поднести змейку к свече, выяснить, почему змейка пришла в движение.
«Как увидеть воздух»
Цель. Опытным путём формировать знания детей о воздухе.
Содержание. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Что получается? Затем снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его чуть наклонив. Что появляется в воде?
«Какая бывает вода?»
Цель. Уточнение представлений о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.
Содержание. Предложить детям подсказки-схемы способов обследования и алгоритмы действия.
«Вода – растворитель. Очищение воды»
Цель. Выявление веществ, которые растворяются в воде; ознакомление со способом очистки воды – фильтрованием.
Содержание. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Затем пробуют отфильтровать воду с помощью марли, ваты, сетки.
«Вода и лёд»
Цель. Подведение детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.
Содержание. Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерите температуру воздуха.
«Снег и лёд превращаются в воду»
Цель. Подведение детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.
Содержание. Принести снег и лёд в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда.
«Путешествие Капельки»
Цель. Формирование знаний о круговороте воды в природе, объяснение причины выпадения осадков в виде дождя и снега.
Содержание. Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло и, подержав некоторое время, дети смотрят, что произошло со стеклом.