ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
«Поезд»
Материал. В более сложном варианте игры: два флажка – красный и зеленый; доска шириной 15 – 20 см.
Ход игры. Дети становятся друг за другом. Каждый ребенок изображает вагон, а впереди стоящий воспитатель – паровоз. Паровоз гудит, и поезд начинает двигаться – сначала медленно, потом быстрее. Приближаясь к станции (заранее отмеченное место), поезд замедляет ход, останавливается. Затем паровоз дает гудок, и движение возобновляется.
Комментарий к игре. Вначале роль паровоза исполняет воспитатель, в дальнейшем – один из ребят. Изображая поезд, каждый ребенок может свободно вращать руками, гудеть, говорить «чух, чух, чух…». Через некоторое время в игру можно ввести ряд добавлений. Например, кто-нибудь может быть семафором, ему даются два флажка – красный и зеленый: при поднятии красного флага поезд останавливается, при поднятии зеленого – продолжает движение. В дальнейшем в игру можно вносить следующие варианты: на поезде можно отправиться в лес, встать на «ремонт», поехать в город за игрушками и т.д. Игру можно закончить следующим образом: поезд прибыл с пассажирами в город, все отправляются в гости в «детский сад», где можно посидеть и отдохнуть.
«По ровненькой дорожке».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку. Все идут друг за другом, приговаривая:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По камешкам,
По камешкам, (Прыгают на двух ногах.)
По камешкам,
В яму – бух… (Присаживаются на корточки.)
Ух-у-ух! (Выпрямляются.)
Этот текст и соответствующие движения повторяются 2 раза. Затем дети произносят следующие слова:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке, (Идут один за другим, немного расслабив тело, будто устали.)
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом – (Бегут к стульчикам в противоположный конец и садятся.)
Там мы живем!
«Воробушки и автомобиль».
Ход игры. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, как летают воробьи, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжает автомобиль или, когда приближаются люди.
Напомнив детям их наблюдения, воспитатель предлагает поиграть в воробушков. Он очерчивает площадку, где воробушки могут летать и прыгать, - ставит по краям площадки скамеечки или стулья, говоря:
- Сюда полетят воробушки, когда приедет автомобиль. На дереве и на крыше воробьи не бояться, что их автомобиль раздавит. Они сидят и смотрят. Как уедет автомобиль – воробьи опять полетят искать зернышки и крошки.
Тут же воспитатель договаривается с детьми, что он будет автомобилем, показывает детям, как проедет и загудит автомобиль.
- Тихо на дворе, никого нет. Летите воробушки!
Дети выбегают на середину и изображают, как летают и прыгают воробьи. Вдруг раздается «гудок», и «автомобиль» проезжает по площадке. «Воробьи быстро бегут и усаживаются на скамеечках. Чтобы дать детям небольшую передышку, воспитатель несколько раз «проезжает» кругом по площадке и отходит в сторону. Дети снова бегут на середину. Так повторяется несколько раз.
Комментарии к игре. Чтобы дети не устали, можно внести в игру ряд спокойных действий – например, воробьи сидят, чистят перышки, чирикают и т.д.
«Лохматый пес».
Ход игры. Воспитатель изображает лохматого пса. Дети «живут» в одном доме (очерченный прямоугольник) или в разных домах (сидят на стульчиках).
«Лохматый пес» грызет косточку, потом садиться в свою конуру (на стульчик) и закрывает глаза.
Тогда дети, взявшись за руки и образовав одну цепочку, подкрадываются к нему, произнося следующие слова:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?
«Пес в это время не должен шевелиться, даже когда его легонько трогают, погладить можно лишь тогда, когда закончили говорить стишок.
Неожиданно для детей «пес» открывает глаза и лает, а малыши убегают и прячутся в своем доме, чтобы их не успел поймать «лохматый пес». Малыши опять выходят из своего дома, и игра начинается сначала.
«Догони мишку»
Ход игры. У воспитателя в руках мишка. Он подходит к детям, сидящих на скамеечке, и говорит:
- Сейчас мишка покажет, кто его будет ловить.
Обходит малышей и мишкиной лапой дотрагивается до 2-3 детей. Следует команда «ловите мишку», и воспитатель бежит с мишкой на руках, а выбранные дети его догоняют.
Побегав немного, воспитатель дает себя поймать. Поймавшие мишку берут его за лапки и ведут к детям. Мишка опять показывает кому догонять. Так по очереди мишку ловят все дети. Постепенно количество ловящих увеличивается, чтобы не приходилось долго ждать своей очереди.
Комментарии к игре. Догонять можно только тем, до кого дотронулся мишка. Те, кого мишка не выбрал, должны сидеть на скамеечке, дожидаясь своей очереди.
«Мячик»
Ход игры. Ребенок, изображая мяч, становится по центру. Остальные дети и воспитатель становятся вокруг него и приговаривают:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой…
Не угнаться за тобой…
После этих слов «мячик» убегает, а кто поймает первым, становится «мячиком» и идет в середину круга.
«Кто скорее добежит»
Материал. Флажок в качестве ориентира (на прогулке можно использовать дерево или куст).
Ход игры. Все малыши становятся в один ряд. Воспитатель показывает им на дерево или флажок, заметный всем и говорит:
- Кто скорее добежит до куста (флажка)?
Дети (вместе с воспитателем) 3 раза хлопают в ладоши и бегут. Затем они возвращаются, и игра повторяется, но место куда добежать, меняется.