СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека потешек для детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека предназначена для детей ранеего дошольного возраста.Это методический материал для воспитателей ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Картотека потешек для детей раннего возраста»







КАРТОТЕКА ПОТЕШЕК

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА





Османова Эльмаз Аметовна



КАРТОТЕКА ПОТЕШОК ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.

Потешки – это песенки или короткие стишки, которые сопутствуют игре с ребенком при помощи его пальчиков и ножек, головы и ручек. Они необходимы для полноценного и всестороннего развития малыша, именно поэтому потешки причисляются к элементам педагогической науки. Потешки не только знакомят детей с русским языком, его особенностями, мелодией. Они учат детей говорить первые слова, делать первые шаги.

 В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон.

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Фольклорные потешки способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого:

Ай, не плачь, не плачь, не плачь

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

 

Ах ты, моя деточка

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.

 

Бай, бай, бай, бай

Бай, бай, бай, бай,

Поскорее засыпай.

Иди, котик, на Торжок,

Купи, котик, пирожок —

Да сладенький,

Да румяненький.

Надо Оленьке отдать,

Оля съест и будет спать.


Бежала лесочком

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки,

Грибочки - груздочки

Для сына, для дочки.

 

Дождик, дождик, пуще

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

 

Заяц Егорка

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

— Я медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Не идет.
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает!

Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.

Сорока-белобока

Детишек скликала

Кашкой угощала.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А вот этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

Зачем воду не носил?


С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.


Использование потешек в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду.


Утреннее приветствие:

1.Здравствуйте, девочки,

Здравствуйте, мальчики,

Рады мы видеть вас

В детском садике.

2.Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки -

Очень рады солнышку.

3. Здравствуйте, друзья,

Здравствуйте, подружки.

Вас встречают весело

В садике игрушки.

4. Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет

А со светом к нам приходит

Дружба - солнечный привет!


Утренняя гимнастика


1.Малыши-крепыши,

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши,

Делают зарядку!

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!

Ноги шире.

2.Тянем поочерёдно ручки:

 Тяни холсты

 Холсты просты

 Тяни, тяни, потягивай,

 Поперёк, поперёк перекладывай.

3. Каждый день, что мы встречаем,

Мы с зарядки начинаем!

Дружные ребятки

Вышли на зарядку!

4.Большие ноги шагали по дороге…
  Большие ноги
  Шагали по дороге:
 ТОП, ТОП, ТОП!
 Маленькие ножки
 Бежали по дорожке:
 Топ-топ-топ-топ-топ!

Умываемся с потешкой


1. Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

2. Ай, лады, лады, лады
 Ай, лады, лады, лады,
 Не боимся мы воды.
 Часто умываемся,
 Детям улыбаемся.

3. Чистая водичка

Моет Вове личико,

Танечке — ладошки,

Пальчики — Антошке.

4. (вытирая малыша после купания)
Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!

5. Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку прямо на ладошку!

Будет мыло пениться.

Прием пищи

1.Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

2. Это - ложка,

 Это - чашка.

 В чашке - гречневая кашка.

 Ложка в чашке побывала -

 Кашки гречневой не стало!

3. Глубоко - не мелко,
 Корабли в тарелках.
 Луку головка,
 Красная морковка,
 Петрушка, картошка,
 Крупки немножко.
 Вот кораблик плывет,
 Заплывает прямо в рот!

4. Ну и каша! Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось. И мизинчик

Попробовал малость. Чуточку съели

Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!


Сон

1.Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже

2. Вот лежат в кроватке
 Розовые пятки.
 Чьи это пятки –
 Мягки да сладки?
 Прибегут гусятки,
 Ущипнут за пятки.
 Прячь скорей, не зевай,
 Одеяльцем накрывай!

3. Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.

Вас положим на подушки.

Полежите, полежите,

Отдохните и поспите.

4. Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.



Пробуждение после сна

1. Мы проснулись, потянулись

Вместе солнцу улыбнулись

Здравствуй солнышко - колоколнышко.

2. Глазки открываются,

 Глазки просыпаются,

 Потягушки - ножки,

 Потягушки - пяточки,

 Ручки и ладошки,

 Сладкие ребяточки!

 Дай - ка локоточек

 Мама поцелует!

 Славный мой сыночек!

 Как тебя люблю я!

3. Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягушки-потягушечки,

От носочков до макушечки!

Мы потянемся — потянемся, Маленькими не останемся!

Вот как, вот как мы растем, Растем!

Вот как ножками пойдем, Пойдем!

4. Солнышко, солнышко,

загляни в окошко.

Загляни в окошко,

разбуди….


Одеваемся

1.Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

2. Мы пойдем сейчас гулять,
Но не будем замерзать.
Чтобы нам теплее стало,
Завернемся в одеяло!

Ленточка яркая!
Одеяло жаркое!
Только глазоньки да нос!
На прогулку! На мороз!

3. Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки

4. Надеваем мы рубашку

И пойдем встречать Наташку!

Сколько пуговок у нас?

Посчитаем сей же час.

Есть кармашек у рубашки.

Посмотри, скорей, Наташка!

В нем лежит цветной платочек,

А на нем блестит цветочек.

Посмотри, Наташка!

Хороша рубашка!

Делаем массаж с потешкой

1. Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

 Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)

 Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)

 Из последнего вагона

 Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)

 Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)

 Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)

 Пришла лисичка, (гладим спинку)

 Хвостиком помахала.

 Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)

 Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием)

 Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

 Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)

 Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)

 Поставил стол, (изображаем стол кулаком)

 Стул, (стул — щепотью)

 Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)

 Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)

 Жене и дочке,

 Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)

 Шлю вам чулочки,

 Дзинь-точка.

 Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

 Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)

 Прочитал,

 Помял, разгладил,

 Сложил,

 Отправил. («кладем письмо» за шиворот)

2. Ребенок сидит на Ваших коленях, а Вы имитируете различный характер движения:

По ровненьким дорожкам,
По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам,
Да в ямку – бух!
Задавили сорок мух

3. (легко постукивая по подошвам)

 Токи, токи, тошки,

 Кую, кую ножки.

 Ножки у Дашуньки

 Едут по дорожке.

 Дорожка кривая,

 Ни конца, ни края,

 Грязь по колено,

 Лошадь охромела.

 Топ, топ, топ, топ -

 Приехали!

4. Массаж животика

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.

5. Хомка, хомка хомячок, (ножками двигаем)

Полосатенький бочок (проводим по бокам полосы)

Хомка раненько встает (подтягиваемся)

Щечки моет, шейку трет.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать (сжимаем кулачки, показываем силу)

6. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише, никто больше не шумит.

(Загибаем пальчики, поглаживая)

7. Потешка – зарядка для пальчиков

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.

Потешки при расчёсывании.

  1. Чешу, чешу волосоньки, 
    Расчесываю косоньки!
    Что мы делаем расческой? 
    Тане делаем прическу.

  2. Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

3. Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса:
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.

4. Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, Лера, слушайся.

Потешки на каждый день.

1. Сидит белка на тележке,
 Продаёт она орешки:
 Лисичке-сестричке,
 Воробью, синичке,
 Мишке толстопятому.
 Заиньке усатому.
 Кому в платок,
 Кому в зобок,
 Кому в лапочку.

2. Люли, люли, люленьки, 
Прилетели гуленьки, 
Стали гули говорить: 
«Чем нам Машеньку кормить?» 
Один скажет: «кашкою», 
Другой – «простоквашкою», 
Третий скажет – «молочком, 
И румяным пирожком».

3. Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка -
Прямо мишке в лоб!
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ.
(топаем ногой)

4. Ладушки, ладушки

Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки у нашей бабушки.

5. Мы ногами топ-топ-топ (топаем),

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
По дорожке мы шагаем (топаем),
И в ладошки ударяем (хлопаем),
Топ, топ, ножки топ!
Хлоп, хлоп, ручки хлоп!
Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)

Обозначаем части личика

Маленькая детка

Головушка – репка.

Носик – вопросик,

Щечки – колобочки,

Роток – говорок,

Зубок да зубок.

Глазик с глазком,

Бровки домком,

Ушко да ушко,

Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий

Эти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

1.От моей Оли уйдите боли,
На чисто поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

2. У лисы боли,У волка боли,
У моего сыночка
Боль на березку в лес улети!

3. У кошки болит,
У собаки болит,
У лошадки болит,
А у Ванюши не болит!

Потешки для успокаивания малыша

1. Не плачь, не плачь,
Куплю калач.

Не хныч, не ной,
Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

2. Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.

Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

1.Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!

2. Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

Для малоподвижных детей использую потешки, которые побуждают их двигаться, например:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Через потешки знакомим с природой, учим радоваться солнцу, дождю, радуге. познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге:

1.А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка - колоколнышка!

2. Дождик, дождик,

 Кап-кап-кап!

 Мокрые дорожки.

 Нам нельзя идти гулять -

 Мы промочим ножки.

3. Смотрит солнышко в окошко,

 Светит в нашу комнату.

 Мы захлопаем в ладошки -

 Очень рады солнышку.



В потешках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко - ведрышко обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят», «на небе появилась радуга-дуга...»), действуют животные (Кисонька-мурысынька, курочка-рябушечка, сорока - белобока и многие другие персонажи). Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы. Простота, мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом. Благодаря потешкам ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений, обогащается эмоциональная сфера, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста.
Выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, способствует развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Потешки стимулируют творческие проявления ребенка, будят фантазию. Обогащают личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.