СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека прогулок "ОСЕНЬ" (средняя группа.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека. Прогулки осень (средняя группа).

Просмотр содержимого документа
«Картотека прогулок "ОСЕНЬ" (средняя группа.)»

Карточка 1:


Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цель: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе

Ход наблюдения

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны-темны ночи.

Загадка.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я ... (осень).

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цель: развивать слуховое внимание; учить отчетливо про­износить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договари­вает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра- начинается иг Ре-ре-ре - стоит дом на го..

Ры-ры-ры- у мальчика ша.. Ри-рири - на ветках снеги..

Ро-ро-ро- у нас новое вед.. Ар-ар-ар - кипит наш само.

Ру-ру-ру-продолжаем мы иг.. Ры-ры-ры- детей много у го..



Трудовая деятельность: Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.

Цель: - приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра «Кот и мыши».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, действовать после сигнала.

Карточкака 2:


Наблюдение за солнцем

Цель: дать понятие о роли солнца в жизни животных и рас­тений; развивать познавательные интересы, устойчивое внима­ние, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Солнечный или пасмурный сегодня день? Какие места участка освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки? Назвать предме­ты, которые солнце освещает во время утренней прогулки:«Сейчас солнце освещает наш огород, окно младшей группы, песок, где мы играем и т. д.». Что произойдет с растениями, жи­вотными и людьми, если солнце не взойдет как-нибудь утром, будет все время ночь и холодно? (Рассуждения детей.)

Приметы: багровые зори - к ветру; солнце в туман садит­ся - к дождю.

Поговорки и пословицы: весна красна цветами - а осень снопами; весна красна, да холодна, осень дождлива, да сытна.

СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало - принялось за дело:

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за темным лесом село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди: у солнца сон - минуты,

Не шуми: весь день оно трудилось.

Ю. Марцикавичус

Индивидуальная работа «Смелые ребята».

Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость.


Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.


Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответствен­ность при выполнении поручений.


Подвижная игра «Самолеты».

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.



Карточка3:

Наблюдение за ветром

Цель: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

- Определите силу ветра, наблюдая за деревьями (слабый ветер колеблет ветки деревьев, сильный — свистит около домов, качает небольшие деревья, а самый сильный ветер качает боль­шие деревья, ломает ветки и сучья). В ветреную погоду предло­жите походить по ветру и против ветра. Когда было труднее ид­ти? Как можно назвать погоду, если сильный ветер?

Приметы: облака движутся против ветра - к похолоданию; направление ветра и движение облаков неодинаково - к дождю.

ВЕТЕР

С поля, с моря, с дальних гор, Тучи пыли поднимает.

Ветры к нам летят во двор. Ты глаза не засори,

Первый ветер вербу мнет, Отвернись и не смотри.

А второй березу гнет, Разлетимся, как ветры.

Третий ветер дуб ломает, Раз, два, три.

П. Воронъко

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду рассказывать историю, в вы должны заме­тить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на сан­ках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Мед­ведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...


Трудовая деятельность: Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.


Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать ра­дость от общения друг с другом.


Подвижная игра «Совушка».

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внима­тельно слушать.

Карточка 4:

Наблюдение за изменениями цвета листвы

Цель: расширять представления об осени как времени года; развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.

- Осенью созревают семена, расцвечиваются листья.

У всех деревьев листья окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного. Соберите листья для осеннего букета и гербария, выбирайте самые яркие, красивые и крупные листья. Осенью листья меняют свой цвет. Рассматривая листья и отбирая их для своего букета, что вы испытывали? Почему они вам нравятся? У всех ли деревьев листья одинаковые? Обратите внимание, что у сирени листья долго не опадают и остаются зелеными. У березы же наоборот листья начинают желтеть и опадать самыми первыми.

Какими стали растения осенью? Назовите знакомые деревья (осина, береза). Чем береза выделя­ется среди других деревьев? Подойдите к березе, погладьте ствол, посмотрите вверх на тоненькие ветки березки, покрытые желтеющими листочками. Найдите листья березы на земле. Рассмотрите их, сравните с другими листьями по цвету, величи­не, краям. Береза - одно из самых любимых и почитаемых де­ревьев россиян, оно является символом России. О ней слагались песни, стихи.

Поговорки и пословицы: осенью серенькое утро, крас­ненький денек; весна красна цветами, а осень пирогами.

Загадки.

Слетают с ветки золотые монетки. (Листья.)

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Вы меня узнаете по простой примете:

«Нет дерева белей на свете». (Береза.)

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Трудовая деятельность Уборка мусора на участке.

Цель: развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы
общей цели; воспитывать чувство ответственности.

Подвижная игра «К названному дереву беги». Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Карточка5:


Наблюдение за облаками

Цель: воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение.

- Что вы видите на небе? (Облака.) Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Посмотрите: облака неподвижны или движутся? Что делает ве­тер с облаками?

ОБЛАКА

Облака, облака - кучерявые бока,

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Легкие, воздушные, ветерку послушные.

С. Михалков

Загадка: Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плы­вут.(Облака.)

Что делают в больнице? Что можно делать на реке?


Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой.



Трудовая деятельность Подметание дорожек.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бе­гать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается ку­рятник. В курятнике на насесте (на скамейках) сидят «куры».На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место - двор. Один из играющих назначается«лисой», остальные - «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятники взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу»,не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «ку­ры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

Карточка 6:

Наблюдение за многообразием растений

Цель: закрепить знания о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона); учить отличать различные виды деревьев; продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходства между собой, характерные признаки.

- Обратите внимание, какими красивыми стали деревья. Рас­смотрите знакомое дерево (березу, рябину или другие). Какого цвета были листья на этом дереве летом? Какого цвета они стали ? Сравните деревья по форме кроны, ствола, цвету листьев. Потрогайте кору этих деревьев, какая у них структура, цвет. Опишите самое красивое, на ваш взгляд, растение.

Воспитатель предлагает детям пройтись вокруг здания детского сада и выяснить, что растет на территории. По дороге уточняет, где растут деревья, кустарники, просит детей назвать знакомые деревья, цветы, знакомит с названиями цветов в клумбах или напоминает их. Приметы: если с дерева лист не чисто упадет - будет холод­или зима; если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Поговорки и пословицы: холоден батюшка сентябрь да кормить горазд; в сентябре прохладно - да сытно.

ОСЕНЬ

Ходит осень по дорожке, Ходит осень, бродит осень,

Промочила в лужах ножки. Ветер с клена листья сбросил.

Льют дожди, и нет просвета. Под ногами коврик новый –

Затерялось где-то лето. Желто-розовый, кленовый.

В. Авдиенко


Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его но описанию..



Трудовая деятельность Уборка участка от опавших листьев.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижная игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.



Карточка 7:


Наблюдение за осенними листьями


Цель: показать многообразие красок золотой осени.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса.

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

Сидит — зеленеет,

Упадет — пожелтеет,

Лежит — почернеет.

Когда это бывает? (Осенью.)

Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество — хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадает, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и дру­гие красящие вещества — желтые. Только летом буйная зелень их заглушает, а когда зеленые вещества разрушаются, они выступают ярче. Листья желтеют. И даже не просто желтеют, а становятся багряными, потому что добавляется еще одно красящее вещество. Все это проис­ходит в природе осенью. Вот почему листья меняют свою окраску. Воспитатель задает детям вопросы. Почему желтеют листья? Какого цвета еще они могут быть? Что с ними произошло и почему?

Индивидуальная работа: «Пойми меня».

Цель: учить движениями тела создавать образ.



Трудовая деятельность: уборка территории.

Цель: воспитывать трудолюбие; учить помогать друг другу.

Подвижные игра «Попади в цель»

Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость; продолжать учить соблюдать правила игры.



Карточка 8:

Наблюдение за птицами

Цель: выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям).

Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать с детьми вывод:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

Наблюдение за повадками птиц

Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыль­ями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воро­ны живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлета- к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: учить бегать по кругу и останавливаться на сигнал.



Трудовая деятельность: Уборка с участка старых листьев, травы, под­метание дорожек.

Цель: формировать желание трудиться, умение выполнять основ­ные трудовые процессы.

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бе­гать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Карточка 9:


Наблюдение за дождем

Цель: расширять и углублять знания о явлениях природы; формировать умение видеть красоту в любом времени года.

Наблюдение за дождем из окон группы. Почему так потем­нело в группе? На улице стало пасмурно, неуютно, солнце спря­талось за тучи, поднялся ветер. Птицы спрятались в укрытия. Послушайте, как капли стучат по подоконнику и стекают со сте­кол. Какие изменения в погоде вы отметили? Скучная картина! Тучи без конца. Дождик так и льется, лужи у крыльца.

ДОЖДИК

Посмотрите, посмотрите,

Протянулись с неба нити.

Эта тоненькая нить Землю с небом хочет сшить.

Дождик, дождик, поспеши,

Нашу землю освежи!

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противопо­ложного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - ... (горький).

Летом листья зеленые, а осенью... (желтые).

Дорога широкая, а тропинка ... (узкая).

Трудовая деятельность Подметание дорожек.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра «Жмурки».

Цель: учить внимательно слушать текст.

Ход игры: Разговор с водящим:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне (деревянная посуда для замешивания текста).

Что в квашне?

Квас.

Лови мышей, а не нас! Игроки разбегаются, жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.


Прогулка 10:


Наблюдение за почвой

Цель: учить видеть зависимость состояние почвы от погоды.

Воспитатель. Посмотрите на землю в дождливую погоду: она стала темной, уплотненной, холодной, мокрой (определить это, нажав кончиками пальцев на поверхность). В дождь трава скользкая, мокрая, земля становится липкой.

Выйдя на улицу во 2-й половине дня, предложить детям потрогать почву рукой, сравнить ее с утренней и сказать, какая она. Показать, что почва состоит из разных частиц; глины, пес­ка, веточек, сухих травинок.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажи­мают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.


Поспевает брусника, Стаи птиц улетают

Стали дни холоднее. Прочь за синее море,

И от птичьего крика Все деревья блистают

В сердце только грустнее. В разноцветном уборе.

К. Бальмонт

Индивидуальная работа: «Добеги до флажка».

Цель: развивать быстроту бега.

Трудовая деятельность Расчистка дорожек от мусора.

Цель: учить работать лопаткой; воспитывать любовь к труду.

Подвижная игра «Удочка».

Цель: учить правильно подпрыгивать: оттолкнуться и по­добрать ноги.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре - воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспи­татель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.



Карточка11:

Наблюдение за одеждой людей

Цель: расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; установить связь между зимними условиями и приспособлением животных к ним.

Ход прогулки

– Обратите внимание на одежду людей. Назовите и опишите ее. Сравните с летней одеждой. Почему мы стали одеваться теплее, не ходим в гольфах? Почему осенью одежда людей меняется, с чем это связано? Проведите связь между одеждой людей и шкурой животных. (Животные приспосабливаются к холодному сезону – меняют шубки, человек меняет одежду.)

Опыт: снимите рукавички с одной руки и сравните ощущения с рукой в рукавичке. Где ощущения комфортнее? Сделайте вывод.

Загадки.

Я, как зонт, не промокаю,

От дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (Плащ.)

За ножку держу, под шляпкой иду.

Течет вода, а мне – не беда. (Зонт.)

Что за друг, без которого в холод не выйдешь? (Шапка.)

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Будь внимательным».


Цель: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.


Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.


Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответствен­ность при выполнении поручений.



Подвижные игры: «Веселый воробей»

Цель: формировать умение соблюдать правила игры; воспитывать самостоятельность.

Карточка 12:



Наблюдение за почвой в морозную погоду

Цель: продолжать знакомить с многообразием природных явлений; расширить речевой запас новыми словами: туман, иней, изморозь.

Ход прогулки

Выйдя на улицу, показать детям белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. Он красиво переливается на солнце всеми цветами радуги. От солнца он со временем тает. Снимите белый налет с листиков сирени, он холодный и от соприкосновения с теплой рукой тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Скоро почва покроется снегом.

Приметы: ива рано инеем покрылась – к долгой зиме; много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету.

Поговорки и пословицы: ноябрь на пегой кобыле едет: то снег, то грязь; ноябрь – поворот на зиму.

Индивидуальная работа: «Попади в корзину».

Цель: развивать меткость, глазомер .

Трудовая деятельность Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.

Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать ра­дость от общения друг с другом.

Подвижная игра Русская народная игра «Большой мяч».

Цель: развитие ловкости движений.

Ход игры: для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. игра повторяется.





Карточка 13:

Наблюдение за трудом дворника

Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного
запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отноше­ние к окружающей среде.

Ход наблюдения

Сентябрь засыпал все тропинки

Листвою желтой, как всегда.

И тоненькие паутинки

Развесил, словно провода.

Воспитатель задает детям вопросы. Какое время года на улице? По каким признакам вы это определили? Посмотрите, как много листьев на дорожках и полянах. А кто убирает эти листья? Чем работает дворник? Кому нужна его работа?


Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве и времен; чувство равновесия, ритмичность, глазомер.


Трудовая деятельность: Наведение порядка на участке.

Цель: организовывать коллективный труд; в индивидуальном порядке давать конкретные поручения; прививать чувство удовлетворения от результата труда; совершенствовать трудовые умения.


Подвижная игра «Листопад»

Цель: поддерживать совместные игры детей; развивать умение взаимодействия с партнерами по игре; поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания, полученные в ходе ознакомления с трудом дворника.



Карточка14:


Наблюдение за сорокой

Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на ее вопросы

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась — и в лес. (Сорока.)

Почему птицы, такие как сороки, вороны, не прилетают к кормушке?

Чем они сейчас питаются? Нужна ли наша помощь птицам в эту пору осени? Посмотрите на эту картинку. На ней нарисована сорока? Опишите ее внешний вид. Чем покрыты туловище и голова сороки?

Что помогает сороке перелетать с места на место? Сколько у нее лапок? Чем она питается в лесу? А почему про сороку говорят , что она постоянно трещит?


Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цель: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Трудовая деятельность Подметание дорожек.

Цель: воспитывать желание трудиться.


Подвижная игра

«Птички и дождик».

Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные сто­роны.


Карточка15:


Наблюдение за рябиной

Цель: познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на во­просы.

Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина.)

Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите. Какой формы листья? Какого они цвета? Как растут на ветке? Ягоды нужны только для красоты или еще для чего-то? Каковы они на вкус? Какого они цвета и формы?

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина*.

То ли это ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая,

Подшутить хотела?

Ирина Токмакова.

*Хина – кора хинного дерева, горькая на вкус; употребляется в медицине.


Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Трудовая деятельность Уборка с участка старых листьев, травы, под­метание дорожек.

Цель: формировать желание трудиться, умение выполнять основ­ные трудовые процессы.


Подвижная игра «Найди нас»

Цель: закреплять названия объектов на участке; учить ориентироваться в пространстве.


Карточка 16:


Наблюдение за первым снегом

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями; закреплять представление о последнем периоде осени.

Ход прогулки

Обсуждение выпавшего первого снега. Полюбуйтесь красотою этого явления! Когда выпадает первый снег, он идет очень тихо и обычно скоро кончается. Что такое снег? (Замерзшая вода.) Рассмотрите снежинки на темных варежках или рукавах, на что похожи, найдите одинаковые по внешнему виду.

Опыт: снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, посмотрите, что с ними станет. Вывод: снег тает от тепла руки. Снег – это замерзшая вода, но его нельзя брать в рот, несмотря на то, что он выглядит белым. Снег грязный, так как, летя по воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.

Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Н. Некрасов

Индивидуальная работа: Ходьба приставным шагом.

Цель: улучшать технику ходьбы приставным шагом.


Трудовая деятельность Подметание дорожек метлой.

Цель: приучать выполнять трудовые поручения.


Подвижная игра «Ловишки».

Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; развивать внимание, быстроту бега.














(средний возраст 4-5лет)