Название: «Скажи, какой?» Оборудование: - Дидактическая задача: формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами. Игровые правила: назвать признаки предмета и действия, относящиеся к нему. Игровые действия: — Узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный... еще какой? Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная)». — Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. — Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит). Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Чем вам понравилась вам игра? Что мы с вами делали? | Название: «Найди противоположное по смыслу слово» Оборудование: - Дидактическая задача: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова. Игровые правила: воспитатель называет словосочетание, делая паузы. Ребёнок должен подобрать противоположное по смыслу слово и сказать пропущенное слово. Игровые действия: Воспитатель: Сахар сладкий, а лимон … Луна видна ночью, а солнце … Огонь горячий, а лед … Тополь высокий, а шиповник … Река широкая, а ручей … Камень тяжелый, а пух … Редька горькая, а груша … Воспитатель. Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней как? (Темно.) Если сумка не тяжёлая, то какая? (Лёгкая.) Если нож не тупой, то он какой? (Острый.) Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?» Подведение итогов: - Ребята, вам понравилась игра? Что вам в ней понравилось? Что мы с вами делали? |
Название: «Какое слово заблудилось?» Оборудование: - Дидактическая задача: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Игровые правила: заменить слова подходящими по смыслу. Игровые действия: воспитатель читает стихотворение. Дети должны заменить смысловые несообразности и подобрать нужные слова. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползёт зелёный лук С длинными усами!.. Врач напомнил дяде Мите: — Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель перед сном. Жучка будку не доела: Неохота. Надоело. Забодал меня котёл, На него я очень зол! Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Чем вам понравилась вам игра? | Название: «Скажи другими словами» Оборудование: - Дидактическая задача: формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу. Игровые правила: подобрать синонимы к словам. Игровые действия: Воспитатель. У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный). Да, слова печальный, грустный - это слова, близкие по значению, слова-друзья. Послушайте, какое я назову предложение: дождь идёт (льёт) и мальчик идёт (шагает). Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идёт. Весна идёт - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Воспитатель даёт детям задание подобрать слова-друзья к следующим словосочетаниям: чистый воздух (свежий воздух), чистая вода (прозрачная вода), чистая посуда (вымытая посуда); самолёт сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течёт, струится), мальчик бежит (мчится, несётся). Как сказать одним словом: очень большой (громадный, огромный); очень маленький (малюсенький). Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Чем вам понравилась вам игра? |
Название: «Что бывает острым?» Оборудование: - Дидактическая задача: познакомить с различными значениями слова острый. Игровые правила: подобрать слова, подходящие по смыслу к слову «острый». Игровые действия: Воспитатель: «Назовите (нарисуйте) предметы, про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб), острая (пила, игла), острое (перо, стекло, копьё), острые (ножницы, иглы). Можно ли сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что ещё бывает острым? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»? Дети отвечают. Воспитатель: «Кто из вас остроумный?» Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Много значений у слова острый? Чем вам понравилась вам игра? | Название: «Кто знает другое слово?» Оборудование: - Дидактическая задача: учить подбирать синонимы к заданному слову. Игровые правила: подобрать синонимы к заданным словам. Игровые действия: Воспитатель: «Об одном и том же можно сказать разными словами по звучанию, но похожими по значению. Такие слова называют близкими по смыслу, например: работать – трудиться, метель – вьюга, буран, пурга, смешной – забавный, потешный, комичный, грустный – невесёлый, печальный, нерадостный, скучный, печальный. Я буду называть слово, а вы подбираете близкое по значению к нему: Красивый Добрый Плохой Высокий Тяжелый Вкусный Ароматный Холодный Темный Чудный Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Чем вам понравилась вам игра? Что нового вы узнали в ходе игры? |
Название: «Где я был?» Оборудование: - Дидактическая задача: формировать умение образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных. Игровые правила: поставить одушевленное существительное в форму винительного падежа множественного числа. Игровые действия: Воспитатель: «Знаете, кого я видела? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где я была?» Дети отвечают: «На море». Воспитатель: «А теперь вы загадайте мне загадки, расскажите кого вы видели. Только говорите о них во множественном числе, например, много волков и много бабочек. Главное в этой игре – не отгадывание, а загадывание. Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Много мест нашей планеты с их обитателями мы с вами знаем? Чем вам понравилась вам игра? Что вам больше всего запомнилось? | Название: «Пиф считает» Оборудование: собачка Пиф – кукла бибабо. Дидактическая задача: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Игровые правила: поставить существительное в форму родительного падежа множественного числа Игровые действия: Воспитатель: «Дети, к нам пришёл совершенно необыкновенный пёс. Как тебя зовут, пёс?» (говорит от имени пса). Пёс: «Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите у меня: «Пиф, сколько у тебя хвостов?» - и я отвечу. Воспитатель: «Пиф, сколько у тебя хвостов?» Пиф: «У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (Обращается к кому-нибудь из детей.) Ребёнок: «Пиф, а Пиф, сколько у тебя носов?» Пиф: «У меня один нос. А теперь спросите про уши.» Дети могут задать вопросы про брови, глаза, рот, щёки, лапы. Если форма образована неправильно, Пиф не отвечает на вопрос и ждёт до тех пор, пока ошибка не будет исправлена. Подведение итогов: - Ребята, вам понравилось играть с Пифом? Что мы делали вместе с Пифом? Пиф, тебе понравилось с нами играть? Скажем спасибо Пифу за увлекательную игру. До встречи, Пиф! |
Название: «Подбираем рифмы» Оборудование: предметные картинки – ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, два щенка, две синички. Дидактическая задача: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Игровые правила: поставить существительное в форму родительного падежа множественного числа. Игровые действия: воспитатель читает: Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я встретил двух свинок Без шляп и ботинок. Даю вам честное слово! - Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? Может быть, свинки носят чулки? Дети отвечают. - Мы с вами вместе тоже можем сочинить весёлые шутки про разных птиц, животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, буду показывать картинки. Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видали двух сорок Без … (ботинок) и … (чулок), И … (щенков) Без … (носков), И … (синичек) Без … (тапочек), и … (рукавичек). Даю вам честное слово! Подведение итогов: «Веселые шутки у нас получились!» | Название: «Три линейки» Оборудование: лесенка, имеющая три ступеньки, мелкие игрушки и предметы (или их изображения), обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрёшка, замок, трактор, кастрюля, юбка), поднос. Дидактическая задача: формировать умение ориентироваться на окончание слов при определении родовой принадлежности существительных. Игровые правила: нужно рассмотреть предметы на подносе и разложить их на лесенке так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят «один», на второй ступеньке предметы, про которые говорят «одна», на третьей ступеньке предметы, про которые говорят «одно». Игровые действия: воспитатель просит детей найти предметы, про которые говорят «один». Ребёнок выбирает предмет. Воспитатель: «Один совок – можно так сказать?» Ребёнок: «Можно.» Аналогичным образом раскладываются все предметы. Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Чем вам понравилась вам игра? Что нового вы узнали в ходе игры? |
Название: «Кузовок» Оборудование: корзина. Дидактическая задача: формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательные наименования, соотносить действия и производный глагол. Игровые правила: образовать уменьшительно – ласкательные наименования. Игровые действия: Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на – ок. Обмолвишься – отдашь залог. Дети по очереди называют слова с рифмой на – ок. - Я положу в кузовок клубок (замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т. д.). В конце игры разыгрываются залоги. - Чей залог вынется (из корзины), что тому делать? Дети назначают выкуп: побегать, попрыгать, посмеяться, поплясать, спеть и т. д. Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Чем вам понравилась вам игра? Что нового вы узнали в ходе игры? Что больше всего вам запомнилось? | Название: «Киоск открыток» Оборудование: Открытки с изображением спортсменов (хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, борцы, лучники, наездники и т.д.), медвежонок. Дидактическая задача: формировать умение соотносить наименование действий и названия спортивных специальностей. Игровые правила: назвать спортивную специальность по наименованию действия. Игровые действия: Воспитатель сообщает о том, что у медвежонка Миши сегодня день рождения. Дети могут поздравить его и сделать ему подарки. Медвежонок собирает открытки. В киоске открыток дети могут купить любую открытку. Надо только правильно назвать, кто на ней изображён и что он делает. - Кто хочет поздравить Мишку? Иди сюда, Света. Какую открытку ты выбрала? Кто на ней изображён? Что он делает? Ребёнок отвечает. - Пожалуйста, вот твоя покупка. Поздравляй медвежонка. После того, как все открытки куплены и подарены медвежонку, воспитатель с медвежонком загадывают загадки, изображая движение спортсменов. Дети называют разные варианты, пока не назовут слово правильно. Воспитатель при необходимости подсказывает начало слова или всё слово. Подведение итогов: - Ребята, медвежонок очень благодарен нам за открытки. Вы молодцы! Что нового вы узнали при подготовке открыток для Мишки? |
| Название: «Назови одним словом» Оборудование: - Дидактическая задача: формировать умение образовывать существительные способом основосложения. Игровые правила: образовать слово способом основосложения. Игровые действия: - Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (по аналогии: кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос, молоковоз, снегоочиститель, луноход, пароход, орденоносец, лесовоз, бетономешалка, птицефабрика, мореплаватель). Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Чем вам понравилась вам игра? Что нового вы узнали в ходе игры? |
Название: «Один начинает – другой продолжает» Оборудование: предметные картинки Дидактическая задача: формировать умение употреблять однородные определения. Игровые правила: составить предложение с однородными определениями о предмете, изображенном на картинке. Игровые действия: перед детьми последовательно ставят ряд предметных картинок, о которых нужно придумать любое предложение с несколькими Определениями (например, на столе лежит красное спелое яблоко: Я выбрала самое красивое, красное, спелое яблоко и т.д.) Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Чем вам понравилась вам игра? Что нового вы узнали в ходе игры? | Название: «Что мы видели?» Оборудование: предметные картинки разных видов однородных предметов (растения, игрушки, деньги, овощи, животные и др.). Дидактическая задача: формирование умения употреблять обобщающие слова перед однородными членами предложения. Игровые правила: составить предложение с обобщающим словом. Игровые действия: перед детьми последовательно ставят ряд предметных картинок, о которых нужно придумать любое предложение с обобщающими словами перед однородными членами предложения (например, мы видели много фруктов: яблок, груш, апельсинов. Тётя купила много разных подарков: орехов, печенья, конфет.) Подведение итогов: - Ребята, в какую игру мы с вами поиграли? Что мы с вами делали? Чем вам понравилась вам игра? Что нового вы узнали в ходе игры? |
| Название: «Размытое письмо» Оборудование: игрушечный мишка Дидактическая задача: формировать умение составлять распространенные предложения. Игровые правила: вставить пропущенные слова. Игровые действия: Воспитатель: - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … там было так глубоко, что… пришли охотники и … теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин». Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения. Подведение итогов: - Ребята, медвежонок передал вам огромное спасибо за помощь в расшифровке письма. Оно сказал, что вы молодцы и умники! |