| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
КАРТОТЕКА С КОМПЛЕКСОМ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
по УД ОП.01 Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛОДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ГРУППЫ Ш-31
Мигалева Виолетта Николаевна
Преподаватель: Великановская Людмила Анатольевна
Содержание
1. Задания для детей с сенсорными нарушениями…………3
2. Задания для детей с интеллектуальными нарушениями...6
3. Задания для детей с нарушениями речи………………….9
4. Задания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………………12
5. Задания для детей с комплексными дефектами развития……………………………………………….……...16
6. Задания для детей с искаженным развитием……………19
Задания для детей с сенсорными нарушениями
Настройка на ритм (слух)
Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы - копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:
деревянные ложки
сковородки и кастрюли
пластиковые бутылки
ручки и фломастеры
Зрительная гимнастика
Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер.
Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2–3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут).
Отражение (зрение)
Это - парное упражнение. Ведущий и ведомый смотрят друг на друга, ведущий задает жесты, а ведомый должен их повторять как можно точнее и быстрее. Для ребят постарше упражнение можно усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.
Задания для детей с интеллектуальными нарушениями
«Чудесное превращение слов»
Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.
Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом. (сом) | Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами. |
Врач напомнил дяде Мите: - Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель перед сном. (капель) | На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. (лес) Забодал меня котел, (козел) На него я очень зол! |
«Ладушки»
Взрослый формирует положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивает ощущения собственных движений. Он хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям:
Ладушки - ладушки, Ладушки - ладошечки,
Где были? У бабушки! Звонкие хлопошечки
Хлоп - хлоп!
«Собери картинку»
На листе бумаги нарисован контур животного - кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.
Вместе с ребенком рассмотрите рисунок:
Кто это?
Где головка (туловище, хвостик, лапки)?
Покажи.
Покажите ребенку, как накладываются картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. На готовой работе вы можете дорисовать мелкие детали (усы, глаза, уши).
Задания для детей с нарушениями речи
«Тик – так – тук»
Ведущий говорит, обращаясь к детям: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова "Тик – так - тук". Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: «Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: «Тик». На два свистка вторая команда скажет: «Так». «Тук» - скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.
«Ах, как пахнет!»
(речевое дыхание)
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!
Подарок (мимика)
Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации:
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.
Задания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Комплекс упражнений 1
(создание и укрепление "мышечного корсета")
И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.
И. п. - лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.
И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.
Комплекс упражнений 2
(формирование и закрепление навыка правильной осанки)
Исходное положение (далее - и. п.) - стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пяток должны касаться стены.
И. п. - стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.
И. п. - стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.
И. п. - стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.
И. п. - стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.
И. п. - сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную
осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.
И. п. - сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.
И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
И. п. - стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.
«Игры в слова»
Играющие становятся по кругу. В центре его - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.
Задания для детей с комплексными дефектами развития
«Не задеть препятствие»
Из четырех стульев сделать ворота, а размер прохода должен равняться 0,5 метра. Ребята должны преодолеть препятствие так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала малыши играют с открытыми глазами, а затем – с закрытыми. Подходит для больных 5-14 лет. Чем больше возраст, тем уже должен быть проход. Игра учит концентрации внимания.
«Мяч»
Больших размеров мячи помогают развить навыки балансировки и ориентирования, а мяч маленького размера удобно катать, бросать, толкать и т.д.
1. Поставьте малыша спиной к мячу, так, чтобы ноги опирались на мяч, усадите его по центру, откатите назад. Это помогает развить равновесие.
2. Возьмите мяч, соответствующий росту ребенка, положите малыша на живот, прямые руки вытянуть вперед. Толкните мяч вперед, держа ребенка на бедра – так вы вызовите реакцию полного разгибания.
3. Покачивая мяч с лежащим на нем ребенком, добивайтесь снижения мышечного тонуса.
«Доска»
Используется для развития укрепления мышц туловища, координации рука-глаз и эквилибристической реакции.
1. Залезть и слезть с доски с различных сторон.
2. Посадить ребенка по-турецки, раскачивайте доску. Ребенок пытается удержать равновесие.
3. Сидя на доске, ребенок имитирует плавание.
4. Сидя на корточках, качает головой из стороны в сторону, потом фиксирует взгляд на предмете.
5. Стоя или сидя, медленно покачиваться взад-вперед. Желательно включить музыку.
Работая с телом, можно добиться нормализации поз и положения конечностей, снижения мышечного тонуса, уменьшения или даже преодоления насильственных движений. Постепенно малыш учится правильно ощущать свои движения, положение частей тела, а это самый мощный стимул для совершенствования двигательных навыков.
Задания для детей с искаженным развитием
Игра «Поводырь»
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Найди место для игрушки»
Ход игры: педагог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование. В более простом варианте хорошо использовать игрушку «Логический куб», а можно попросить сложить все синие предметы в синюю коробку.
«Ручки»
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком.