СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАРТОТЕКА "Сенсорные игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ - игры помогающие разнообразить чувственные ощущения ребенка.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - это неврологический процесс в ходе которого человек принимает, различает и организует ощущения, поступающие через различные сенсорные системы.

Просмотр содержимого документа
«КАРТОТЕКА "Сенсорные игры"»

С енсорные игры для развития ребёнка

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ – игры, помогающие разнообразить чувственные ощущения ребенка.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - это

неврологический процесс, в ходе которого человек принимает, различает и организует ощущения, поступающие через различные сенсорные системы.

Сенсорные системы:

  • Ощущения, поступающие от внешнего мира: слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.

  • Ощущения, говорящие нам о положении тела в пространстве и о его движениях: вестибулярные, проприоцептивные.

  • Ощущения, говорящие нам о то, что происходит внутри тела: интероцептивные.

Пирамида обучения

И гры для улучшения проприоцептивной интеграции

    • Игры на уличных игровых комплексах

      • Подниматься на горку, лазить по лестнице

      • Спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через препятствия

      • Качать братьев и сестер на качелях

      • Подниматься по лестнице с утяжеленным рюкзаком (вес не более 25% от веса тела)

      • Повисать на перекладинах

      • Скалодром

    • Активный отдых на природе

    • Игры с балансированием

    • Полосы препятствий (на улице и дома)

    • Крепкие объятия и сжимания

    • По инициативе ребёнка приветствуется тормошение и возня. Можно толкаться, щекотать, ловить, кататься

    • Подушечные бои, бои поролоновых мечах

    • Гонка в картонных коробках

    • Один ребенок в коробке, а другой тянет или толкает его по коридору. Можно катать мягкие игрушки.

Короткие тренировки:

10 раз толкнуть стену

10 отжиманий от пола

10 рукопожатий10-секундная поза Супермена

    • Йога для детей

  • Прогулки с животными

Прогулка с медведем – Ноги слегка согнуты в коленях, руки прямые. Движемся, опираясь на руки и ступни, как большой медведь.

Прыжок кенгуру – Прижать руки к груди и сильно согнуть ноги в коленях, прыгать как можно выше, вперед и назад через комнату.

Змея ползет – Лечь плашмя на пол, руки прямые и прижаты к бокам, ноги прямые и плотно прижаты друг к другу. Чтобы скользить по полу необходимо двигать плечами и бедрами взад-вперед.

Крабовая походка – Лечь на спину, приподняться на руках и ногах и двигаться по комнате, переставляя руки и ноги (в одну сторону – головой вперед, в другую сторону – ногами вперед).

Прыжок лягушки – Присесть на корточки, согнув колени и упершись руками в пол между ног, передвигаться вперед прыжками.

Игры для улучшения вестибулярной интеграции

  • Езда на велосипеде, самокате, скейтборде, роликах, коньках

  • Аттракционы и карусели

  • Игры с раскачиванием (качели, покрывало, гамак)

  • Раскачивание вперед-назад, вправо-влево, в разных позах (сидя, стоя, на коленях, на одном колене, на четвереньках)

  • Игры с вращением

  • Карусели – Дети кружатся, взявшись за руки. Сначала с ускорением, затем с замедлением до полной остановки.

  • Мельница –  дети, расставив руки в стороны, кружатся на месте. По окончании слов нужно остановиться, встать на одну ногу и замереть. Тот, кто встанет на две ноги, выбывает из игры.

Карусели 

«Еле-еле, еле-еле…

Закружились карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра».


Мельница 

«Мели, мели, мельница.

Жерновочки вертятся.

Мели, мукой засыпай

И в мешочки набивай».


  • Прыжки на батуте, упражнения на фитболе

  • Спортивные занятия: тренировки в бассейне, бадминтон, теннис, дартс


  • Занятия с обручем, скакалкой, игра в резиночки

  • Игры с мячом на балансире

  • Ребенок перекладывает мяч из одной руки в другую

  • Кидаем ребенку мячи разного размера, а он их должен поймать

  • Принимать мяч одной рукой или двумя, кидать и ловить одновременно

  • Подкидывать мячик вверх двумя руками

  • Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой

  • Подбрасывать мячик вверх и ловить его, захватывая сверху

  • Передать мяч друг другу с отбиванием его об пол («Съедобное-несъедобное», «Я знаю пять…»)

  • Отбивать мяч, левой, правой, двумя руками

  • Попасть мячом в корзину

  • Попасть мячом в мишень

  • Ф изические упражнения

- Занятия на шведской стенке

- Кувырки

- Колесо

- Джампинг Джек (Прыгающий Джек)

- Наклоны головы (можно играть в «Да-Нет»)

- Махи руками

- Повороты корпуса

- Приседания

- Наклоны вперед и в сторону

- Бег на месте

  • Полоса препятствий

На расстоянии раскладываются подушки, мягкие модули, стулья, игрушки. Ребёнку предстоит обходить, перешагивать, перелезать преграды. Обходить препятствия можно сначала прямо, затем боком, приставными шагами. Вокруг предметов можно бегать)

  • Ходьба по линии

Ребёнку нужно пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Можно чертить линию на асфальте, положить веревочку, наклеить моторную дорожку из скотча. Обращаем внимание ребенка на то, что ступня полностью должна располагаться на линии или в отделении моторной дорожки.

Во время прогулок на улице детям нравится ходить по бордюру.

Более сложный вариант упражнения - ходьба по скамеечке, гимнастическому бревну.

  • Переступи через веревочку

Чертим линию на асфальте или кладем веревочку. Ребенок идет, перекрещивая ноги, располагая их с разных сторон линии.

  • Между двух берегов

Две скакалки или веревочки кладем рядом друг с другом, начиная с расстояния 50 см и постепенно, уменьшая расстояние до 10 см. Ребенок должен пройти между линиями, не наступая на края.

  • Ходьба на руках («тачка»)

Предлагаем ребенку пройтись вниз головой. Удерживая ребёнка за ноги, помогаем ему сделать несколько шагов на руках. Постепенно задания усложняются. Увеличивается заданное расстояние. Можно предложить ребенку приподнимать одной рукой разложенные предметы, проходить между ними. Упражнение не должно быть затянутым.

  • Классики

Асфальт размечается нумерованными клетками, указывающими, куда наступать, прыгая. Меловые линии – запрет. Можно толкать носком камешек-битку. Прыжки чередуются – на одной ноге и на обеих. Усложненный вариант – прыжки, закрыв глаза.

  • П етушиные бои

Два игрока - "петухи"- стоят внутри нарисованного мелом круга. Они складывают руки на груди. Прыгая на одной ноге, нужно вытолкнуть противника за линию без помощи рук.

  • Море волнуется

Дети изображают морские волны, свободно двигаются по комнате. Ведущий произносит: «Море волнуется, раз! Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, на месте замри!». По команде «замри» дети замирают. Неподвижность сохраняется до прикосновения ведущего.

  • Повторяй за мной

Дети повторяют движения ведущего (прыгать, вращать руками, бегать на месте, выполнять глубокие приседания, похлопывать себя по голове, прикасаться к пальцам на ногах и т.д.) Внезапно ведущий замирает в неожиданной позе. Другие игроки – тоже. Двигаться можно после команды (обычно считают до 10). Проигрывает тот, кто изменил положение раньше, он становится ведущим.

  • Заморозка

Игра проводится, как вариант салочек. Ведущий ловит остальных игроков. Дотронувшись до убегающего, он его «замораживает» – заставляет замереть. Нужно сохранять неподвижность, пока не «заморозят» следующего.

  • Замри

Дети танцуют в течение 1,5 минут. Внезапно музыка выключается и дети замирают. Когда снова заиграет музыка, дети продолжают танцевать.

  • Жмурки

Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Взрослый подает сигналы (например, с помощью колокольчика), показывая направление движения.

  • Футбол бумажным пакетом

Надутый бумажный пакет нужно пинать так, чтобы он не порвался, регулируя силу удара.

И гры для улучшения тактильной интеграции

  • Игры с массажным мячом

  • Можно делать массаж шишками, грецкими орехами

  • Тактильные дорожки и прогулки босиком по песку, траве, камушкам

  • Тактильные панно

  • Кожа, мех, шерсть, перья

  • Тактильные мешочки

  • Можно наполнить крупами, макаронами, скрепками, косточками, бусинами, пуговицами

  • Игра «Волшебный мешочек»

  • Положите в мешочек знакомые ребёнку предметы и предложите узнать их на ощупь (карандаш, ключ, матрёшка, заколка для волос и т.д.)

  • Угадай текстуру, свойство, форму, размер

  • Положите несколько предметов в коробку и предложите ребёнку на ощупь определить стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный, бумажный и т.п. предмет

  • Предложите ребёнку найти в коробке на ощупь парные предметы: короткую и длинную палочку, толстую и тонкую палочку, большую и маленькую пуговицу, узкую и широкую ленту, тяжелый и лёгкий предмет, гладкий и шершавый предмет и т.д.

  • Предложите ребёнку определить текстуру, расположив на предмете все пять пальцев, при этом не ощупывая его (вата, мех, ткань, бумага, металл, пластик)

  • Покажите ребенку кукол в шелковом, шерстяном, хлопковом платочках. Предложите найти платочек для каждой куклы на ощупь.

      • Предложите ребёнку собрать пирамидку или матрешку с закрытыми глазами

  • Рисование пальчиками, рисование на песке, на муке, манке, гречке

  • Создание поделок из природных материалов, круп

  • Игры с различными фактурами

      • Разные виды пластилина (сплющивание, раскатывание шариков, колбасок разных размеров, разделение с помощью стека, лепка пирожков, надавливание и размазывание по картону – «пластилиновые картины», наклеивание пайеток, перьев и т.д.)

      • Тесто для лепки

      • Солёное тесто

      • Глина

      • Воск

      • Кинетический песок

      • Слайм

      • Крем

      • Пена для бритья (пенка-мусс для игр и купания)

      • Пальчиковые краски

      • С месь воды с песком, мукой и т.д.

  • Игры с сенсорными коробками

М ожно делать тематическими, наполнять природными материалами, игрушками

  • Игры с водой

Переливание с использованием емкостей разной вместимости, воронок, ложек, игра с намоканием и отжимание пористых губок, разбрызгивание воды, «стрельба» водой по мишеням, изменение свойств воды, игры с легкими и тяжелыми предметами, игры с пеной, декорирование «дна» и «берегов»

  • Игры со льдом

Замораживание сока, замораживание игрушек и природных объектов в формах для льда, окрашивание льда, размораживание льда различными способами, разбивание подтаявших ледяных форм

  • Пальчиковая гимнастика

  • Рисование на спине (на руке)

  • Попросите ребенка закрыть глаза или, если это необходимо, завяжите ему глаза. С помощью ластика на конце карандаша начертите на тыльной стороне ладони какую-либо фигуру (линию, круг, крест, квадрат). Попросите его назвать эту фигуру. Если ребенок знает печатные буквы или цифры, используйте их вместо геометрических фигур.

  • Игра «Ласковые лапки»

Прикасайтесь к тыльной стороне руки ребёнка перышком, камушком, меховым помпоном, зубной щеткой и попросите угадать, чем прикоснулись

  • Игра «Поймай игрушку» и «Найди шарик»

Мягкой игрушкой прикасайтесь к различным частям тела ребёнка. Пусть ребёнок назовёт часть тела, куда прикоснулась игрушка.

Спрячьте помпон или ватный шарик у ребёнка под одеждой и попросите ребенка найти его.

Игры для улучшения мелкой моторики

  • Рисование с помощью ватных палочек, конструирование и поделки из ватных палочек

  • Поделки с использованием зубочисток

  • Эстафета с ватным шариком (каждый игрок с помощью пинцета передает 10 ватных шариков следующему игроку)

  • Украшение картонных шаблонов букв и цифр

  • Создание украшений из бусин, макарон, коктейльных трубочек

  • Создание поделок с использованием фигурного дырокола, игровых наборов с тестом для лепки (паста-машина и т.п.)

  • Игры с пипетками

  • Игры с бельевыми прищепками

Игры для улучшения визуальной интеграции

  • П рогулка в темноте со свечой (рисование узоров дымом), прогулки с фонариком, цветные светильники и гирлянды

  • Игры с солнечным зайчиком

  • Игры с тенями

      • У гадай животных

      • Т еатр теней

  • Калейдоскоп

  • Рассматривание предметов через цветные стеклышки, игры с наложением цветных стеклышек

  • Рисование песком на световом столе

  • Игры с красками

      • Рисование

      • Смешивание цветов

      • Рисование на воде (эбру)

  • Игра в прятки

      • Спрячьте предмет дома или на улице так, чтобы он был заметен. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть всё вокруг, чтобы найти его.

  • Рассматривание картинок, где нужно отыскать небольшие элементы

  • Сенсорные бутылочки, сенсорные пакеты, бутылочки «Я-шпион»

Б утылочка «Я-шпион» (I-spy)







Сенсорные пакеты

С енсорный пакет «Раскопки динозавров»













  • Сортировка, «Найди лишнее»

- по цветам

- по формам

- по размерам

  • Досочки Сегена (найди заплатку)

      • Размещение недостающих фигур на монохромном фоне.

  • Конструирование (по плану, по памяти)

      • Л его и другие конструкторы

      • Танграм

      • Квадраты Никитина

      • Разрезные картинки

  • Плетение

  • Игры на понимание пространства и положения в пространстве

Игры для улучшения слуховой интеграции

  • «Угадай животное», «Угадай мелодию»

      • Ребёнок слушает аудиозапись «голосов» животных и угадывает их

      • Ребёнок слушает музыкальные фрагменты и угадывает песни

  • Звуковое лото

  • Прослушивание музыки, звуков природы, релаксаций

  • Повторение звуковых паттернов

      • Можно хлопать, свистеть, отбивать, напевать ритмы, которые ребенок должен повторить

  • Угадай, что звучит

      • Издавайте отдельные звуки или последовательности звуков с помощью набора инструментов. Ребенок угадывает, что звучало.

Предложите ребенку определить знакомые звуки окружающего мира (тиканье часов, перелистывание страниц книги, шуршание пакета, размешивание ложкой в чашке, шум потока воды из крана.

  • Игра в рифмы

  • 100 секунд тишины

      • Предложите ребенку закрыть глаза, услышать и назвать как можно больше звуков, которые его окружают здесь и сейчас

  • Шумовые коробочки

      • Наполните одинаковые коробочки (например капсулы от шоколадных яиц) различными наполнителями (фасоль, гречка, манка). Предложите ребенку найти пары одинаковых коробочек, самую громкую коробочку, самую тихую коробочку.

  • Игры на распознавание

      • Предложите ребенку закрыть глаза и охарактеризовать источник звука: справа или слева, далеко или близко, высокий или низкий, тихий или громки и т.д.

Игры для улучшения обонятельного и вкусового восприятия

  • Занятия с использованием натуральных продуктов (кусочки овощей, фруктов, орехи, драже)

  • Занятия с цветами и другими душистыми растениями

  • Мешочки с ароматными травами, специями

  • Контейнеры с изолированными запахами лекарственного (йод) или химического происхождения (клей).

Игры для улучшения вкусового восприятия

  • Баночки с сюрпризом

В непрозрачных баночках находятся пахучие вещества и предметы (долька лимона, долька чеснока, ватный диск с каплями йода, зубная паста и т.д.). Покажите ребенку, как осторожно нюхать запах в баночке. Затем дайте задание, например, а) разделить съедобное и несъедобное, б) найти лекарство, чтобы вылечить куклу.

  • Съедобное - несъедобное

Перед ребенком выкладываются вперемешку яблоко, конфета, кусочек хлеба, пуговица, игрушечная еда, фрукты и овощи. Нужно разделить предметы на две группы.

  • Узнай на вкус

- Ребёнок с закрытыми глазами пробует кусочек знакомого продукта (яблоко, огурец, сыр, мандарин), угадывает его и показывает изображение на карточке.

- Ребёнок угадывает напиток, расположенный за ширмой, пробуя его через трубочку (сок, молоко, вода, чай, кефир).

Игры для улучшения обонятельного восприятия

  • Понюхай и иди искать

Распылите на моющийся предмет, например, чистое полотенце, сильный аромат (хорошо подойдут духи или комнатный дезодорант). Пока ваш ребенок считает до 20 с закрытыми глазами, спрячьте предмет в комнате — и посмотрите, сколько времени ему потребуется, чтобы найти его, ориентируясь по запаху. 

  • Тест на вкус вслепую

Чтобы подчеркнуть, что ваше обоняние тесно связано с вашим вкусом, попробуйте провести мини-научный эксперимент. Завяжите ребенку глаза, попросите его заткнуть нос, затем проверьте, сможет ли он почувствовать разницу между продуктами с похожей текстурой. Например, апельсиновую газировку против лимонада, банановый йогурт против клубничного, красный леденец против зеленого. Следите за его догадками по ходу дела. Затем попросите его попробовать определить вкусы, просто понюхав их. Что было проще? Он больше угадывал по вкусу или по запаху? Как наша способность обонять вещи влияет на нашу способность пробовать их на вкус? Вывод: без обоняния все было бы практически одинаковым на вкус — одна из причин, по которой есть невесело, когда у тебя заложен нос.

  • Альбом с запахами

Расскажите ребёнку, что запахи могут вызывать у нас воспоминания, например, булочки с корицей заставляют вас вспомнить о своей бабушке. Предложите ребенку создать альбом для вырезок с запахами, которые напоминают ему о счастливых временах и любимых людях. Используйте небольшой блокнот, чтобы создать свой собственный альбом для вырезок, брызгая эфирным маслом, приклеивая кусочки специй или прикрепляя пластиковые пакеты с мелкими кусочками предмета (например, уголек из костра). После тяжелого дня вдыхание любимых запахов может улучшить настроение вашего ребенка.

  • Мемори с запахами

Создайте карточную игру в стиле мемори, которая опирается на обоняние вашего ребенка. Нанесите тонкий слой клея ПВА на небольшие картонные карточки. Пока клей не высох, посыпьте его измельченной зеленью или специями (например, корица, орегано, кориандр). Каждая пряность должна быть на двух карточках, всего не менее двенадцати карточек. Перетасуйте карточки и положите их вверх ногами, а затем попросите ребенка найти совпадения. Хотя внешний вид может подсказать, обязательно понюхайте каждую карточку.

  • Пёс – острый нос

Расскажите ребёнку, почему у собак такое острое обоняние. Количество обонятельных рецепторов - клеток, которые распознают запахи, — во много раз больше, чем у людей. Чтобы проверить, насколько острый нюхи у ваших маленьких ищеек, наполните несколько маленьких баночек с крышками различными сильными ароматами — ватным тампоном, смоченным духами, 1/4 стакана уксуса, немного ванили и так далее. Когда дети будут стоять примерно в 4,5 м от вас, снимите крышку с банки и посмотрите, кто первым распознает запах. Поэкспериментируйте с условиями игры, разбавив уксус, отодвинув детей подальше или проведя эксперимент на улице, это может дать разные результаты и привести к интересной дискуссии. Пусть победит лучшая ищейка.




Подготовила

Гостевских Л.А., тьютор

МАДОУ «Детский сад № 7»


























Рекомендации для родителей

  • Используйте пластиковый коврик или плёнку, чтобы упростить уборку после игр. 

  • Используйте фартуки и нарукавники, чтобы приучать детей к аккуратности.

  • Держите под рукой салфетки.

  • По возможности проводите «грязные» сенсорные игры на улице.

  • Ограничьте активность в какой-то одной области.

  • Приобретите герметичные контейнеры для хранения материалов, чтобы сохранить их для многоразового использования.

  • Храните материалы для сенсорных игр в недоступном для детей месте.

  • Обеспечьте присутствие взрослого при игре с мелкими игрушками и деталями в целях безопасности.

Признаки сенсорных нарушений

  • Мне трудно сосредоточиться, сконцентрироваться на чем-то

  • Я чувствителен к яркому свету

  • У меня трудности с мелкой моторикой, мне трудно писать, резать ножницами

  • Я испытываю трудности с пониманием инструкций на слух

  • Я тяну в рот несъедобные вещи, волосы, одежду

  • Мне нравится нюхать людей, продукты, предметы

  • Мне трудно одеваться самостоятельно

  • Я испытываю трудности с балансом, не могу научиться кататься на велосипеде

  • Я надеваю носки просто так и не люблю ходить босиком

  • Я часто хожу на цыпочках

  • Меня укачивает, я боюсь высоты

  • Я неловок, часто спотыкаюсь

  • Мне не нравится, когда меня обнимают, щекочут

  • Мне доставляют дискомфорт ярлыки, бирки, швы на одежде

  • Я очень избирателен в еде, мне не нравятся новые продукты и определенные консистенции

  • У меня повышенная чувствительность к громким звукам, меня пугает пылесос

  • Я необычно реагирую на боль и на прикосновения

  • Мне не нравится мыть, расчесывать и стричь волосы


Гостевских Л.А., тьютор