Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОП. 01 Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рыжик Марины Сергеевны
Картотека: «Способы коррекции школьной дезадаптации»
Преподаватель педагогики: Великановская
Людмила Анатольевна
Ейск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………….3
Упражнение «Комплименты» ……………………….....................4
Игра «Паровоз» ……………………………………………………4
Упражнение «Сиамские близнецы» ……………………………...5
Игра «Свеча» ………………………………………………….…...5
Упражнение «Давай поздороваемся!» …………...………………6
Упражнение «Печатная машинка» ……………………………….7
Игра «Угадай эмоцию» ……………………………………………7
Упражнение «Передай с чувством» ………………………………8
Упражнение «Стрелки» …………………………………………...8
Игра «Движение наоборот» ………………………………………9
Игра «Угадай прикосновение» …………………………………...9
Упражнение «Путешествие на облаке» …………………………10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..............................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Подласый И.П. и др. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед.колледжей: в 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.:ил
Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
УМК: «Школа России»: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.
12. Упражнение «Путешествие на облаке»
Цель: снизить уровень мышечного напряжения, снизить уровень личностной тревожности.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе..., потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьная дезадаптация — это нарушение в работе механизмов адаптации ребенка к учебному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе отношений и всего образа его жизни. Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни, наполненной интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности.
Таким образом, период начального обучения является одним из самых важных периодов формирования личности.
Целью данной картотеки являлось подобрать игры и упражнения, которые помогут учителю сплотить коллектив, а ученикам не бояться высказывать свое мнение, быть более уверенным в себе, а также доверять окружающим.
Картотека предназначена для организации работы учителя, школьника, воспитателя ДОУ.
1. Упражнение «Комплименты»
Цель: Повышение самооценки, развитие способности видеть положительные качества в других людях.
Инструкция: Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
2
. Игра «Паровоз»
Цель: Развитие доверия внутри группы, сплочение детского коллектива.
Инструкция: Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки у первого. Перед паровозиком ставится задача — достичь предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.
10. Игра «Движения наоборот»
Цель: Преодоление чувства неуверенности.
Инструкция: Выбирается желающий из группы детей. Он встаёт по середине комнаты и показывает какое-либо движение, а остальные должны делать всё наоборот. Если водящий поднимают руку, то все остальные её опускают, если он быстро махнёт рукой справа налево, то остальные должны махнуть медленно слева направо, т.е. делать все движения наоборот. Затем обсуждается, что чувствовал каждый из участников.
11. Игра «Угадай прикосновение»
Цель: Развитие доверительных отношений между детьми.
И
нструкция: Одному участнику завязывают глаза, перед ним ставят 3-4 человек. Водящий должен угадать, кто к нему прикоснулся.
8. Упражнение «Передай с чувством»
Цель: Развитие невербального способа общения, эмпатии.
Инструкция: Педагог говорит детям: «Представьте, что этот мячик только что родившийся цыплёнок. Передайте его бережно, нежно. А теперь представьте, что это горячая картошка и т.д.»
9. Упражнение «Стряхни»
Цель: Формирование способности преодолевать неудачи, снятие отрицательных эмоциональных переживаний
Инструкция: Взрослый объясняет ребенку, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Наверняка ты видел, как отряхивается промокшая собака. Он трясет спиной головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Ты можешь сделать примерно тоже самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь, все бодрее и веселее, будто заново родились.
3.Упражнение «Сиамские близнецы»
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Инструкция: Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.
4.Игра в «Свеча»
Цель: Развитие доверия.
Инструкция: Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперёд. Выбирается желающий побыть в центре. Он встаёт в центр круга и закрывает глаза. По команде ведущего, доброволец, не отрывая ног от пола, падает на ладони стоящих в круге. Участники осторожно придерживают добровольца за плечи и осторожно передают следующему. В результате, каждый страхует другого, и человек в центре двигается по кругу.
5.Упражнение «Давайте поздороваемся!»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Инструкция: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
6. Упражнение «Печатная машинка»
Цель: Сплочение детского коллектива.
Инструкция: Ведущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое-то слово, а игроки «распечатывают» его на «печатной машине»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д.
7. Игра «Угадай эмоцию»
Цель: Развитие эмпатии.
Инструкция: Дети садятся в круг. Ведущий передаёт ребёнку мяч и показывает на лице какую-нибудь эмоцию. Дети должны гадать, что это. Потом следующий участник передаёт мяч уже со своей задуманной эмоцией и т.д.