СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека упражнений по коррекции нарушений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ваааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений по коррекции нарушений»

Упражнения для детей с сенсорными нарушениями

Упражнение 1: Отражение (зрение)

Это - парное упражнение. Ведущий и ведомый смотрят друг на друга, ведущий задает жесты, а ведомый должен их повторять как можно точнее и быстрее. Для ребят постарше упражнение можно усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.

Упражнение2: «БОЛЬШАЯ ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ КОШКА» (слух)

Цель: учить слушать и различать громкое и тихое звучание.

Оборудование: игрушечные кошки контрастных размеров (большая и маленькая) или изображение двух разноразмерных кошек на картинках, картонная коробка.

Ход игры: ребенок сидит на ковре перед взрослым. Рядом со взрослым стоит картонная коробка. Он достает из нее большую кошку, демонстрирует ее ребенку, берет его руки и кладет их на кошку. Малыш осматривает и ощупывает кошку. Взрослый говорит громким голосом: «Кошка. МЯУ! МЯУ! МЯУ! Большая кошка». Затем он забирает у ребенка игрушку и помещает ее между ними. После этого из коробочки извлекает маленькую кошку, демонстрирует ее ребенку, дает в руки. Малыш осматривает и ощупывает игрушку. Взрослый говорит тихим голосом: «Кошка. Мяу! Мяу! Мяу! Маленькая кошка». Затем он снова забирает кошку и помещает ее рядом с большой. После этого взрослый громким голосом произносит: «МЯУ! МЯУ! МЯУ!». Берет руку ребенка и кладет ее на большую кошку, комментируя: «Большая кошка». Затем, не убирая руки малыша с игрушки, тихим голосом произносит: «Мяу! Мяу! Мяу!». Берет вторую руку и кладет ее на маленькую кошку, произнося при этом «маленькая кошка». Взрослый поочередно произносит «мяу» с разной громкостью в голосе. После каждого произнесения он делает паузу и рукой ребенка щупает ту кошку, голос которой имитирует. Предъявления должны проводиться не менее 3–4 раз. Как только ребенок начинает уверенно различать громкий и тихий крик кошки, можно убрать руки ребенка с игрушек. Задача усложняется. Теперь ребенок должен сам показать, какая кошка кричит. Варианты: можно добавить третью кошку среднего размера.


Упражнение 3: «НАЙДИ ПАРУ»

Цель: учить узнавать источник звука на слух; развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: небольшая ширма, 2 подноса, 2 чашки, 2 чайные ложки, 2 деревянные разделочные доски.

Ход игры: ребенок и взрослый сидят за столом напротив друг друга. Взрослый ставит перед ребенком поднос с набором предметов: чашка, чайная ложка, доска разделочная. Около взрослого стоит второй поднос с аналогичным набором предметов. Взрослый помогает ребенку осмотреть все предметы и озвучивает их название: «ложка», «чашка», «доска». Затем взрослый берет чайную ложку, при этом говорит: «Слушай внимательно» и стучит ею по разделочной доске. Просит после этого ребенка: «Сделай так!». Вкладывает ему в руку ложку. Взрослый при этом говорит: «Стучи!». Затем стучит рукой ребенка по доске. После этого отпускает руку ребенка, чтобы малыш смог самостоятельно воспроизвести звук. Возвращаем ложку ребенка на поднос. Снова стучим ложкой по своей доске, сопровождая это словами: «Слушай внимательно». После этого делаем небольшую паузу и просим ребенка: «Стучи!». Действия повторяем до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно брать ложку и стучать по команде по доске. По аналогичной схеме мы обучаем ребенка стучать ложкой внутри чашки. После того как два действия были освоены ребенком, взрослый предлагает поочередно стучать ложкой то по чашке, то по разделочной доске. После того как ребенок научился безошибочно повторять действия взрослого, полностью исключаем зрительное восприятие при извлечении звука (между взрослым и ребенком ставится небольшая ширма). Если у ребенка возникают затруднения, ему дается возможность посмотреть на предметы, с помощью которых взрослым был воспроизведен звук. Затем предметы снова прячутся за ширму. Усложнение игры достигается путем увеличения количества звучащих предметов. Возможные варианты звучаний: Помешивание ложкой в чашке, стук ложкой по деревянной доске, падение ложки (доски) на пол и т.п.

Упражнения для детей с интеллектуальными нарушениями

Упражнение 1: «Собери картинку»

На листе бумаги нарисован контур животного- кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Вместе с ребенком рассмотрите рисунок:

  • Кто это?

  • Где головка (туловище, хвостик, лапки)?

  • Покажи.

Покажите ребенку, как накладываются картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. На готовой работе вы можете дорисовать мелкие детали (усы, глаза, уши).


Упражнение 2 : «Ладушки»

( имитационные упражнения для рук)


Взрослый   формирует   положительный   эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивает ощущения собственных   движений. Он хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям: 

Ладушки - ладушки,   Ладушки - ладошечки,

Где были? У бабушки! Звонкие хлопошечки.

Хлоп - хлоп!


Упражнение 3: «НАВЕДЁМ ПОРЯДОК»


Цели: научить различать, выделять, называть, сравнивать величину предметов (большой — маленький), ориентироваться на величину предмета, зрительным способом соотносить объекты по цвету.

Оборудование: кубики большие и маленькие (одинакового цвета), машинки большие и маленькие (одинакового цвета), кольца большие и маленькие (одинакового цвета); два ведра — большое и маленькое. Адаптация оборудования: все игрушки насыщенных, чистых, основных цветов; два ведра одинакового цвета.

Ход игры: ребёнок сидит за столом, перед ним наборное полотно, на котором в хаотичном состоянии лежат, стоят игрушки, а рядом — два ведра зелёного цвета, большое и маленькое. Он должен правильно назвать игрушки и атрибутику по величине «большой — маленький». Взрослый показывает на игрушки и говорит: «Будем играть. Разберём и разложим игрушки по величине. Наведём порядок. Смотри». Берёт в руки большой и маленький кубики и говорит: «Что это? Верно. Это кубики. Возьми. Приложи кубики, вот так». Затем показывает большой кубик. «Какой кубик? Правильно. Большой кубик. Какого цвета? Верно. Красного». Показывает маленький кубик. «Какой кубик? Правильно. Маленький кубик. Какого цвета? Верно. Красного». Берёт в руки две машинки: большую и маленькую. «Что это? Верно. Машинки. Какие машинки? Правильно. Большая и маленькая. Какого цвета машинки? Верно. Синего». Берёт в руки кольцо. «Что это? Верно. Кольцо. Какое кольцо? Правильно. Большое. Найди маленькое кольцо. Молодец. 54 Какого цвета большое и маленькое кольцо? Хорошо. Большое и маленькое кольцо одинакового цвета — жёлтого». Показывает ведро. «Что это? Правильно. Ведро. Какое ведро? Ведро большое, а это ведро — маленькое. Какого цвета большое и маленькое ведро? Верно. Зелёного. Будем всё убирать, наводить порядок. Большие игрушки положим в большое ведро, а маленькие — в маленькое ведро». Взрослый помогает ребёнку сложить игрушки. «Всё. Молодец. Навели порядок. Игрушки убрали. Играл хорошо».



Упражнения для детей с нарушением речи


Упражнение 1: «Ах, как пахнет!»

(речевое дыхание)

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Описание упражнения

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:

Ах!

Ах, пахнет!

Ах, как пахнет!

Ах, как приятно пахнет!

Ах, как цветок приятно пахнет!


Упражнение 2: Подарок (мимика)


Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.

Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.

Описание игровой ситуации:

Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.


Упражнение 3: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»


Цели: развитие соотнесения предметов по величине, развитие и совершенствование речи детей. Научить ориентироваться на величину предмета (большой — маленький), правильно обозначать словом названия предметов и их величину.

Оборудование: мягкие игрушки, большой кот и маленький котёнок, стол, столик, стул, стульчик, торт, тортик, миска, мисочка, бант, бантик. Адаптация оборудования: мягкие игрушки, большой кот и маленький котёнок; стол, столик, стул, стульчик с метками на спинке и на крышках; торт, тортик — насыщенных, чистых цветов с шероховатогладкой поверхностью, приближённой к настоящим тортам, с рельефным контуром; миска, мисочка с окаймлениями в виде рельефных контуров; бант, бантик чистых, насыщенных цветов.

Ход игры: дети сидят за столами. Они должны правильно назвать животных и атрибутику по величине «большой — маленький». Взрослый показывает большого кота и спрашивает: «Ребята, смотрите, кто это? Это кот. Какой по величине кот? Правильно, это большой кот. Кто это? Это кот. Какой по величине кот? Верно. Это маленький кот — котёнок. У них сегодня день рождения. К большому коту пришли в гости друзья и принесли подарки. Большого кота посади на большой стул, за большой стол. На шее у него подвязан большой бант. Поставь рядом большую миску с молоком. К большому коту пришли в гости друзья и принесли подарок. 55 Какой подарок принесли большему коту? Большому коту в подарок принесли большой торт. Он хочет его съесть. Это маленький котёнок. Помоги ему. Посади его за маленький столик, на маленький стульчик. На шее у него — маленький бантик. К нему тоже пришли гости и принесли в подарок маленький торт. Котёнок ест маленький торт. Он пьет молоко из маленькой мисочки». Взрослый задаёт вопросы: «Кто это? Это кот. Какой по величине кот? Верно — большой. На каком стуле сидит большой кот? Правильно — на большом. За каким столом сидит большой кот? Верно — за большим. А какой у него бант? Верно — у большого кота большой бант. Какой подарок подарили гости коту? Верно — большой торт. Какая миска с молоком стоит у большого кота? Правильно, большой кот запивает торт молоком из большой миски. Кто это? Это кот. Какой по величине кот? Верно — маленький, котёнок. На каком стуле сидит маленький кот? Правильно — на маленьком. За каким столом сидит маленький кот? Верно — за маленьким. А какой у него бант? Верно — у котёнка маленький бантик. Какой подарок подарили гости котёнку? Верно — маленький торт. Какая миска с молоком стоит у маленького кота? Правильно, маленький кот ест маленький торт. Пьет молоко из маленькой миски. Молодцы. Играли хорошо»


Упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Комплекс упражнений 1:

(формирование и закрепление навыка правильной осанки)

Исходное положение (далее - и. п.) - стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пяток должны касаться стены.

И. п. - стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

И. п. - стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

И. п. - стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.

И. п. - стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.

И. п. - сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную

осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

И. п. - сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.

И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

И. п. - стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

(создание и укрепление "мышечного корсета")

И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

И. п. - лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.


Упражнения для детей с комплексными (комбинированными) дефектами развития


Упражнение 1: Мяч (для детей с ДЦП)

Больших размеров мячи помогают развить навыки балансировки и ориентирования, а мяч маленького размера удобно катать, бросать, толкать и т.д.

1. Поставьте малыша спиной к мячу, так, чтобы ноги опирались на мяч, усадите его по центру, откатите назад. Это помогает развить равновесие.

2. Возьмите мяч, соответствующий росту ребенка, положите малыша на живот, прямые руки вытянуть вперед. Толкните мяч вперед, держа ребенка на бедра – так вы вызовите реакцию полного разгибания.

3. Покачивая мяч с лежащим на нем ребенком, добивайтесь снижения мышечного тонуса. Главное – не переусердствовать, есть опасность вызвать переразгибание.

Упражнение 2: Доска (для детей с ДЦП)

Используется для развития укрепления мышц туловища, координации рука-глаз и эквилибристической реакции.

1. Залезть и слезть с доски с различных сторон.

2. Посадить ребенка по-турецки, раскачивайте доску. Ребенок пытается удержать равновесие.

3. Сидя на доске, ребенок имитирует плавание.

4. Сидя на корточках, качает головой из стороны в сторону, потом фиксирует взгляд на предмете.

5. Стоя или сидя, медленно покачиваться взад-вперед. Желательно включить музыку.

Работая с телом, можно добиться нормализации поз и положения конечностей, снижения мышечного тонуса, уменьшения или даже преодоления насильственных движений. Постепенно малыш учится правильно ощущать свои движения, положение частей тела, а это самый мощный стимул для совершенствования двигательных навыков.


Упражнение 3: «Линейка»

Ребенок кладет линейку под середину среднего пальца, указательный и безымянный- снизу линейки и начинает покачивать линейку, имитируя движения крыльев самолета. Затем то же самое проделывает другой рукой.

Проговаривая с учителем: «Вот волшебный самолет отправляется в полет, он планирует над партой. Ну, а шде же наша карта?»


Упражнения для детей с искаженным (дисгармоничным) развитием


1: Установление контакта с аутичным ребенком.

Игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки.

Игра «Ладушки»:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: педагог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

2: Развитие аналитико-синтетической сферы.

Матрица Равенна.

Ребенку подается лист цветной бумаге, где присутствуют прорези в виде различных геометрических фигур. Воспитатель говорит, что это одеяло Буратно, где крыска Шушара прогрызла дыры, необходимо закрыть дырочки нужной фигуркой.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

3: Развитие речевого общения.

«Позови мячом»

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.