СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека артикуляционной гимнастики "Зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта картотека поможет в работе по лексическим темам.

Просмотр содержимого документа
«Картотека артикуляционной гимнастики "Зима"»

1. Мимические упражнения 

1. Сердитый Мороз

Не боимся мы мороза!

Рассердился он на нас:

«Заморожу, заморожу,

Заморожу вас сейчас!»

(Радостная улыбка.)

(Сдвинуть брови, насупиться.)

(Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.)

 

2. Дед Мороз выступает

Дед Мороз повеселел,

Улыбнулся, и запел.

Выступал Мороз у ёлки,

Отморозил ей иголки…

(Весёлое выражение лица.)

(Улыбнуться и ртом движения, как во время пения.)

(Беззвучное артикулирование гласных.)

(Горестно вздохнуть.)

                                                                                                                   

 3. Первый снег 

Посмотри – кругом бело! Много снегу намело.

Он откуда прилетел?

Почему так чист и бел?

(Восторг.) 


(Удивление.)

 

2. Голосовые упражнения 

1. Пою песенку

Я на саночках сижу,

На синичку я гляжу

Ти-ли-ли! Ти-ли-ли!

Ты за нею повтори:

Ти – ли – ли, ти –ли –ли!

Прилетели снегири:

Ти – ти – ти, ти – ти – ти!

Ты, синичка, не свисти!

(Е.Г.Карельская)

2. Старушка

«Ох! – сказала бабушка, -

На дворе мороз!

Отморозить может

Он мне щёки, нос!

Э-хе-хе! Упрячу

Нос я в воротник.

Ох, какой, мороз, ты,

Всё же озорник! О-хо-хо

( Е.Г.Карельская)

 

(Ребёнок, интонируя, повторяет за вами

стихотворение либо построчно, либо только звукоподражания.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ребёнок подражает интонациям старенькой

бабушки.)

 3. Дыхательные упражнения

1. Снежинка

(Вырезать из папиросной бумаги снежинки, подуть так, чтобы они взлетели.)

                                                                 Снежинка кружится,

                                                          Снежинка летит.

                                                              Ко мне на ладошку

                                                            Снежинка спешит.

                                                           (Е.Г.Карельская)

 

2. Замёрзли ручки…

 

Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Подуем на них.

Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

 Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

 

3. Сугроб

Все снежинки (Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.)

Соберём в сугроб. (Подуть, собрать всю вату в кучку.)

Чтоб не разлетались,

Накроем ручкой: Хлоп! (Соответствующее движение ладошкой.

 

4. Артикуляционные упражнения

 


1. Щёчки

Пухлые щёчки

У маленькой Вали.

В морозный денёк

Они алыми стали.

(Е.Г.Карельская)

 

(Надуть обе щеки воздухом.)

 

(Попеременно надувать щёки.)

 

 

2. «Горочка»

Сделаю я горочку,

Горочку круту.

Будет эта горочка

У меня во рту!

(Е.Г.Карельская)



3. Язык и горочка.

Едет с горочки язык.

Он кататься так привык:

Сверху – вниз, по нёбу,

К зубкам, не к сугробу!

(Е.Г.Карельская)

4. Язык - мост

Река замёрзла,

Покрылась льдом.

Язык на губке

Застыл мостом.

(Е.Г.Карельская)

 

(Язык – «горочкой», кончик языка упирается в нижние резцы.)

(Удержать «Горочку» из языка под счёт: один, два, три. ….)

(Держать, держать «горочку»!)

 

 

 

 

(Провести языком по нёбу сверху – вниз несколько раз.)

 

 

(Открыть рот.)

(Высунуть язык, положить на нижнюю губу.)

(Удерживать как можно дольше под счёт: один, два, три. ….)

(Язык неподвижен!

 

                                              

II.  ФОНЕТИКА (звуковая культура речи)

 

Уточнить произношение согласных звуков [б], [б'], [х], [х'] [в], [в'], [т]

и гласных [а], [у], [о], [и]


Снежок

1. Снежок

 Мы снежок слепили: Ух!

В стенку запустили: Бух!

Раскололи в прах и пух!

Сорвалась сосулька: Бах!

А за ней – вторая: Трах!

Третья следом: Трах - тах – тах!

(Е.Г.Карельская)

2. Мороз

Ох! Какой мороз - мороз!

Что ты щиплешь щёки, нос?

Руки я согрею,

Вот как я умею: Х – х – х - …

(Е.Г.Карельская)

3. Сугроб

Санки с горки: Вжих – вжих!

Снег под ними тих – тих!

Я в сугроб на санках: Хлоп!

Я теперь и сам – сугроб!

(Е.Г.Карельская)

 

4. Ветер

Ветер бормочет: «Бу – бу – бу

Ветер забрался в нашу трубу.

Воет ветер: «В-в-в-в…! Ов-в-в-

Не бойся зимних ветров-в-в-…!»

(Е.Г.Карельская)



Воспроизводить ряд слогов на одном выдохе:

 

Игра «повтори за мной»: бу – бу – бу, бах – бах – бах, бух – бух – бух и т.д.

 

 

Тема: «Зима»

НАСТУПИЛИ ХОЛОДА.

Да – да – да – наступили холода.

(потереть ладошки друг о друга)

Да – да – да – превратилась в лёд вода.

(провести пальцами рук по шее сверху вниз)

Ду – ду –ду – поскользнулась я на льду

(указательными пальцами помассировать крылья носа)

Ду- ду- ду – я на лыжах иду.

(растереть ладонями уши)

Ды – ды – ды – на снегу есть следы.

(приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растереть лоб движениями в стороны – к середине лба).


. Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.











  1. Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—во ми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.




Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег

«М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».


Речевая зарядка

Мороз колдует. Разыграйтесь-ка, метели! Гнитесь ниже, сосны, ели! Все, что есть в моем лесу, Я засыплю, занесу!

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки

Горка есть и – всё в порядке!


Тема: «Зимующие птицы»

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.


Дятел, дятел тук-тук-тук.

Д-Д-Д-Д

Ты чего стучишь, мой друг!

Д-Д-Д-Д

-Я не зря во рту стучу

Д-Д-Д-Д

Звукам правильным учу.

Д-Д-Д-Д










Картотека

артикуляционной гимнастики

по теме:

«Зима»