Педагогический проект
тема:
«Бумажные чудеса»
Исполнитель:
Воспитатель МБДОУ № 7.
Лямова А.Р.
2014 г.
Паспорт проекта
Тема: «Бумажные чудеса"
Вид проекта:
Познавательно-творческий- исследовательский.
Сроки реализации проекта:
краткосрочный (сентябрь-ноябрь)
Участники:
воспитатели, дети старшей группы, родители, специалисты ДОУ.
Обоснование проекта:
Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию и творчеству.
Актуальность:
Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.
Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Помочь ребенку открыть себя наиболее полно могут родители и педагоги. А также создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.
Новизна:
В наше время компьютерных технологий и электронных чудес может показаться, что простой лист бумаги будет неинтересен ребенку. Однако бумага продолжает интересовать ребенка. Работая с бумагой, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. И правильно организованная работа по данной проблеме может помочь в развитии творческих способностей.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель:
Развитие творческих способностей у детей при работе с бумагой.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях , открыть ее новые возможности;
Познакомить детей с основными техниками бумагопластики.
научить использовать данные техники в создании творческих работ;
Развивающие:
Развивать интерес к истории создания бумаги,
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.
Развивать свободную творческую личность.
Развивать потребность в создании собственной поделки.
развивать художественно-творческие способности, образное и ассоциативное мышление, фантазию, эстетический вкус;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами.
воспитывать трудолюбие и интерес к данной деятельности.
Ожидаемые результаты:
дети активно познают окружающий мир, у них формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
применяют разные способы детского творчества, работа с бумагой научит детей правильному обращению с режущими инструментами, научит технике склеивания, складывания.
Развивается мелкая моторика, укрепляются мелкие и крупные мышцы рук.
Тематическое планирование проектной деятельности.
1-й этап подготовительный.
№ | мероприятия | срок | результат |
С воспитанниками |
| Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, создание презентаций и дидактических игр (на компьютере) | сентябрь | Подборка наглядно-дидактических пособий, презентаций, дидактических игр. |
| Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды. | сентябрь | Определены направления работы, разработаны конспекты, подготовлена среда. |
| | | |
С педагогами |
| Изучение и обобщение опыта педагогов. | сентябрь | Изучен опыт по данной теме, определены направления работы. |
С родителями |
| Анкетирование родителей «Чудеса из бумаги». | сентябрь | Изучено мнение родителей по данному вопросу, определены направления проекта, связанные с взаимодействием с родителями. |
| Информирование родителей о начале работы проекта, о наличии странички на сайте ДОУ. | | Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности. |
С социумом |
| Выложить информацию о начале проекта на сайте ДОУ (страничка группы) | сентябрь | Заинтересованность общественности к деятельности педагогов ДОУ |
2-й этап практический
| Образовательная область | мероприятия | сроки | результат |
С педагогами |
| | Консультация «Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей» | октябрь | Повышена компетентность педагогов по данному вопросу. |
С воспитанниками |
1 | Познавательное развитие. | Презентация: «Что такое бумага» | сентябрь | Вызван интерес к изучению темы, сформированы знания бумаге, ее свойствах, о техниках работы с бумагой. |
2 | Экспериментирование с бумагой | сентябрь |
3 | Рассматривание коллекции бумаги | октябрь |
4 | Презентация «Бумажные чудеса» | ноябрь |
| Речевое развитие | - Заучивание пословиц, поговорок о труде; | В ходе реализации проекта | Происходит развитие речи детей, развит кругозор. |
| пальчиковая гимнастика; |
| составление рассказов, сказок о поделках; -«Сказки Оригами» |
6 | Художественно-эстетическое развитие | загадки, пословицы и поговорки о бумаге; | В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта | Расширены представления о свойствах бумаги с помощью художественного слова. |
7 | Елена Сосна «Сказка о чистом листе бумаги» |
8 | стихотворение С.Михалков «Лист бумаги»; |
9 | -Злата Литвинова «Сказка о бумажной фее». |
10 | -Сказки «Оригами»; -Театр «Оригами»; -Модульное оригами; | сентябрь | Дети владеют приемами оригами |
11 | Мозаика: «Радуга-дуга», «Нарядная клумба», -Способ обрывание: «Времена года», «Моя улица», -Скатывание салфеток: «Волшебные комочки». | Октябрь | Дети владеют приемами работы в технике мозаики разными способами. |
12 | Мятая бумага «Грибы на полянке» Рамки из картона; | ноябрь | Сформировано умение подбирать материал для деятельности, манипулировать с ним, создавать поделки для оформления интерьера. |
13 | Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: Ориентировка на листе бумаги –игра «Морской бой»; «Вторая жизнь бумаги»; -«Было – будет» (почта - электронная почта); -«Будет ли бумага в будущем?»; | В ходе реализации проекта | Дети знают и умеют выразить в речи особенности бумаги, развито воображение. Вызван интерес к играм с бумагой. |
14 | | Октябрь | Расширены знания детей об росписях. |
| С родителями |
1 | Консультация «Бумага как средство развития вашего ребенка» | сентябрь | Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности |
3 | Семинар-практикум «Бумажные чудеса» | октябрь | Повышен уровень педагогической компетенции у родителей по вопросам бумагопластики. |
4 | -Семейный клуб «Оригами»; | октябрь | Родители имеют возможность обмениваться информацией по вопросам «Техника оригами» |
5 | Создание сундучка для родителей «Идеи для творчества» | сентябрь | Родители в домашних условиях могут создавать различные поделки совместно с детьми. |
6 | Организация «Музея бумаги»; | Сентябрь | Создан музей бумаги. |
7 | С социумом |
8 | Экскурсия в НОШ № 33 – «Кружок юный дизайнер» | Октябрь | Расширены представления детей о творчестве дизайнера. Вызван интерес к данному виду творчества. |
9 | Обновление информации на сайте детского сада | В ходе реализации проекта | Родители имеют возможность отслеживать деятельность про проекту. |
3-й этап – заключительный
№ | мероприятия | срок | результат |
С педагогами |
| Презентация проекта на педсовете | ноябрь | Представлен опыт работы по проекту. |
С воспитанниками |
| Выставка детских работ «Бумажные чудеса» | | В интересной форме дети закрепили знания о народно-декоративном искусстве |
С родителями |
| Презентация проекта на родительском собрании | ноябрь | Родители имеют представления о деятельности детей во время реализации проекта. |
С социумом. |
| Изучение рейтинга посещаемости сайта. | ноябрь | Изучена заинтересованность родителей. |
| Фотоотчет о проекте. | ноябрь | Фотоотчет. |
Информационное обеспечение проекта:
• Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1999
• Перевод Кутафьевой Н. Оригами. Бумажный конструктор для детей. Перевод с японского. Выпуск 1. Новосибирск “Студия Дизайн Инфолио”, 1994
• Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 2002. Москва, “Просвещение”, 1977
• Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2000
• Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2002
• Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. Санкт-Петербург: ООО “Издательство “Кристалл”, 1998.
Выводы:
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.
Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.
Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду.
На 1 этапе данного проекта оформлена выставка, где помещены дымковские игрушки, сделанные руками детей вместе с воспитателем.