«Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. | «Мои игрушки» Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Это зайка, Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Это пёс. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Вот машинка без колёс. Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. |
«Юла» Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой. Я юлу кручу, верчу, И тебя я научу. | «Это я» Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
«Я перчатку надеваю» Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики. | «Осенью» Ветры яблони качают. Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Листья падают в саду, Их граблями я гребу. Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
«Листопад» Листопад, листопад! Руки поднять вверх. Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка. С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши. То-то радость для ребят! | «Новые кроссовки» Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев. Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козлёнок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. Вот так, вот так, Новые кроссовки. «Шагать» указательным и средним пальчиками по столу. |
Капустка Мы капустку рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз Мы капустку солим-солим, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев Мы капустку трём-трём, потирать кулачок о кулачок Мы капустку жмём-жмём. сжимать и разжимать кулачки | «Снегири» Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками. В красных майках снегири. Распушили пёрышки. Изображают «крылышки» Греются на солнышке. Головой вертят, Повороты головой. Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук. За метелью, за метелью! |
«Репка» Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу. Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? Хоть держалась крепко, Вытянута репка. | « Снежинки» Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча). Вдруг из тучи над землёй Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. Может быть подружится. |
«Ёлочка» Перед нами ёлочка. Пальцы переплетены, большие подняты вверх. Шишечки, иголочки, Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы. Шарики, фонарики, Ладошки держать «ковшиком». Зайки и свечки, Соединить оба кулачка вместе, указательные пальцы вверх ("Уши зайчиков. Звёзды, человечки. Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить пальчиками. | «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, Показать все пальчики, «играя» ими. Все красивы хороши! |
«Петушок» Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки. Кверху поднял гребешок. Разжать ладони. Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе. На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу. Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения. | «Повстречались» На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го» Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога! |
«Цветочек для мамочки» Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки. От ветерка качается, Движения руками вправо-влево. И мне улыбается! Мимика, жесты. Я мамочку поцелую И цветочек подарю ей! | «Семья» С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! |
«Мебель» Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки. Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх. | «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок. |
ЧАСЫ Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки
Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол. Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка. Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка. Мышь скатилась кувырком. | КОТЯТА Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. У кошечки нашей есть десять котят, Покачиваем руками, не разъединяя их. Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). |
ПЕРЧАТКА Весёлая мышка Перчатку нашла, Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши "ковшом" Мышат позвала. Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) Им корочку хлеба Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. Погладила (отшлёпала) всех Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). | ТАРАКАНЫ За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза) Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими. Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман. Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот". За буфетом под пакетом девять тараканов. Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов. За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза) Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять. И так далее. |
ПОРОСЯТА Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы. Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю "Фонарики". Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние. Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие. Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. | ДВА КОЗЛИКА На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, Держим кисти горизонтально, сближаем руки. А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами - бух! На слово "бух" - хлопаем в ладоши. И с моста в водичку - плюх! Роняем руки на колени. |
ЖУЧОК Этот маленький жучок По земле* гуляет, Перебираем пальцами по ступням. Листик сладенький найдёт И его кусает. Щипаем ступни. Чтоб ещё листочек съесть, Хочет он повыше влезть.Перебираем пальчиками по ногам Этот маленький жучок По траве* гуляет... Перебираем пальцами по коленям. Этот маленький жучок По кустам* гуляет... Перебираем пальцами по животу. Этот маленький жучок Выше залезает, Перебираем пальцами по груди. Вот он ямочку нашёл, "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи. | Лёг и отдыхает. Пальчики сжимаем в кулаки. Он не будет вас кусать, Хочет он чуть-чуть поспать. Опускаем голову вниз, глаза закрываем. |
СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ Как- то серенький козёл В огород поесть зашёл. Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд. Посмотрел по сторонам - Есть еда и здесь и там. Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону. Под копытами - трава, Опускаем подбородок. А над головой - листва. Поднимаем подбородок вверх. Наклонись - капусту кушай, Наклоняемся вниз.
| А вверху - большие груши. Встаём на носочки, тянемся вверх. Сзади огурцы растут, Поворачиваемся назад. Впереди кусты цветут, Возвращаемся обратно. Слева - молодой лучок, Справа - вкусный кабачок. Полуобороты вправо-влево. Здесь - сто ягодок, там - двести, Наклоны вправо-влево. Козлик крутится на месте. Крутимся. И, пока он выбирал, Пёс его в сарай прогнал. Наклонив голову, убегаем от "пса". |
ЗМЕЙКА Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". Посмотрите-ка, друзья, У меня живёт змея! Медленно вращаем кистью руки. По дивану, по коврам Может ползать тут и там. Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом). Хоть и нет у змейки ножек, Очень быстро по дорожке, Широко открыв свой рот За лягушками ползёт. Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы | оглядываясь). Нет у этой змейки глаз И поймала в этот раз Не лягушек, не стрекоз, Волнообразные движения рукой. А ребёночка за нос. "Змея" хватает за нос партнёра по игре. |
ГВОЗДИ Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. Бом, бом, бом, бом, По гвоздям бьём молотком. Гвозди не вбиваются, Только загибаются. Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их. Значит, клещи надо взять, Будем гвозди вырывать. Я тянул, тянул, тянул, Все я гвозди разогнул. | ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь). Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке. Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша). Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони. А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца. |
В КОМНАТЕ Наша-то Катюша умная была: В комнате работу всем зверям дала. Чашечки собачка моет язычком, Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев. Мышка подбирает крошки под столом. Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой. Кошка коготками лавочку скребёт, Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки. Курочка рябая пол крылом метёт. Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой. Катя варит кашу для зверят своих Указательным пальцем правой руки вращательные движения | в ладони левой руки. Кашки наварила, с ложки кормит их "Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят). |
КРОЛИК Маленький кролик с большими ушами,Кисти прижать к голове, как ушки. Розовым носом, Указательными пальцами дотронуться до носа. Смешными усамиУказательные пальцы прижаты к губам. Норку глубокую роет себе Сильными лапками в мягкой земле. Роем норку (колени). Чистит он шёрстку себе"Чистим шёрстку". Или спит.Руки складываем, кладём под щёку. Кролик ушами всегда шевелит.Шевелим "ушами". Слышит шаги и лисиц, и волкОв, Прячется в норку свою от врагов Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки. | ЧЕРЕПАШКА Рука сжата в кулак. Большой палец сверху. Моя черепашка в коробке живёт, Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре). Купается в ванне, Волнообразные движение кулаком в воздухе. По полу ползёт. "Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре). Её на ладошке я буду носить, Руки возвращаются в исходное положение. Она не захочет меня укусить Отрицательный жест головой. |
ГОРШОК
Под крышкой - Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз. Маленький горшок, Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри. Открыли крышку - Поворачиваем "крышку" ладонью вверх. Мышка - скок! Резко поднимаем большой палец. | РАДУГА
Гляньте: радуга над нами, Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение). Над деревьями, Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. Домами, Руки сложены над головой крышей. И над морем, над волной, Нарисовать волну рукой. И немножко надо мной. Дотронуться до головы. |
БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они. Долго так они бодались, Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв. | Строим дом
Целый день тук да тук - Раздается звонкий стук. Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам. Молоточки стучат, Стучать кулаком о кулак. Строим домик для ребят (зайчат, бельчат). Пальцы соединить, показать "крышу". Вот какой хороший дом, Сжимать-разжимать пальцы. Как мы славно заживем. Вращать кисти рук. |
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне, Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить. Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук. Всем лепесткам красоту и питанье Ритмично двигать пальцами вместе-врозь. Дружно дают под землей корешки. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. | Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы. Хлопать кончиками пальцев. Мама, мама, это ты? Да, да, да. Хлопать кончиками больших и указательных пальцев. Папа, папа, это ты? Да, да, да. Большие и средние пальцы. Братец, братец, это ты? Да, да, да. Большие и безымянные пальцы. Ах, сестричка, это ты? Да, да, да. Большие пальцы и мизинцы. |
Гости
Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка - ну, пожалуйста. Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках | Дом и ворота
На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу". Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота". Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются. В этот домик приглашаем. "Крыша". |
Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять. Дети в лес пошли гулять. "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук. Там живет лиса. Рукой показать хвост за спиной. Там живет олень. Пальцы рук разведены в стороны. Там живет барсук. Кулачки прижать к подбородку. Там живет медведь. Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя. | Яблонька
У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты. На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе. Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад. Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко. В сладко яблочко вопьюсь, Соединить запястья, ладони развести. Ах, какой приятный вкус. |