Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр в подготовительной группе»
Картотека пальчиковых игр
для детей 6 лет.
1-2.Ветер по лесу летал
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | Плавные, волнообразные движения ладонями. |
Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищева) | Спокойно укладывают ладони на стол. |
3-4.На березе, на осине
На березе, на осине Догорели листья... | Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках. |
Дунул ветер, и рябина Уронила кисти... | Разжать и тихонько положить на стол руки. |
Дождик моет желтый луг Ржавый и шершавый И земля вздыхает: | Поглаживание кисти правой, а затем левой руки. |
— Уф!... Отдохну, пожалуй... (В. Фетисов) | Спокойно положить руки на стол. |
5 – 6 У Лариски две редиски.
У Лариски — Две редиски. У Алешки — Две картошки. У Сережки сорванца — Два зеленых огурца. А у Вовки — Две морковки. Да еще у Петьки — Две хвостатых редьки. (В. Волина) | По очереди разгибают пальчики из кулачков, начиная с большого на обеих руках. |
7 – 8 «Компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: | Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой «мешают». |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | Загибают по одному пальцу, начиная с большого. |
Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. (Н. Нищева) | Опять «варят» и «мешают». |
9 – 10 Божья коровушка.
Божья коровушка, Полети на облачко. | Рукой изображают «брюшко» божьей коровки. |
Принеси нам к осени Мы тебя попросим: | Сверху «брюшка» поглаживающие движения другой рукой. |
В огород — бобы, В лес — ягоды, грибы, В родник — водицу, В поле — пшеницу. | Поочередно загибают пальцы на руке. |
11 – 12 Эта птичка — соловей.
Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, Сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель. | Дети загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Эта птичка — злой орлан. | Машут сложенными накрест ладонями. |
Птички, птички, по домам! (Н. Нищева) | Машут обеими руками, как крыльями. |
13 – 14 «Опята».
На пеньке живет семья, | Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки. |
Мама, папа, братья, я. | Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают. |
Дом у нас один, а крыша | Две руки вместе ладонями вверх. |
Есть у каждого своя. | «Крыша» из ладошек. |
15 – 16 Идет коза рогатая.
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. | Указательный палец и мизинец изображают рога. |
За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. | Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванивание колокольчиком). |
17 – 18 У лисы в лесу глухом.
У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. | Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. (В. Пальчинскайте) | Дом — ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются. |
19 – 20 Новые кроссовки.
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка — Новые кроссовки. | Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших. |
Вот так, вот так, Новые кроссовки. (Н. Нищева) | Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук. |
21 – 22 Снежок
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальчики, начиная с большого. |
Мы с тобой снежок слепили. | Лепят, меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, Очень гладкий. | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем-совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
23 – 24 Птички полетели
Птички полетели, | Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы. |
Крыльями махали, | Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами. |
На деревья сели, | Руки вверх, все пальцы широко расправить. |
Вместе отдыхали. | То же, что и на первую строку. |
25 – 26 «Стул», «Стол»
Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье. (В. Цвинтарный) | Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. |
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. (В. Цвинтарный) | Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. |
27 – 28 «Машина каша»
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу | Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке. |
Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту в большую ложку. В миску — курицам, цыплятам, И в корытце — поросятам. | Загибают по одному пальчику на левой руке. |
Всю посуду заняла, | Разжимают кулачок. |
Все до крошки раздала. (Н. Нищева) | Сдувают «крошки» с ладошки. |
29 «Елка»
Пальчики сцепляются — Елка получается, Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. | Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. |
30 – 31 «Где обедал воробей»
Где обедал воробей? | Дети машут перекрещенными ладошками. |
— В зоопарке у зверей. | Ладошки изображают раскрывающуюся пасть. |
Пообедал я сперва За решеткою у льва Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. | На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке. |
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя, | На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке. |
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил! (С. Маршак) | Опять изображают раскрывающуюся пасть животного. |
32 – 33«Моя семья»
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! | Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. |
34- 35 «Грабли»
Листья падают в саду, Я их граблями смету. (В. Цвынтарный) | Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя. |
36 – 37 «Акула»
Приплывали две севрюги, | Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги. |
У них спины словно дуги. | Выгибают ладони тыльной стороной вверх. |
Налетели с двух сторон. | Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу. |
Ты, акула, выйди вон. (В. Волина) | Делают ладонями отталкивающее движение. |
38 «Лошадки»
По дороге белой, гладкой, Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок. | Пальчики «скачут» по столу. |
39 «Братцы, братцы, где вы были?»
Братцы, братцы, где вы были? | Ладони прижимают друг к другу. |
Вместе по воду ходили. | Пальчики расходятся. |
Для чего нужна водица? Чтоб цветочку дать напиться. | Обратное действие. |
40 – 42 «Шла по улице машина»
Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофёра, Без сигнала светофора, Шла, сама куда не зная, Шла машина заводная. | Попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочерёдно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол. То же выполнить левой рукой. |
43 «Я весёлый майский жук»
Я весёлый майский жук, Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу А зовут меня Жу-жу. Не кусай, комарик злой, Я уже бегу домой. | Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны — «усы», пошевелить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз —«лапки». |
44 – 45 «Живая цепочка».
Набухла речка, набухла почка, | Соединяют мизинчики, безымянные пальчики. |
Живая в небе плывет цепочка. | Соединяют средние пальцы. |
В рассветной сини курлычет стая, | Соединяют указательные пальцы. |
Весну и лето соединяя. | Соединяют большие пальцы. |
46, 48 «Помощники»
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять, Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать расхотели. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот рядом прикорнул, Этот пальчик уж уснул, А другой давненько спит. Кто у нас еще шумит? Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите. Утро ясное придет, Солнце красное взойдет. Станут птички распевать, Станут пальчики вставать. Просыпайтесь, детвора, Маме помогать пора. | Выполнение движений пальцами по тексту |
47 «Сколько птиц к кормушке нашей»
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, | На каждое название птицы загибают по пальчику. |
Дятел в пестрых перышках, Всем хватило зернышек (Н. Нищева) | Опять сжимают и разжимают кулачки. |
49 «После зимней спячки…»
После зимней спячки, Проснулся мишка косолапый: Тихо шагает, Кости разминает. | Четыре пальца вертикально стоят на столе. Средний согнут — это голова медведя. |
50 «Вырос высокий цветок на поляне…»
Вырос высокий цветок на поляне, | Цветок с закрытыми лепестками. |
Утром весенним раскрыл лепестки, Всем лепесткам красоту и питание, | Ритмичные движения пальцами вместе и врозь. |
Дружно дают под землей корешки. | Изображают «корни». |
51 – 52 «Небо синее в России»
Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Есть и клены, и дубы, | Пальцы на обеих руках изображают «ветки» — сходятся, расходятся. |
А какие есть грибы! | «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба). |
А еще пекут в печи | Хлопают. То одна рука сверху, то другая. |
Вот такие калачи. | «Калачи». |
53 – 54 «Маляры»
Маляры известку носят, | Дети руками изображают «ковшики». |
Стены кистью купоросят. | Поглаживающие движения правой рукой по ладони левой руки. |
Не спеша разводят мел... Я бы тоже так сумел. | На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот. |
55 – 56 «Есть у Егора чудесные вещи…»
Есть у Егора чудесные вещи: | Руки ладонями вверх. |
Рубанок, пила, молоток и клещи. | Загибают по четыре пальчика на каждой руке. |
Есть у него топор с долотом... | Загибают пятый пальчик. |
Может Егорка построить дом. | Изображают «домик». |
57 «Кулачки мы вместе сложим…»
Кулачки мы вместе сложим, Нашим пальчикам поможем Разогнуться и подняться. Пальчик к пальчику прижмем. Снова в кулачки сожмем. Разгибаем, загибаем, Снова кулачки сжимаем. | Движения по тексту. |
58 «Весна-красна, ты с чем пришла?...»
Весна-красна, Ты с чем пришла? С сохой, бороной, С лошадкой вороной, С рожью зернистой, С пшеницей золотистой, С травою шелковою, С водою ключевою, С калиной, малиной, С красной рябиной! (Народная песенка) | На каждый раз загибают по одному пальчику, сначала на левой, затем на правой руке. |
59 – 60 «Дружба»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. | Обхватить правой ладонью левую и покачивать. |
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. | Наоборот. |
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. | Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот. |
61 -62 «Пять телят»
Этот теленок пьет молоко. Этот теленок ушел далеко. Этот теленок травку жует Этот теленок копытами бьет; Этот теленок мычит: «Му-му-му! Все разошлись! Скучно мне одному!» | Руки зажаты в кулачки. Пальцы раскрываются, начиная с мизинца. |
63 – 64 «Мы писали, мы писали…»
Мы писали, мы писали, | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
Наши пальчики устали. | Пальчики «скачут» по столу. |
Вы скачите пальчики, Как солнечные зайчики. | Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. |
65 – 66 «На ромашке — две букашки…»
На ромашке — две букашки, А на лютике — жучок, В колокольчике — кузнечик, На гвоздике паучок. А на маке никого. Сколько было их всего? | Загибают пальчики и подсчитывают. |