СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека пальчиковых игр в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На березе, на осине

На березе, на осине

Догорели листья...

 

 

Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках.

Дунул ветер, и рябина

Уронила кисти...

Разжать и тихонько поло­жить на стол руки.

Дождик моет желтый луг

Ржавый и шершавый

И земля вздыхает:

Поглаживание кисти пра­вой, а затем левой руки.

— Уф!...

Отдохну, пожалуй...

(В. Фетисов)

Спокойно положить руки на стол.

 

Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр в подготовительной группе»







Картотека пальчиковых игр

для детей 6 лет.



1-2.Ветер по лесу летал

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:


Плавные, волнообразные движения ладонями.


Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,


Загибают по одно­му пальчику на обеих руках.


Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

(Н. Нищева)


Спокойно укладывают ладони на стол.



3-4.На березе, на осине

На березе, на осине

Догорели листья...



Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках.

Дунул ветер, и рябина

Уронила кисти...

Разжать и тихонько поло­жить на стол руки.

Дождик моет желтый луг

Ржавый и шершавый

И земля вздыхает:

Поглаживание кисти пра­вой, а затем левой руки.

— Уф!...

Отдохну, пожалуй...

(В. Фетисов)

Спокойно положить руки на стол.


5 – 6 У Лариски две редиски.

У Лариски —

Две редиски.

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки —

Две хвостатых редьки.

(В. Волина)


По очереди разгибают пальчики из кулачков, начи­ная с большого на обеих руках.







7 – 8 «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой «мешают».

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

(Н. Нищева)

Опять «варят» и «меша­ют».


9 – 10 Божья коровушка.

Божья коровушка,

Полети на облачко.

Рукой изображают «брюш­ко» божьей коровки.

Принеси нам к осени

Мы тебя попросим:

Сверху «брюшка» погла­живающие движения дру­гой рукой.

В огород — бобы,

В лес — ягоды, грибы,

В родник — водицу,

В поле — пшеницу.

Поочередно загибают паль­цы на руке.






11 – 12 Эта птичка — соловей.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель.

Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.

Эта птичка — злой орлан.

Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам! (Н. Нищева)


Машут обеими руками, как крыльями.


13 – 14 «Опята».

На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.

Мама, папа, братья, я.

Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают.

Дом у нас один, а крыша

Две руки вместе ладонями вверх.

Есть у каждого своя.

«Крыша» из ладошек.







15 – 16 Идет коза рогатая.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Указательный палец и мизинец изображают рога.

За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит.

Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванива­ние колокольчиком).




17 – 18 У лисы в лесу глухом.

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.


Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двусти­шие









Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(В. Пальчинскайте)


Дом — ладошки направ­лены под углом, кончики пальцев соприкасаются.





19 – 20 Новые кроссовки.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Загибают на обеих руках паль­чики по одному, начиная с боль­ших.


Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

(Н. Нищева)

Шагают по столу указатель­ным и средним пальцами обеих рук.

21 – 22 Снежок

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начи­ная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий,

Очень гладкий.

Показывают круг, сжима­ют ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.






23 – 24 Птички полетели

Птички полетели,


Большой палец отогнуть в гори­зонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые пря­мые остальные пальцы.


Крыльями махали,

Взмахи ладонями с широко рас­крытыми пальцами.

На деревья сели,

Руки вверх, все пальцы широко расправить.

Вместе отдыхали.

То же, что и на первую строку.


25 – 26 «Стул», «Стол»


Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье.

(В. Цвинтарный)


Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок.


У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

(В. Цвинтарный)

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опуска­ется ладошка.








27 – 28 «Машина каша»

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу


Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.



Кошке — в чашку,

Жучке — в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску — курицам, цыплятам,

И в корытце — поросятам.

Загибают по одному паль­чику на левой руке.

Всю посуду заняла,

Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала.

(Н. Нищева)

Сдувают «крошки» с ладошки.


29 «Елка»



Пальчики сцепляются —

Елка получается,

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.





Ладони от себя, пальчи­ки переплетаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставля­ются вперед. Локотки к кор­пусу не прижимаются.










30 – 31 «Где обедал воробей»

Где обедал воробей?

Дети машут перекрещен­ными ладошками.

— В зоопарке у зверей.

Ладошки изображают рас­крывающуюся пасть.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

На каждое название живот­ного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

На каждое название животного загибают по одному пальчику поочеред­но на левой, затем на пра­вой руке.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил!

(С. Маршак)

Опять изображают рас­крывающуюся пасть животного.

32 – 33«Моя семья»



Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!


Поочередное сгибание пальцев, начиная с боль­шого.











34- 35 «Грабли»



Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

(В. Цвынтарный)


Ладони на себя, пальчи­ки переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.






36 – 37 «Акула»


Приплывали две севрюги,

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

У них спины словно дуги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетели с двух сторон.

Изображают, как севрю­ги плывут навстречу друг другу.

Ты, акула, выйди вон.

(В. Волина)

Делают ладонями оттал­кивающее движение.






38 «Лошадки»



По дороге белой, гладкой,

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.


Пальчики «скачут» по столу.






39 «Братцы, братцы, где вы были?»


Братцы, братцы, где вы были?

Ладони прижимают друг к другу.

Вместе по воду ходили.

Пальчики расходятся.

Для чего нужна водица?

Чтоб цветочку дать напиться.

Обратное действие.








40 – 42 «Шла по улице машина»


Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.



Попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочерёдно отры­вать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол. То же выполнить левой рукой.


43 «Я весёлый майский жук»


Я весёлый майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу

А зовут меня Жу-жу.

Не кусай, комарик злой,

Я уже бегу домой.


Сжать кулачок, указатель­ный палец и мизинец развес­ти в стороны — «усы», поше­велить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и боль­шой пальцы, расслабив, опус­тить вниз —«лапки».













44 – 45 «Живая цепочка».


Набухла речка, набухла почка,

Соединяют мизинчики, безы­мянные пальчики.

Живая в небе плывет цепочка.

Соединяют средние пальцы.

В рассветной сини курлычет стая,

Соединяют указательные пальцы.

Весну и лето соединяя.

Соединяют большие пальцы.


46, 48 «Помощники»

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайтесь, детвора,

Маме помогать пора.

Выполнение движений пальцами по тексту





47 «Сколько птиц к кормушке нашей»


Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и раз­жимают кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

На каждое название птицы загибают по пальчику.

Дятел в пестрых перышках,

Всем хватило зернышек

(Н. Нищева)

Опять сжимают и разжи­мают кулачки.



49 «После зимней спячки…»


После зимней спячки,

Проснулся мишка косолапый:

Тихо шагает,

Кости разминает.

Четыре пальца верти­кально стоят на столе. Средний согнут — это голова медведя.













50 «Вырос высокий цветок на поляне…»


Вырос высокий цветок на поляне,

Цветок с закрыты­ми лепестками.

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питание,

Ритмичные движе­ния пальцами вмес­те и врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Изображают «кор­ни».



51 – 52 «Небо синее в России»

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Загибают по одному пальчи­ку на обеих руках.

Есть и клены, и дубы,

Пальцы на обеих руках изоб­ражают «ветки» — сходят­ся, расходятся.

А какие есть грибы!

«Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).

А еще пекут в печи

Хлопают. То одна рука свер­ху, то другая.

Вот такие калачи.

«Калачи».




53 – 54 «Маляры»


Маляры известку носят,

Дети руками изображают «ковшики».

Стены кистью купоросят.

Поглаживающие движения пра­вой рукой по ладони левой руки.

Не спеша разводят мел...

Я бы тоже так сумел.

На ладони правой руки круговые движения указательным паль­цем левой руки и наоборот.


55 – 56 «Есть у Егора чудесные вещи…»


Есть у Егора чудесные вещи:


Руки ладонями вверх.


Рубанок, пила, молоток и клещи.

Загибают по четыре пальчика на каждой руке.

Есть у него топор с долотом...

Загибают пятый пальчик.

Может Егорка построить дом.

Изображают «домик».












57 «Кулачки мы вместе сложим…»


Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмем.

Снова в кулачки сожмем.

Разгибаем, загибаем,

Снова кулачки сжимаем.


Движения по тексту.



58 «Весна-красна, ты с чем пришла?...»


  • Весна-красна,
    Ты с чем пришла?

  • С сохой, бороной,
    С лошадкой вороной,
    С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С травою шелковою,

С водою ключевою,

С калиной, малиной,

С красной рябиной!

(Народная песенка)


На каждый раз загибают по одному пальчику, снача­ла на левой, затем на пра­вой руке.






59 – 60 «Дружба»


Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Обхватить правой ладо­нью левую и покачивать.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Наоборот.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот.


61 -62 «Пять телят»


Этот теленок пьет молоко.

Этот теленок ушел далеко.

Этот теленок травку жует

Этот теленок копытами бьет;

Этот теленок мычит: «Му-му-му!

Все разошлись!

Скучно мне одному!»

Руки зажаты в кулачки. Пальцы раскрываются, начиная с мизинца.











63 – 64 «Мы писали, мы писали…»


Мы писали, мы писали,

Ритмично сжимают и раз­жимают кулачки.

Наши пальчики устали.

Пальчики «скачут» по столу.

Вы скачите пальчики,

Как солнечные зайчики.

Указательный и средний паль­цы вытянуть вверх, осталь­ные выпрямить и соединить.




65 – 66 «На ромашке — две букашки…»



На ромашке — две букашки,

А на лютике — жучок,

В колокольчике — кузнечик,

На гвоздике паучок.

А на маке никого.

Сколько было их всего?


Загибают пальчики и подсчитывают.