Паспорт инновационного педагогического опыта

Косырева Елена Викторовна, учитель начальных классов, стаж работы – 7 лет
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области «Секиринская основная общеобразовательная школа»
Тема инновационного педагогического опыта: «Обучение решению простых и составных задач с применением информационно-коммуникатив-ных технологий на уроках математики»
4. Сущность опыта:
В настоящее время имеет смысл разрабатывать и апробировать систему уроков математики с применением новых информационно-коммуникационных технологий. Особый интерес представляют возможности развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, использования программного обеспечения компьютерного класса, электронных учебников, Интернет ресурсов. Рассмотрела теоретические аспекты использования информационно-коммуникационых технологий на уроках математики при обучении решению простых и составных задач, психолого-педагогические основы организации математического развития младших школьников, роль и виды информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, особенности методов решения задач с использованием ИКТ на уроках математики.
Для этого подробно ознакомилась с множеством учебно-методическими комплексами: «Школа России», «Перспектива», «Школа 2000..», «Школа 2100», «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление», «Начальная школа XXI века», «Планета знаний», «Гармония», «Начальная инновационная школа», с развивающей системой Л.В. Занкова, с развивающим обучением по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Многие из них неплохо работают, но только на «сильного» ученика, а что делать с оставшейся массой, которая, как не решала задачи, так и не решает?
При разработке уроков с компьютерной поддержкой я опиралась на знание теоретического материала; на активную деятельность детей, что не только укрепило знания, умения и навыки, но способствовало развитию мышления, самостоятельности, творческого потенциала младших школьников. Использование системы упражнений по формированию навыков решать простые и составные задачи позволило:
- повысить качество усвоения математических знаний;
- развить творческий потенциал учителя начальных классов, стимулируя его самостоятельному составлению учебных заданий, выбору средств и форм организации деятельности учащихся.
Пюрве Мучкаевича Эрдниева, который является основоположником системы универсального средства - укрупнённая дидактическая единица, успешно применяется в любой программе. Изучив подробно экспериментальное учебное пособие, я разработала свой подход к простой и составной задаче. Я не трачу время на решение одной задачи, а учу детей сразу проникать во все связи между компонентами и результатом действия и даю целый блок задач на нахождение неизвестного, не забыв при этом поработать с уравнениями аналогичных типов. Кстати, знакомство с уравнениями в начальной школе осуществляется гораздо позднее.
Открытие Пюрве Мучкаевича нельзя назвать современным, но на деле тема является очень актуальной. И вот почему: «…смысл концепции укрупнения дидактических единиц состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупнённая дидактическая единица определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей – взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно-обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач, т.е. развивают мышление школьника», что очень важно всегда, а сейчас с введением в начальную школу Федерального образовательного стандарта особенно.
5. Пропаганда опыта
Для углубления понимания детьми структурных особенностей задач важно рассмотреть различные варианты решения задач, систематическое составление задач самими учениками и упражнения в различных преобразованиях задач. Всё это в значительной мере способствует и математическому, и общему развитию детей.
С этих позиций и следует подходить к каждой задаче, решаемой детьми. Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждая задача стала наиболее разносторонним источником знаний и представлений, давала бы наиболее полный поток информации, поступающей в мозг ученика. Отсюда следует, что не нужно предлагать ребёнку решать как можно больше задач – это не самый короткий путь и не самый совершенный. Целесообразнее ориентировать ученика на то, чтобы при решении задачи он почерпнул из неё всевозможные сведения, способствующие его развитию, его продвижению вперёд по пути совершенствования мышления, по пути овладения новыми знаниями.
6. Описание опыта
При использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, взяв за основу систему Пюрве Мучкаевича Эрдниева, в самом начале возникли трудности, связанные с изложением материала большими порциями (блоками) с элементами творчества, так как:
- учащиеся недостаточно подготовлены были к подобному изложению материла (где отсутствует готовый для запоминания материал, нет типизации задач), потому как привыкли к подробному, последовательному разъяснению (изложению) материала;
- учащиеся оказались не подготовлены к своеобразной методике нетрадиционного подхода: изучение материала большими порциями с элементами творчества (материал даётся ещё не в готовом виде, где новые задания открываются ребёнком самостоятельно или в совместном поиске с учителем, обеспечивая активную познавательную деятельность и прочное усвоение знаний). Это отличает от стандартного изложения, где больше времени уделяется разъяснению одного вида простых задач (формированию умений и навыков решать один из видов простых задач);
- недостаточно времени было уделено формированию умений решать простые задачи данных видов;
- несоответствие содержания учебных пособий (учебников) с нетрадиционной методикой преподавания материала;
- отсутствие системности в изучении материла нетрадиционным способом.
После работы над прямой задачей, когда на глазах у детей рождаются две новые обратные задачи, им показываю таблицу первого цикла обратных задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого. Ещё раз отрабатывается выполнимость трёх условий обратных задач. Введение обратных задач не изолировано от введения ранее прямой, а есть как бы её продолжение.


Подобным образом происходит знакомство с таблицами обратных задач второго цикла: на нахождение разности, уменьшаемого, вычитаемого и третьего цикла: на уменьшение числа, на увеличение числа.

Используя систему, можно изучая сложение одновременно знакомить детей с действием вычитания. Например:
6 + 2 = 8 3 + 1 = 4
8 - 2 = 6 4 - 3 = 1
8 - 6 = 2 4 - 1 = 3
Принципы работы над составными задачами остаются прежние. Но так как эти составные задачи состоят из простых задач на сложение и вычитание, умножение и деление, то возможностей работы в блоках появляется гораздо больше.
В работе использую различные виды оформления краткой записи: таблицы, опорные слова, рисунок, чертеж. При решении составных задач обязательно записывается объяснение после каждого действия.
Содержание математического образования действительно становится направлено на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
7. Внедрение инновационного педагогического опыта (кто и где использует данный опыт в практической деятельности)
Косырева Елена Викторовна, филиал МБОУ «Чулковская СОШ» «Секиринская ООШ».
8. Результативность опыта
![]()
Самооценка успеваемости учеников по математике также достаточно высока (50% считают, что хорошо знают математику, нормально - 42%), а количество детей с низким уровнем самооценки знаний по математике за время обучения по данной технологии уменьшилась в 2 раза.
![]()
9. Педагогом реализованы следующие проекты:
- «Использование ИКТ на уроках математики при решении простых и составных задач» (защита ВКР, 2013).
- «Внедрение современных педагогических технологий в практику» (РГУ им. С.Есенина).
- «Закрепление письменных приемов сложения и вычитания» (открытый урок, 2 класс).
- «Электронное средство обучения в начальном образовании» (публикация на сайтt infourok.ru ).
- Организация работы с одаренными детьми в рамках реализации концепции математического образования (выступление на РУМО).
10. Участие в конкурсах
- Конкурс лучших учителей ОУ на получение гранта главы администрации МО – Скопинский муниципальный район (победитель).
- Благодарность главы администрации МО – Скопинский муниципальный район за мастерство, за творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей и активное участие в конкурсах.
- Сертификат участника в дистанционной мастерской «Облачный атлас».
Общероссийская олимпиада «Олимпус» по математике (участие-Осинцева Анастасия Шакирова Изабелла, Мохова Людмила – 1 класс)
Всероссийский конкурс «Лисенок» по математике (участие-Шакирова Изабелла – 2 класс, призер-Косырева Марина – 4 класс)
Муниципальная олимпиада по математике (победитель-Шакирова Изабелла – 3 класс)